Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 16 марта 2021 г.
Проза

О модели журнала «Литературный Иерусалим»

Белла ВЕРНИКОВА рассказывает не только о журнале, но и о том, как воспринимают его со стороны.

16 марта 2021

До 2010 года журнал «Литературный Иерусалим» существовал в виде альманаха. В 2010 году на писательском собрании было решено издавать журнал на средства от собранных взносов членов Международного Союза писателей Иерусалима. Начали с одного номера в год, а через десятилетие уже выходит 4 номера в год, недавно вышел юбилейный 25-й номер, а за ним и 26-й.

В книге Юрия Казарина «Журнальный метатекст как объект текстоведения: учебное пособие» (Екатеринбург, 2016), открытой в сети, на стр. 51-53 читаем: «Литературный Иерусалим» – это литературно-публицистический журнал, издание Иерусалимского отделения Союза русскоязычных писателей… Система рубрик данного выпуска журнала «Литературный Иерусалим» «№ 4, 2012» такова: «Поэзия», «Проза», «Поэтический перевод», «Гости из России», «Эссеистика», «Мемуары», «Рецензии», «Юмор» – всего восемь рубрик, отображающих три основные сферы литературно-художественного журнала – литературно-художественную, публицистическую и аналитическую. В системе рубрик представлены следующие жанры: стихотворение, стихотворный перевод, рассказ, повесть, роман (фрагменты), очерк, эссе, мемуарный текст, семейная хроника, рецензия, эпиграмма, справка (заметка) об авторе».

Юрий Викторович Казарин, поэт и филолог, профессор филологического факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького, заведующий отделом поэзии журнала «Урал», автор ряда поэтических сборников, лингвистических монографий и книг о поэтах Урала )среди них «Беседы с Майей Никулиной. 15 вечеров», изд-во Уральского университета, 2011), в рецензируемой книге рассматривает выходящие в 21 веке литературные журналы на русском языке, эталонной моделью которых считается пушкинский «Современник». И эта модель варьируется в современных литературно-художественных журналах как в России, так и за рубежом. Для исследования в книге Ю.Казарина выбраны российские и зарубежные литературные журналы на русском языке, которые существуют в течение долгого времени, обладают социокультурной и литературно-художественной значимостью, авторитетны в литературной сфере, в том числе журнал «Литературный Иерусалим».

В своей книге Юрий Казарин фиксирует новое качество русскоязычного литературно-художественного журнала – уникальный признак надтерриториальности, придающий современной русской литературе международный характер. Если прежде зарубежные русскоязычные журналы в основном имели политическую направленность (от «Колокола» Герцена и Огарева до журнала «Континент»), то сегодня наблюдается наличие общих для всех русскоязычных изданий основ современной русской литературы – художественных, этико-эстетических, общественных, интенциональных (ориентированных на гуманное и гуманистическое отношение к миру и человеку), включая «широкий спектр эстетического восприятия различных художественных методов, способов и реализаций прекрасного, безобразного и никакого».

Характеризуя наше время как «эпоху посткнижной культуры», Юрий Казарин пишет о том, что литературный журнал приобретает элитарный характер, но продолжает вызывать интерес у читателей, «серьезно занятых интеллектуальным, художественным и духовным познанием бытия», и в качестве способа такого познания литературно-художественный журнал незаменим, поскольку демонстрирует и манифестирует образцы художественной словесности, созданной писателями на русском языке в России и в зарубежье.

Рассматривая литературный журнал на метатекстовом и сверхтекстовом уровнях как совокупность текстов, Ю.Казарин использует методику текстоведческого анализа, включающую описание рубрикации, жанровой системы, тематического наполнения рубрик и выявление вариантной модели литературно-художественного журнала: «Журнальный метатекст имеет свои уникальные признаки, такие как воспроизводимость (модель журнала, этико-эстетический сценарий), креолизованность (наличие в тексте иллюстративных элементов), полижанровость, литературность и др… Описания и анализ (сопоставительный в том числе) признаков и свойств того или иного текста (в нашем случае журнального метатекста) или нескольких текстов/метатекстов (журнального типа) неизбежно приведет к выявлению структурных (рубрикация, жанровая система и т. д.) и композиционных построений или моделей».

