Трудно переоценить роль железных дорог в сохранении и развитии единого культурного пространства России. Сеть стальных магистралей, вокзалов, станций сплачивает огромное пространство России от московского мегаполиса до дальних полустанков.
Для страны огромных расстояний, труднодоступных территорий, бездорожья, климатического и ландшафтного разнообразия это – основа основ. «Железным дорогам суждено иметь огромное влияние на внутренний быт государства, и это влияние должно быть особенно значительно в применении к обширному государству, какова Россия», - прозорливо предрекал первый министр путей сообщения Российской империи Павел Петрович Мельников.
Географическое, культурное, социальное положение нашей страны таково, что железная дорога для нас – больше, чем просто транспорт. Это культурообразующее явление, которое связывает нас в единое цивилизационное пространство. Особенно ярко это проявилось в истории Байкало-Амурской магистрали – легендарного БАМа. Вся страна следила за её строительством. Железная дорога открыла для страны непроходимую территорию, открыла сокровища Сибири и Дальнего Востока. Вокруг БАМа возникали города и порты, промыслы и предприятия. Возникала цивилизация. В будущем году мы будем отмечать 50-летие начала строительства БАМа – и литературная премия должна подчеркнуть значение магистрали, которая все эти годы оставалась в сфере внимания писателей и журналистов, историков и экспертов.
С развитием современных технологий значение железных дорог возрастает, как, вопреки скептикам, возрастает и значение БАМа. Поезда, вокзалы, станции приобретают роль своеобразных культурных центров, становятся визитными карточками государства, играют важную роль в формировании идентичности и патриотического самосознания. Одна из задач новой литературной премии – осмыслить этот феномен и обратить на него внимание широкого круга читателей.
История российских железных дорог неотделима от истории русской словесности. Символично, что строительство первых «чугунных» дорог в нашей стране началось в эпоху «Золотого века» русской литературы. Писатели и поэты увидели в железной дороге чудо техники, прорыв в будущее и неповторимую эстетику… Открытию первой отечественной «чугунки» посвятили свою «Попутную песню» поэт Нестор Кукольник и композитор Михаил Глинка. Незабываемы железнодорожные образы в произведениях Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Николая Лескова, Антона Чехова, Аркадия Аверченко, Николая Островского, Андрея Платонова, Константина Паустовского, Константина Симонова, Юрия Бондарева… Продолжать этот славный список можно долго. А сколько незабываемых стихотворений и песен связано с вокзалами, с этими перекрёстками встреч и расставаний, с традициями дорожных разговоров и чаепитий… Железная дорога вошла в повседневную жизнь современного человека, с ней у каждого из нас связаны и лирические воспоминания, и представления о Родине, о её природе, индустрии, о шумных городах и тихих предместьях. Ведь именно железнодорожный транспорт помогает нам сформировать в сознании цельный образ многообразной страны, раскинувшейся на тысячи километров от Калининграда до Дальнего Востока. Перестук колес, гудки паровозов, дребезжание подстаканников в купе – всё это навсегда сохранилось в нашей памяти благодаря поэтам и новеллистам…
Литературные произведения, связанные с железной дорогой, удивительно разнообразны. От основательных производственных романов до тонкой любовной лирики. Особые страницы нашей поэзии и прозы связаны с подвигами железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Таковы наши традиции.
Но, на наш взгляд, железнодорожная тема принадлежит не столько литературному прошлому, сколько настоящему и будущему. В нашу жизнь вошли скоростные «Сапсаны», двухэтажные вагоны , электрички, комфортные в любое время года, современные вокзалы … Идёт строительство уникальных магистралей, тоннелей, мостов. Литература не может оставаться в стороне от таких прорывов в будущее. И, конечно, речь не только о «парадных портретах» и рапортах. В современной литературе проявляются традиции всех направлений и жанров – и железнодорожная фактура преломляется во многих стихах, рассказах, сказках, очерках, статьях…
Цель конкурса – профессиональный отбор и поддержка лучших произведений современной литературы, раскрывающих образы железных дорог, их поэзию, их историю, их романтику и реальность; привлечение читательского внимания к созидательной роли железных дорог, к художественному воплощению современных железнодорожных проектов и людей, которые их осуществляют. Чтобы сохранить для будущего образ современной железной дороги – нужно постараться не пройти мимо литературных воплощений нашего времени, не проглядеть их. И в этом – основная задача конкурса.