Проекты Музея русского импрессионизма всегда интересны и привлекают много публики. Не стала исключением проходящая в эти дни выставка «Новое общество художников» об одноименном творческом объединении Серебряного века. В залах представлено более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций.
Новое общество художников (НОХ) было организовано в Петербурге в 1903 и просуществовало до 1917 года, за эти годы было проведено 10 выставок. В них приняли участие более 200 авторов, как молодых мастеров — вчерашних выпускников Академии художеств, так и мэтров. Отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка привлекали живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов.
Председателем общества и автором проекта устава был Д. Н. Кардовский. Постоянные члены НОХ: П. Нерадовский, О. Делла-Вос-Кардовская, А. Гауш, Н. Петров, Н. Пирогов, В. Тимофеев, скульптор Л. Шервуд, др. В течение ряда лет экспонировались также А. Головин, Б. Кустодиев, А. Рылов, К. Богаевский, С. Коненков, И. Фомин, А. Щусев, В. Щуко. Эпизодически принимали участие в выставках А. Бенуа, М. Врубель (1908–1909; в 1912–1913 на 8-й выставке НОХ была устроена большая посмертная экспозиция его работ), П. Кончаловский, Е. Лансере, И. Машков.
С. К. Маковский в своей рецензии в журнале "Аполлон", (1913 г.) отметил «отрадные впечатления, которые дает нам интимная, но в целом очень разнохарактерная выставка»: «На ней участвует много начинающих художников; между ними есть безусловно даровитые. Внимательное и беспристрастное привлечение молодежи – несомненная заслуга “Нового общества”, и в этом, хочется думать, залог его дальнейшего развития».
В залах царит дух Серебрянного века. Названия для разделов экспозиции заимствованы из книг того времени: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна», на экранах бегут поэтические строки. Гармоничное сочетание живописи и поэзии позволяет посетителям почувствовать атмосферу ушедшей эпохи.
Выставка работает до 26 января.