В Галерее искусств Зураба Церетели прошла презентация новой книга поэта и режиссера Светланы Астрецовой «Зеркальный лабиринт», а также выставка графики автора.
«Неискренность — худшее, что может случиться с художником», — утверждает Светлана Астрецова и дарит читателю книгу стихов, искренне и доверчиво раскрывающих сокровищницу образов, из которых черпает вдохновение. Светлана обращается к любимым авторам, произведениям, городам, культурному и историческому наследию…
В каждом из нас есть такая сокровищница: впечатления от прочитанных книг, застывшие в памяти, как открытки, картины из путешествий, любимые сюжеты, мифы, музыка… Мы во многом состоим из той информации, которая по тысяче причин нашла отклик в нашем сердце. Сокровищница образов - это внутренний компас, с которым сверяется человек, чтобы понять нравиться ли ему, как он живет свою жизнь. Нет, не компас, а внутреннее волшебное зеркало: загляни в любимую книгу - увидишь себя; вспомни фильмы любимого режиссера - увидишь себя. То, что автор вводит нас в свой персональный лабиринт волшебных зеркал - очень ценный опыт, как для поэта, так и для читателей. Не каждый поэт или прозаик пускает посторонних в свою лабораторию.
Стихи, вошедшие в сборник, были написаны во время весеннего локдауна 2020 года. Вынужденное затворничество и отсутствие привычных занятий — идеальные условия для прогулки по внутреннему зеркальному лабиринту, художественной обработке любимых сюжетов и переводу стихов Жана Кокто. Этому затворничеству и заточению, Астрецова выражает изящную благодарность:
Я смотрю на пожар багровый,
На распад всех систем, устоев
В самом сердце у катастрофы
Я впервые усну спокойно.
Что же получается в итоге? Получается сборник стройных, тонких стихов, классических и строгих по форме, удивляющих роскошью метафор и изысканной красотой символов. Это не подражание “Серебряному веку”, а переработанный и усвоенный опыт великих мастеров прошлого. Поэтический стиль Астрецовой можно окрестить “Неодекадансом”.
Кроме того, что автор воздает должное тем, кого выбрала себе в “герои”: Пастернаку, Рембо, Фриде Кало, и другим. Она рассказывает о коронавирусе, локдауне, любовных отношениях, размышляет о смерти и музе. Ее неодекаденский слог превращает рутину в пышное театральное шествие.
Так, простой отход ко сну становиться действием мифологического масштаба:
Сон бесшумно идет к алькову,
Словно хищник к моей пещере.
На подушку, как на жаровню
Опущу раскаленный череп.
Театрализация и поэтизация жизни — позволяет взглянуть на череду повседневных событий, как на произведение искусства, да еще и выполненное в стиле той эпохи, которая близка сердцу. Этому взгляду (сквозь дорогое кружево веера) на жизнь может научится и читатель.
Читатель, особенно юный, вообще может многому научится, если “Зеркальный лабиринт” попадет к нему в руки. Стихи проза Астрецовой пестрят отсылками к огромному количеству достойных внимания явлений европейской культуры. Книга заботливо снабжена сносками и расширит кругозор, скажем, старшего школьника, а также позволит продемонстрирует ему, как вольно можно обращаться со стилями прошедших эпох. И сколько свободы в творчестве, если с помощью стихов, прозы и графики можно создать целый собственный (такой личный) музей красивых вещей. Поместить его под обложку книги и позволить другим любителям прекрасного касаться души поэта:
Вы тронете книгу (обложка - не кожа!)
И я не приму отказ.
Обманом, бесстыдно, бесчестно и все же
Я буду в руках у вас.
Лиза РЕШЕТНИКОВА