Чтобы говорить о Божественном, нужен особый час, миг. И говорить надо языком особенным – мыслить по-особенному, погружаться в нечто не земное, в необычное. А это и есть небо.
Поэтому изучая тексты Юрия Поликарповича, вникая в смыслы, в его исконное, в нутряное, в его слои, пласты, понимаешь, что говорит поэт с миром на своем языке, своими особыми текстами, своим способом размещая слова, которые соединяются, образуя данность в виде особого языка. Не просто особого, а имеющего примеси небесной глины, из которой создается живая материя.
Бездна чревата погибелью или спасеньем.
Есть между смертью Христа и Его воскресеньем
Тайных три дня. В мою душу запали они.
Адом и Раем полны эти долгие дни.
Славен Господь! Он взломал колесо возвращений.
Эй, на Земле! Бог летит как стрела. На колени!
Хватит шататься столбом между злом и добром!
Небо есть ключ, а Земля есть замок... Где же Дом?
Именно на этом языке можно вещать глубинные смыслы будущего, можно говорить пророческие вещи:
На Украине, как туча в удушливый день,
В огненной яме стояла косматая тень.
То был Мазепа, и шведы, и вечные муки.
К черному солнцу вздымал он дрожащие руки,
Лязгал зубами, не видя уже ничего.
Падали руки, за горло хватая его.
Так на огне и держали обвисшее тело
На посрамленье души, и оно закоптело.
Дым через уши валил из спинного хребта.
Черный язык вылезал, как змея, изо рта.
– Что происходит? – мой спутник поверил едва ли.
– Это предатель, – сказал я в глубокой печали. –
Русский предатель. Он душит себя самого.
Так принимает он казнь не от мира сего.
Русский предатель! Он неожиданно появляется в поэме. Появляется сам по себе. Но сейчас что происходит? А происходит массовое появление русского предателя.
Не буду назвать имена и фамилии этих русских предателей – они есть, и даже выпускают книги, некоторые учились в даже в Литинституте. Кто-то стал блогером, кто-то журналистом. Но лишь небесноязычный поэт в начале 21 века, задолго до Украинского майдана мог сказать о том, когда иные еще даже не догадывались, какой раскол случится.
Следующее пророчество Юрия Поликарповича:
С запада солнце вставало, презрев свой обычай.
Это Колумб возвращался в Европу с добычей.
Слышал я песню наживы и скрежет зубов.
Это мараны везли краснокожих рабов.
То не поленья трещали на лютом морозе –
То мародеры кричали в горящем обозе.
Здесь картина нынешних событий, происходящих в США. Беспорядки, мародерство. Картина маслом, как говорится.
А вот о наболевшем, об отечественной словесности:
Эй вы, поэты! Грядущих пустот постояльцы!
Мы живем в эпоху изобилия книг. Книг поэтических. Поэтов хороших и вправду много. Поэтов, пишущих славно, образно, праведно. Но грядущая пустота – вот она, пустые залы, клубы, некое отсутствие восприятия, понимания, чтения. И соответственно прочтения.
Нет, читатели никуда не пропали, не исчезли. И, несмотря на интернет, который, казалось бы, рассчитан на большие аудитории, на всеохватность, но, как градообразующее пространство и оно бессильное в формировании читательского спроса.
Люди читают либо известных, либо классику, либо тех, кто на слуху. Новых открыть и изучить – это не всегда получается.
Так, Юрий Поликарпович напрямую вещает поэтам. И это сбывается. Хотя в годы его жизни интерес к поэзии был еще велик. Помню, большие залы в ЦДЛ с аншлагом.
Что же в итоге нас ждет?
Кончено с миром. Еще остаются подобья.
И вправду, война за войной. То там, то тут стрельба, пальба. И поэт выдыхает:
Говори! Я ни в чем не согласен.
Я чужак в твоей женской судьбе.
Вот оборот «я ни с чем не согласен» является как божественна субстанция. Она хрусталевидна, преломляясь, выносит на поверхность частицы новизны. Это намного больше, чем слова, обращенные к женщине. И они же самые трогательные, проникновенные:
Я хотел бы услышать твой голос
Перед гибелью света сего.
Гибель сего света – не того и ни этого. Ни белого света, в конце концов. А именно «сего». То есть сеющего свет, преломляющего.
Вообще умение спектрально преломлять и от этого возвышаться к божественному, и есть суть всего.
Светлана ЛЕОНТЬЕВА