Сергей Безруков рассказал, что хотел бы изменить на Родине
Сегодня в столице завершается IV Международный Большой Детский фестиваль. О том, на что пришлось пойти организаторам, чтобы провести важнейшее мероприятие в столь трудное время, в интервью главному редактору ФАН рассказал художественный руководитель фестиваля Сергей Безруков. В последнее время многие актеры и режиссеры жалуются, что пандемия и введенные из-за нее ограничительные меры лишили их работы, но только не Безруков — он не привык роптать на судьбу, предпочитая постоянно находиться в движении и открывать для себя все новые и новые горизонты. Кроме организации фестиваля, у Сергея Безрукова еще и три премьеры в Московском Губернском театре, худруком которого он является, причем в одной из постановок — «Казанова. Ars Vivendi» — актер играет главную роль. О своих проектах, взглядах на жизнь, отношениях с женой, трехдневном декретном отпуске, секрете, который ему «выдал» Олег Табаков, — в интервью ФАН.
— У Вас сейчас горячая пора: съемки в двух фильмах, только что состоялась премьера в театре, а сегодня завершает работу IV Международный Большой Детский фестиваль. Вы и актер, и режиссер, и худрук театра, и худрук фестиваля — четыре ипостаси. Какая из них важнее? И как удается уделять внимание всему сразу?
— Важно все, иначе не имеет смысла этим заниматься. Иногда в один день приходится совмещать, чередовать все эти роли. Сложно, но возможно. Все приходит с опытом. За много лет я уже привык к такому ритму. Привык не унывать в любых ситуациях, а сейчас, в условиях изменившегося мира, это особенно важно. Мир действительно серьезно поменялся — из-за пандемии, локдаунов и чудовищных ограничений, которые убивают экономику театра и заставляют нас практически выживать в нынешних реалиях. Но ничего не поделаешь, приходится смириться и терпеливо ждать, что будет дальше. Надеюсь, выживем.
— В прошлом году БДФ прошел в экстремальных условиях — на пике заболеваемости и ограничений, онлайн. В этом году было легче? Удалось ли провести его так, как мечталось?
— Да, учитывая ситуацию, нам удалось воплотить задуманное процентов на 95. Наш фестиваль открылся 1 сентября, мы успели привезти в Москву большое количество коллективов еще до локдауна. Программа Большого Детского фестиваля в этом году была обширная, представили 93 творческих проекта: спектакли, кино- и анимационные фильмы, цирк, детскую литературу. Пять спектаклей не смогли приехать из-за ограничений, наше детское жюри смотрело и оценивало их в видеозаписи, но в основном все получилось. К великому сожалению, финал фестиваля, который мы должны были по традиции провести в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, из-за ограничений и отмены самого форума пришлось перенести в Москву. Тем не менее церемония закрытия, придуманная режиссером Романом Боклановым, состоится в том виде, как и была задумана, но на сцене Московского Губернского театра мы сегодня подведем итоги нашего фестиваля. Победителей у нас выбирает детское жюри, ребята от 6 до 16 лет, юные актеры, музыканты, спортсмены. Я наблюдал за их голосованием, и, как и в предыдущие годы, отметил, что многое из той программы, что мы подготовили, им действительно понравилось. Хотя есть и много неожиданных решений, но мы не вправе их менять, потому что на нашем фестивале все решают дети.
— Что нового в Московском Губернском театре, который Вы возглавляете?
— В сентябре мы выпустили масштабный музыкальный спектакль «Безымянная звезда», его поставил Александр Созонов. На днях состоялась премьера моего спектакля «Казанова. Ars Vivendi», где я выступил в качестве режиссера и сыграл главную роль. Сейчас идут репетиции спектакля «Много шума из ничего», который ставит Анна Горушкина, премьера состоится буквально через несколько дней, 27 ноября. Затем мы начнем готовиться к юбилею Губернаторского оркестра — штатного оркестра нашего театра, которому в феврале исполнится 15 лет. Это будет такой бенефис оркестра, музыкальное ревю, которое мы выпустим в апреле. Дальше у нас будет много репетиций, будет еще одна премьера в мае — поэтический спектакль «Чужие берега» — и параллельно — подготовка к нашему фестивалю «Фабрика Станиславского». Если все будет хорошо и пандемия не нарушит наши планы, то на открытии фестиваля по традиции покажем эскиз будущего спектакля «Маскарад» в постановке литовского режиссера Роландаса Аткочюнаса, где я сыграю Арбенина. Этот спектакль мы планировали выпустить еще в 2020 году, но из-за локдауна режиссер и постановочная группа не смогли к нам приехать, пришлось перенести репетиции на этот сезон. Надеюсь, что на этот раз все сложится.
«Я в восторге от спектакля «Казанова». Я видел много и театральных, и киноработ Сергея. Всегда восхищался его талантом. Изначально мы знали друг друга как коллеги, познакомились на общих мероприятиях. Дальше у нас были совместные работы. Сергей снимал новый фильм в декорациях Большого московского цирка при участии наших животных. Я был приглашен на его премьеру спектакля «Казанова». Получил огромное удовольствие. Спектакль очень легкий, несмотря на достаточно провокационную тему спектакля. Казанова — персонаж эпатажный. Замечательная режиссерская работа. Отдыхаешь на протяжении всего спектакля, получаешь удовольствие. Есть несколько моментов, в которых Сергей Безруков удивительным образом раскрывается с точки зрения многогранности своего таланта. Тема с его перевоплощениями, поселением душ внутрь своего тела. Один образ сменяется другим буквально за несколько секунд. Это потрясающая площадка для Сергея, чтобы вновь показать свой талант».
— Вообще тенденции нынешнего сезона таковы, что театр должен стать своего рода антидепрессантом. Все эти пандемийные страхи и ограничения, сложности из-за требований QR-кодов, без которых не попасть в музей, на концерт или спектакль, — это все рождает ощущение недоверия, агрессии, безнадежности. И сейчас зрителю нужен спектакль-праздник, нужны постановки, которые дают возможность радоваться, надеяться. Поэтому — «Безымянная звезда», «Казанова», «Много шума из ничего». Стараемся поднимать людям настроение, дарить ощущение праздника.
«Прекрасная актерская работа Сергея. Особенно он блистает в сцене спиритического сеанса. Причем проявляет себя и как характерный артист, прекрасен в драматических кусках воспоминаний. Мне немного не хватило действия в первом акте, но во втором все выровнялось, и было уже интересно и замечательно. Замечательная работа Янины Соколовской!»
Далее читайте здесь