Открытое письмо Президенту, Исполкому и Вице-президентам Международного ПЕН-клуба; 150 национальным ПЕН-центрам; грядущему Конгрессу ПЕН-клуба.
Русские писатели обращаются к мировой писательской общественности с просьбой защитить их от произвола и унижений.
Высокопоставленные чиновники Международного ПЕН-клуба: Исполнительный директор Карлес Торнер и Международный секретарь Кэтрин Калдмаа, презрев заветы Джона Голсуорси, Хартию и Устав ПЕН-клуба, в течение многих лет пытаются уничтожить Русский ПЕН-центр, состоящий из самых авторитетных русских писателей и рожденный в борьбе против советской тоталитарной бюрократии в 1990 году. Названные чиновники недовольны тем, что мы не занимаемся «политикой» и не поддерживаем силы, приведшие мир к опасной черте противостояния Запада и России; тем, что защищаем всех, говоря словами Достоевского, «униженных и оскорбленных», а не только тех, на кого укажет Лондон; тем, что мы НЕЗАВИСИМЫ и от правительства России, и от противостоящих ему политических сил; тем, что, выполняя все требования Устава и Хартии, мы в меру своих сил занимаемся писательской и ПРАВОЗАЩИТНОЙ, а не оппозиционной ПОЛИТИЧЕСКОЙ деятельностью, призываем наше и другие правительства к милосердию, а не диктуем им свои условия, ибо мы писатели, а не прокуроры, адвокаты или судьи. Мы требовали смягчить условия содержания под стражей для осужденного в России по обвинению в терроризме кинорежиссера Олег Сенцова, но также защищали и томящихся в украинских тюрьмах журналистов, поэтов, прозаиков, судьба которых и даже их насильственная смерть (писатель Олесь Бузина) почему-то не волнует лондонских функционеров.
Действуя от имени Международного ПЕН-клуба, упомянутые чиновники, как недоброй памяти колонизаторы, постоянно вмешиваются в наши внутренние дела, высокомерно диктуют нам свои «правила поведения», пытаются поссорить одних писателей с другими, фальсифицируют информацию и документы, подстрекают к неправовым действиям, опираясь на «внутренних» недоброжелателей Русского ПЕН-центра, чьи действия могут быть квалифицированы как мошенничество и коррупция.
Обо всем этом неопровержимо свидетельствуют имеющиеся у нас документы, которые мы готовы предоставить независимой Комиссии. Кроме того, никто не может объяснить нам, отчего это в 1999 году наша автономная ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, полностью поддерживающая мировое ПЕН-движение, вдруг превратилась в ОТДЕЛЕНИЕ Международного ПЕН-клуба, управляемое из Лондона. Напоминаем еще раз: «политизация» Международного ПЕН-клуба, превращение его в идеологический источник новых «цветных революций» недопустимы. Джон Голсуорси многие годы вел непрерывную борьбу против проникновения «политики» в ПЕН, и мы на его стороне.
Приведем лишь два факта, свидетельствующих о своеволии чиновников. На ОФИЦИАЛЬНОМ сайте Международного ПЕНа благодаря г-же Калдмаа появилась ложная информация о том, что президентом Русского ПЕН-центра числится Виктор Ерофеев, а не Евгений Попов, которого общее собрание Русского ПЕН-центра законно избрало в 2016 году и официально продлило его президентство до конца 2020 года. На просьбу убрать лживую информацию лондонское руководство не реагирует, не информирует нас о заседаниях комиссий ПЕН-клуба, даже о тех, которые касаются нас, приглашает на Конгрессы никому не известных в России людей. Еще более странным является тот факт, что г-жа Калдмаа 7 мая 2019 года, – ровно за 10 дней до так и не состоявшегося и потому не имеющего юридической силы собрания, намеченного на 17 мая 2019 года, – уже назначила «предводителем» небольшой группы разрушителей Русского ПЕНа Виктора Ерофеева, о чем свидетельствует ее письмо президенту Евгению Попову от 10.05. 2019.
Мы полностью поддерживаем Хартию Международного ПЕН-центра, готовы платить членские взносы и выполнять все полагающиеся по Уставу требования этой организации. Однако мы резко протестуем против конъюнктурной политизации, устроенной чиновниками PEN International, и просим поддержки для гласного решения наших проблем, которые могут стать проблемами всего ПЕН-движения из-за злоупотреблений г-жи Калдмаа и г-на Торнера в отношении не только Русского ПЕН-центра, но и других национальных центров. Например, мексиканского, о чем мы узнали из открытого письма мексиканских коллег Конгрессу ПЕН-клуба в Маниле.
По совету Лондонской Штаб-квартиры и российского Министерства юстиции, мы соблюли все необходимые юридические формальности, перерегистрировались в 2018 и вновь обрели статус законно существовавшей с 1990 года ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, а не ОТДЕЛЕНИЯ, не предусмотренного Конституцией Международного ПЕНа.
Уличенные в подтасовках г-жа Калдмаа и г-н Торнер, прекратили переписку с нами, а г-жа Президент Дженнифер Клемент не ответила НИ НА ОДИН заданный нами конкретный вопрос о злоупотреблениях.
Для нас загадка, почему эстонка Кэтрин Калдмаа и каталонец Карлос Торнер так активно поддерживают беззаконие, не стыдясь даже проглядывающей в их действиях ненависти к России и ее народу. В странах, откуда они родом, у нас немало добрых друзей и коллег, равно как и в других национальных ПЕН-центрах. Это касается и созданных явно с целью дробления Русского ПЕН-центра, двух российских политизированных организаций, основанных при участии все тех же чиновников, неоднократно приезжавших для этого в Москву.
С коллегами из этих скоропалительно возникших организаций мы не воюем. Свободные писатели вольны заниматься, чем им хочется, не нарушая мировые и национальные законы…Все в России и далеко за ее пределами знают, что мы и есть тот самый Русский ПЕН-центр, та самая общественная организация, рожденная в муках в 1990-м. Нас много, нас более 200, и почти все мы известны не только в своей стране. Нас – не уничтожить! Пора понять: тоталитаризм кончился не только в России, онскоро закончится и во всем мире.
С надеждой на понимание, –
Русский ПЕН-Центр