Характеризуя модель журнала «Литературный Иерусалим», издающийся на русском языке в Израиле, и сравнивая ее (на примере №4, 2012) с другими изданиями, Юрий Казарин приходит к следующим выводам: «Модель литературно-художественного журнала «Литературный Иерусалим» (главный редактор и издатель – Евгений Минин) включает в себя большее число компонентов (денотативно-тематических/рубрикационных), чем, например, модель журнала «22», также издававшегося в Израиле. Данная модель является более устойчивой, типовой и функционально перспективной. Редакция определяет жанр своего издания как литературно-публицистический журнал. Журнал представляет творчество иерусалимских литераторов и гостей, приглашаемых редакцией. Выявление рубрикационной модели. Модель данного журнала наполняется в основном традиционными рубриками «Поэзия» и «Проза»… Кроме того, в журнале есть рубрики «Поэтический перевод», «Гости», «Эссе», «История», «Мемуары», «Юмор», а также врезка «Коротко об авторах».

Ядро модели – поэзия, проза (причем стихи и проза публикуются в номере отдельно друг от друга) + переводы + эссеистика (публицистика) + мемуары (в номере четыре публикации такого ряда) + литературная критика.

В публикациях рубрики «Поэзия» доминирует короткое лирическое стихотворение, в рубрике «Юмор» также содержатся стихотворные юмористические миниатюры. В рубрике «Проза» доминируют рассказ, маленькая повесть, а также глава из повести. Рубрика «Гости» также содержит два коротких рассказа. Кроме того, в рубриках «Эссе», «История», «Мемуары» опубликованы шесть эссе.

Внутренняя целостность журнала определяется наличием в его содержании нескольких проблемных блоков: билингвизм, культура, современная жизнь Израиля. Основная проблема, которая реализуется в текстах данного номера, это вопросы, связанные с социальными и бытовыми аспектами этнолингвистической и этнокультурной идентификации израильских русскоязычных писателей и израильтян в целом.

Оформление номера является оригинальным (разнообразие шрифтов, заголовочных в том числе; глубокая печать; наличие фотографий). Номер оформлен Асей Векслер, известным художником и поэтом (обложка полноцветная). Название журнала представляет собой логотип». О периодичности издания было сказано, что журнал выходит два раза в год как печатное издание, а также имеет сетевую версию.

К этому следует добавить, что начиная с 2017 года журнал издается три раза в год (в 2018 г. вышло четыре номера), а начиная с 25-го номера печатает цветные репродукции картин и графики иерусалимских писателей, постоянных авторов журнала а также авторов и художников разных стран.

Журнал в нескольких экземплярах приобретается библиотекой Гарвардского университета, университета Северной Каролины, библиотекой Конгресса США, университетской библиотекой Франкфурта и библиотекой Еврейского университета в Иерусалиме.  

Журнал «Литературный Иерусалим» в ряду других литературно-художественных журналов представлен на портале «Журнальный зал»: https://magazines.gorky.media/page/portal-zhz и открыт в Интернете, где можно прочесть все материалы каждого номера – №№1-22 на портале «Мегалит»: https://www.promegalit.ru/magazines/literaturnyj-ierusalim.html, с 18-го номера на портале «Журнальный мир»: http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/zhurnaly/literaturnyy-ierusalim.

Там же указан состав редколлегии журнала: главный редактор – поэт, пародист, издатель Евгений Минин, отдел поэзии – поэт Владимир Френкель, ответственный секретарь – прозаик и радиожурналист Ефим Гаммер

Доступность журнала «Литературный Иерусалим» в сети для читателей России, а также ближнего и дальнего зарубежья, обеспечивает указанное Юрием Казариным свойство надтерриториальности, придающей современной русской литературе международный характер.

 

Белла ВЕРНИКОВА

 

Тэги: Поэзия Спецформат Критика Журнал Евгений Минин Литературный Иерусалим
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Голос партии, голос демократии

    04.11.2024
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Рвотное

    2064 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS