Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 26 августа 2021 г.
Стихи Рецензия

Музей красивых вещей

О новой книге Светланы АСТРЕЦОВОЙ размышляет Лиза РЕШЕТНИКОВА.

26 августа 2021

В Галерее искусств Зураба Церетели прошла презентация новой книга поэта и режиссера Светланы Астрецовой «Зеркальный лабиринт», а также выставка графики автора.

«Неискренность — худшее, что может случиться с художником», — утверждает Светлана Астрецова и дарит читателю книгу стихов, искренне и доверчиво раскрывающих сокровищницу образов, из которых черпает вдохновение. Светлана обращается к любимым авторам, произведениям, городам, культурному и историческому наследию…

В каждом из нас есть такая сокровищница: впечатления от прочитанных книг, застывшие в памяти, как открытки, картины из путешествий, любимые сюжеты, мифы, музыка… Мы во многом состоим из той информации, которая по тысяче причин нашла отклик в нашем сердце. Сокровищница образов - это внутренний компас, с которым сверяется человек, чтобы понять нравиться ли ему, как он живет свою жизнь. Нет, не компас, а внутреннее волшебное зеркало: загляни в любимую книгу - увидишь себя; вспомни фильмы любимого режиссера - увидишь себя. То, что автор вводит нас в свой персональный лабиринт волшебных зеркал - очень ценный опыт, как для поэта, так и для читателей. Не каждый поэт или прозаик пускает посторонних в свою лабораторию.

Стихи, вошедшие в сборник, были написаны во время весеннего локдауна 2020 года. Вынужденное затворничество и отсутствие привычных занятий — идеальные условия для прогулки по внутреннему зеркальному лабиринту, художественной обработке любимых сюжетов и переводу стихов Жана Кокто. Этому затворничеству и заточению, Астрецова выражает изящную благодарность:

 

Я смотрю на пожар багровый,

На распад всех систем, устоев

В самом сердце у катастрофы

Я впервые усну спокойно.

 

Что же получается в итоге? Получается сборник стройных, тонких стихов, классических и строгих по форме, удивляющих роскошью метафор и изысканной красотой символов. Это не подражание “Серебряному веку”, а переработанный и усвоенный опыт великих мастеров прошлого. Поэтический стиль Астрецовой можно окрестить “Неодекадансом”.

Кроме того, что автор воздает должное тем, кого выбрала себе в “герои”: Пастернаку, Рембо, Фриде Кало, и другим. Она рассказывает о коронавирусе, локдауне, любовных отношениях, размышляет о смерти и музе. Ее неодекаденский слог превращает рутину в пышное театральное шествие.

Так, простой отход ко сну становиться действием мифологического масштаба:

 

Сон бесшумно идет к алькову,

Словно хищник к моей пещере.

На подушку, как на жаровню

Опущу раскаленный череп.

 

Театрализация и поэтизация жизни — позволяет взглянуть на череду повседневных событий, как на произведение искусства, да еще и выполненное в стиле той эпохи, которая близка сердцу. Этому взгляду (сквозь дорогое кружево веера) на жизнь может научится и читатель.

Читатель, особенно юный, вообще может многому научится, если “Зеркальный лабиринт” попадет к нему в руки. Стихи проза Астрецовой пестрят отсылками к огромному количеству достойных внимания явлений европейской культуры. Книга заботливо снабжена сносками и расширит кругозор, скажем, старшего школьника, а также позволит продемонстрирует ему, как вольно можно обращаться со стилями прошедших эпох. И сколько свободы в творчестве, если с помощью стихов, прозы и графики можно создать целый собственный (такой личный) музей красивых вещей. Поместить его под обложку книги и позволить другим любителям прекрасного касаться души поэта:

 

Вы тронете книгу (обложка - не кожа!)

И я не приму отказ.

Обманом, бесстыдно, бесчестно и все же

Я буду в руках у вас.

 

Лиза РЕШЕТНИКОВА


Тэги: Спецформат Книга
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS