В четырехдневном форуме, что состоялся в конце июля, приняли участие около полусотни литераторов из Москвы, Донецка, Севастополя, Евпатории, Владивостока, Архангельска, Самары, Новосибирска, Кемерово, Красноярска, Иркутской области, Алтайского края.
День первый
На церемонии открытия выступили заместитель председателя правительства Алтайского края Юрий Абдуллаев и министр культуры Елена Безрукова.
– «Большой книжный фестиваль в Бийске» – это классный, умный подарок к 95-летию Шукшина. Наукоград Бийск – город тех, кто делает нашу страну сильнее. И горожане смогут познакомиться с издателями и прекрасными писателями, людьми кипучей творческой энергии и большого таланта. Обилие продукции на книжной ярмарке говорит всем нам о том, обычную, бумажную книгу ничто не заменит! – заявила Елена Безрукова.
Представляя свою новую книгу «Как исчезает дым», прозаик и публицист Платон Беседин в ходе творческой встречи «Внутренний человек русской литературы» отметил:
– Взрослые еще понимают друг друга, мы словоцентричные люди, а вот дети приходят уже в другую реальность. Проблема клипового мышления – пройденный этап. Нейросети – вот что реально пугает. И как в новых условиях заставить ребенка читать? Мои дети знают, что папа писатель, в квартире две комнаты с книжными шкафами. Но это не производит нужного эффекта. Я ищу решение проблемы. Человек слова – против человека цифры. Как будут сосуществовать эти две разные культуры – очень интересно. При этом главная система координат России – великая русская классическая литература. Человека внутри себя забывать нельзя.
Барнаульцы Юлия Нифонтова, Валерий Копнинов и Татьяна Кузнецова представили новую книжную серию «Библиотека Союза писателей России». Она началась с поэтического сборника Кузнецовой «Парадоксы времени» и романа Копнинова «12 затмений луны». Идея серии родилась на встрече главы СПР Николая Иванова и председателя Алтайского отделения СПР Анны Самойловой с губернатором Виктором Томенко и министром культуры Еленой Безруковой.
Стартовый фестивальный день также украсили творческие встречи с поэтами Полиной Орынянской (Москва) и Александрой Малыгиной (Барнаул), лекция «Как стать сценаристом мультфильмов» Ольги Харитоновой (Новосибирск), мастер-класс «Первые шаги в литературе» Дмитрия Емца (Евпатория) и выступление лауреата Шукшинской литературной премии 2024 года Владиславом Поповым (Архангельск).
День второй
Форум продолжился не менее интересно. Большую аудиторию собрал Дмитрий Емец, рассказавший о мире фэнтези и ответивший на множество вопросов.
– Есть два острова: детская и взрослая литература. Между ними – океан. Есть единственный мост – фэнтези. Мой первый заход на эту территорию – цикл «Таня Гроттер», первый роман о девочке-волшебнице писал 5 лет. Как я работаю? Обычно тема будущей книги долго кристаллизуется. Придумывается вход в ситуацию, а вот какие именно препятствия встречает на своем пути главный герой – придумываю уже по ходу. Сколько книг будет в новой серии – тоже никогда не знаю заранее, и мне кажется, это верный подход. Литература сродни соревнованию. Если я иду мимо турника, где кто-то подтягивается, я сразу хочу подтянуться большее число раз. Не бойтесь писать о русалках или школе волшебников: если ваш текст получится сильнее, то запомнят именно его, вы затмите своих знаменитых предшественников. Фанфики – хороший тренировочный жанр, 70 процентов современных фантастов начинали с него. Что люблю читать? «Карлсона» в детстве прочел раз 15, не меньше, потом увлекся книгами Носова, Милна, Сабатини. Сейчас с интересом знакомлюсь с книгами нон-фикшен, но читаю бессистемно. Очень нравится книга Льюиса «Расторжение брака», люблю ее слушать, а вот глазами никогда не читал. Нельзя не признать: не все современные дети любят читать, так что нынешние писатели – хранители исчезающего культа! – сообщил Дмитрий Емец.
Классик отечественной литературы Владимир Крупин дал краткий анализ развития российской культуры:
– Я дитя советской эпохи, считаю ее замечательной. В 60-70-е наблюдался великий ренессанс литературы, книги издавались огромными тиражами. Моя дебютная книга вышла тиражом 50 тысяч экземпляров, а сборник «Живая вода» - уже трехмиллионным тиражом. Я был редактором журнала «Москва» с тиражом 850 тысяч. Сегодняшним писателям во многом труднее, чем было нам. Все рухнуло в проклятые ельцинские годы. Сейчас по ТВ или скалозубство, или разврат – а ведь время непростое, снова идут похоронки по всей стране. Но Россия поднимется. Не может не подняться. Ведь у нас есть величайшая в мире литература, и трех жизней не хватит, чтобы прочесть ее целиком и осмыслить. Счастье, что у России был Пушкин. А мне господь помог тем, что я дружил с Абрамовым, Лихоносовым, Распутиным, Беловым, Рубцовым…
Диалог на тему «Россия от океана до океана» провели Михаил Тарковский и Василий Авченко. Тарковский поделился наболевшим, продолжив разговор с читателями, начатый Крупиным:
– Не так давно прочел интервью одной либеральной дамочки. Она сказала: «В советское время мы молились книжному шкафу – но это было вынужденно!» То есть нам нечем было заняться, понимаете? А с моей точки зрения, у нас великая литература, стоящая на трех китах – народность, религиозность, благородство интонации. А интернет и телефоны созданы ради того, чтобы отлучить наших детей от чтения, от наших корней! Однажды мы с Василием Авченко и Андреем Антипиным сели в машину и махнули по зимнику в Бодайбо – по зову сердца, не на литфестиваль, по дороге останавливались в поселках, встречались с народом в библиотеках, дарили книги. У писателей общая задача: сделать нашу Родину лучше, служить и верить России – прекрасной, многострадальной, непобедимой. Но в издательских делах, воспитании патриотизма писателям должно помочь государство. Ведь случилось страшное: изменен канон русской литературы, культурной элиткой произнесено немыслимое: «Пушкин хорош, но время его прошло, сегодня надо писать иначе и совсем о других вещах». Я с такой позицией категорически не согласен!
Михаил Гундарин и Евгений Попов привезли в Бийск книжную новинку – биографическое исследование «Василий Макарович».
– В 60-е годы у читателей было три кумира: Василий Аксенов, Василий Шукшин и Фазиль Искандер. Один из них, Шукшин, дал мне путевку в жизнь. Два моих рассказа вышли в «Новом мире» без цензуры и с немного сокращенным предисловием Василия Макаровича. И после этого я, 30-летний красноярский автор 200 неопубликованных рассказов, что называется, проснулся знаменитым. Я приехал в Москву, на улицу Бочкова, в гости к Шукшину, и он сказал: «Тебе надо уезжать из Красноярска. Болтаешь много – тебя посадят. Пишешь с пониманием про пьянку, видно, крепко зашибаешь – сопьешься. Или, что хуже всего, оставшись в Сибири, станешь комсомольским писателем, будешь прославлять очередное строительство ГЭС». Я внял шукшинским советам, – признался Евгений Попов.
Михаил Гундарин поделился своими выводами:
– Уверен, не родись Шукшин в Сибири, он стал бы совершенно другим человеком. Известно, что он охотно занимался собственным жизнестроительством, запускал байки о себе. К примеру, есть несколько версий его поступления во ВГИК. Мы с Поповым исследуем, как вела Шукшина его звезда, что сподвигло его сбежать из алтайской деревни. Считаю, что лучшее шукшиноведение – на Алтае, не в обиду Алексею Варламову, недавно написавшему про Шукшина том в «ЖЗЛ». Сегодня Шукшин более актуален, чем в 90-е. Он никогда не работал на заказ. Его привлекало русское самостояние. «Заграница нам поможет!» – с этим тезисом он бы не смог согласиться.
Михаил Тарковский также провел презентацию своей новой книги «42-й до востребования». Прозаик из Иркутской области Андрей Антипин рассказал о своих любимых поэтах и писателях. Донецкая поэтесса Ксения Першина провела творческую встречу «Где будет сердце тикать». Александра Малыгина и Анна Самойлова представили книжной серии «Молодой голос Алтая». Их земляк, барнаулец Иван Образцов прочел лекцию «Пушкинская сказака о рыбаке и рыбке: история несчастного потребителя». Елена Абрамкина (Новосибирск) рассказала, как без вложений реализовать писательское продвижение. Одним из самых ярких событий дня стал трехчасовой концерт московской певицы Елены Фроловой в городском Доме культуры.
День третий
В середине фестиваля писатели разделились: одна половина уехала в Сростки на большой Шукшинский праздник, а другая продолжила активное общение с бийскими читателями.
На встрече друзей журнала «Бийский вестник» приятным сюрпризом стало выступление прославленного биатлониста, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Ивановича Тихонова.
– Я новосибирец, но сейчас живу в Беларуси. Мой друг, биатлонист Анатолий Жданович, строит на Алтае биатлонный комплекс. Поэтому мы регулярно бываем в Бийске, читаем местный литературный журнал – очень достойное издание. Книги и журналы – то, что всегда должно быть под рукой. Желаю писателям и читателям крепкого здоровья, а остальное все приложится, – заявил Александр Тихонов.
Известный барнаульский поэт, прозаик и журналист Владимир Токмаков напомнил землякам, как начинался его творческий путь:
– В молодости я писал стихи, а к прозе относился слегка пренебрежительно, ведь именно в поэзии «словам тесно, а мыслям просторно», Пушкин искал нужное слово, подбирая до 20 вариантов, судя по его черновикам. Я журналист, всю жизнь в профессии: 15 лет работаю на телевидении, до этого писал для газет. И мой блокнот был переполнен не придуманными интересными историями про «лихие 90-е». Так получилась моя первая книга прозы «Детдом для престарелых убийц», где главный герой – журналист, которого бросает из крайности в крайность. Этот роман сначала вышел в Барнауле, затем в питерском издательстве «Амфора». Далее написал на спор мистический путеводитель по Барнаулу – и выиграл ящик хорошего коньяка. Меня заинтересовала легенда о том, что в 1941 году к нам на Алтай привезли тело Ленина. Вообще, о родном Барнауле можно рассказать много чего интересного: его посещали Достоевский, Рерих, Мессинг, на кладбищенских плитах и памятниках встречается масонская символика. Барнаул дважды исчезал полностью: в 1793 году было сильнейшее наводнение, а в 1917-м – страшный пожар…
Еще один барнаульский литератор, поэт и прозаик Юлия Нифонтова, провела свою творческую встречу в подобном ключе, познакомив публику с избранными фактами автобиографии.
– После окончания Новоалтайского художественного училища и Алтайского госинститута культуры и искусств я преподавала на худграфе. Ходила в литстудию к великому Валерию Котеленцу, откуда вышла целая плеяда талантов: Елена Безрукова, Анна Самойлова, Татьяна Баймундузова, Александра Малыгина… И вдруг услышала, как по телевизору Николай Караченцов поет песню на мои стихи – «Судьба актерская». Я поняла, что это знак. И вскоре меня пригласили в Москву на семинар «Дети солнца», организованный Литинститутом. Каждого участника там разбирали целый день, мастера читали наши стихи наизусть - это было потрясающе. По итогам семинара я получила рекомендацию на вступление в Союз писателей России. Меня приняли, после чего я возглавила Алтайский Дом литераторов в Барнауле, – сообщила Нифонтова о старте своей писательской карьеры.
На встрече с лауреатами премии «Лицей» 2024 года Ольгой Харитоновой (Новосибирск) и Анной Маркиной (Москва) речь шла преимущественно о современной короткой прозе.
– Отмечу наличие авторского «я» у молодых прозаиков Анны Лужбиной, Алексея Колесникова, Дмитрия Терентьева. Их сборники рассказов («Юркие люди», «Экспроприация», «Курсантские истории») – незаурядные. В издательстве «Формаслов» вышла книга милых миниатюр, написанная Вячеславом Харченко. Рада за Ольгу Харитонову, у которой в ноябре в «Альпине» будет издана новая книга рассказов, – заявила Анна Маркина.
Прозаик и драматург Мариэтта Роз прочла увлекательный доклад «Новосибирск 80-х и 90-х: чужое и личное восприятие времени и событий» - на основе своих двух повестей, «Девочка из Пентагона» и «Круги по воде».
– Мое поколение 1979 года рождения – последние пионеры. Когда мне было 10 лет, вокруг наблюдалось огромное количество неформальной молодежи. Все подьезды и чердак в моем большом доме в самом центре города, по адресу Красный проспект, 30, разрисовали панки, рокеры и металлисты. Однажды я потеряла ключи от квартиры – и нефоры позвали меня в гости на чердак, я научила их прыгать «в резиночку». Рядом были притягивающие места: огромный недостроенный спорткомплекс, поля с коноплей, неработающий глубокий фонтан, где дрались девочки без страха быть увиденными милицией. Я подала свою «Девочку из Пентагона» на премию Магалифа, но Алексей Ерошин, единственный из членов жюри, влепил мне двойку, сравнив эту повесть с «Архипелагом ГУЛАГом» для школьников и назвав ее очень вредной. Остальные его коллеги восприняли текст совершенно иначе, поставили очень высокие баллы, и я вошла в число дипломантов премии. В следующем году планирую издать сборник сказок, – улыбается новосибирский автор.
Очень оживленно прошло еще несколько мероприятий. Это творческая встреча с Василием Авченко «Невыдуманные истории» и презентация романа Яны Вагнер «Тоннель», беседа с поэтом Александрой Шалашовой «Литература как способ проживания действительности» и рассказ Данилы Давыдова о недавно вышедшем собрании сочинений Генриха Сапгира…
День четвертый
Завершающий день фестиваль был отдан в основном писателям-сибирякам.
Кемеровчанин Дмитрий Мурзин, и. о. главного редактора журнала «Огни Кузбасса», который в этом году готовится отпраздновать 75-летие, провел паблик-ток «Кому нужны «толстые» литжурналы?»
– Журналы нужны и авторам, и редколлегии, и читателям. Но без меценатов и поддержки властей журналы не могут существовать. Но, как мне кажется, последним отечественным лидером, который много читал, был Сталин – остальные не понимают важности чтения. С 2007 года «Огни Кузбасса» выходят 6 раз в год, тираж каждого номера 1600 экземпляров. Зарплаты у нас не большие, а нагрузка серьезная: в год мы получаем 900 рукописей. В итоге одна ставка у нас вакантна, не можем найти сотрудника уже 4 месяца, – посетовал Дмитрий Мурзин.
На вопрос, какими предстоит стать литжурналам, Мурзин ответил:
– Уже лет 20 минимум предсказывают быструю и легкую победу «цифры» над бумагой, но во всем мире тиражи обычных, не электронных книг только растут. Человек – не электронное животное: перелистывать страницы, делать пометки на полях, брать автограф у автора – особое удовольствие! Но бесконечное расширение информационного пространства – это, безусловно, серьезная сложность в борьбе за читателя. Вместе с тем литжурналы становятся средством быстрого реагирования – к примеру, «Огни Кузбасса» большое внимание уделяют материалам на тему СВО и других важных событий.
Откликам поэтов России и новых территорий на ход СВО посвящен сборник «Единое слово», его представил Иван Образцов. После этого Иван прочел лекцию о храмах Бийска и Барнаула. Еще один барнаульский автор, поэтесса «Ольга Родионова», провела творческую встречу с читателями. Анна Маркина познакомила публику со своим новым романом «Кукольня». Кемеровчанин Александр Мухарев поделился своим видением развития клубного и фестивального движения в Сибири. Юные бийчане с удовольствием провели время с современными детскими писателями из Сибири – Евгенией Гармс, Юлией Нифонтовой и Ириной Цхай. Автор этого материала прочел лекцию «Современный творческий процесс: радости учебы» и рассказал о своем поэтическом сборнике «Отремонтированный снег».
В ходе форума медалью имени Шукшина наградили Василия Авченко (Владивосток), Платона Беседина (Севастополь), Сергея Теплякова (Барнаул), Дмитрия Каюшкина и Виталия Шитова (Бийск). Золотая Пушкинская медаль была вручена бессменному главному редактору журнала «Бийский вестник» Виктору Буланичеву.
Барнаульский поэт и критик Иван Образцов в финале фестиваля заявил:
– Большой книжный фестиваль на Петровском бульваре Бийска ожидаемо связали с Шукшинскими днями на Алтае. На мой взгляд, состав участников фестиваля получился очень разнообразным. Были и «люди пишущие», но все же костяк составили первоклассные писатели. Самое главное, что у авторов есть возможность встретиться с читателями, рассказать не только и не столько о своих книгах, сколько поделиться важными мыслями о современном состоянии культуры. А поговорить на форуме было о чём. Например, об институте толстых литературных журналов (проблемы есть, но журналы выходят), о крупных литературных премиях (некоторые превратились в сплошную профанацию и междусобойчик), об электронных изданиях (они точно не есть спасение и единственное будущее). Я провел четыре встречи и постарался охватить несколько ключевых тем современной культуры: преемственность и традиция в отечественной литературе, краеведение (для огромной территории России это крайне важно), грантовая поддержка книгоиздания (тоталитаризм коммерческих издательских монополистов должен быть преодолён). Спасибо организаторам фестиваля, они проявили высокий профессионализм!
Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ, Минцифры РФ, минкульта Алтайского края, Ассоциации книжных фестивалей»Читающая Россия» и при помощи гранта Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» федерального проекта «Культура». Партнерами форума выступили Межрегиональная федерация чтения, Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени Шишкова, Бийская центральная городская библиотека имени Шукшина, Бийская центральная детская библиотека.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото автора