Мы писали, что в последнее время Русский ПЕН-Центр сотрясают скандалы. Уничтожен официальный сайт организации, а в сети то и дело появляются открытые письма бывших или настоящих членов, дезинформирующих писательскую общественность. В связи с этим особый интерес представляет позиция руководящего состава ПЕНа. Ниже мы публикуем заявление главы Русского ПЕН-Центра Евгения ПОПОВА.
Уважаемые коллеги! Друзья!
Вы дважды оказали мне доверие, избрав Президентом нашей организации на двух – абсолютно законных – общих собраниях. Я являюсь одним из оставшихся в живых учредителей нашего ПЕН-центра, организованного в 1989 году. Поэтому обвинять меня в том, что я хочу «разрушить» ПЕН, преследуя какие-то личные выгоды, для людей благоразумных, и тем более давно меня знающих, по меньшей мере, нелепо. Но именно такие обвинения посыпались на мою голову в последнее время. С горечью наблюдая, как вас упорно пытаются ввести в заблуждение, попросту сказать, сознательно обмануть, я решил повторно объяснить, что означает по необходимости избранный нами способ юридической регистрации Русского ПЕНа, промежуточным этапом которой явилось возникновение ПЕН-Центра г. Москвы, т. е., формально новой организации и какие правовые отношения связывают ее с прежней.
Долгих 10 лет Русский ПЕН-Центр жил по уставу, содержащему роковую юридическую и системную ошибку. Наша организация именовалась ОТДЕЛЕНИЕМ Международного ПЕН-клуба. Но в том-то и дело, никаких «отделений» в Хартии ПЕНа не предусмотрено. 143 организации, входящие в Международный ПЕН-Клуб, являются абсолютно автономными. Исключение составляла только Россия. Рано или поздно эта ошибка должна была привести к регистрационной катастрофе. Организация наша юридически не соответствовала ни российскому, ни международному законодательству. Поэтому два года нас мурыжили отечественные чиновники, не регистрируя принятый на общем собрании устав и требуя, чтобы мы заручились письмом из Лондона, подтверждающим, что мы являемся их отделением. Но, разумеется, такого письма нам, несмотря на изматывающие устные и письменные переговоры, никто не давал – и не дал бы никогда, т. е. это стало бы прямым нарушением Хартии ПЕНа. Получалось, что наш Русский ПЕН-Центр был обречен дважды: на ликвидацию Минюстом и на исключение на очередном ПЕНовском Конгрессе, срок проведения которого неумолимо приближался. По рекомендации Минюста – и, как ни странно, Лондона – и было принято решение создать организацию, которая бы соответствовала отечественным законам и не противоречила Хартии.
Минюст поставил нам очень жесткие сроки регистрации – в противном случае процесс ликвидации Российского отделения Международного ПЕН-клуба был бы запущен мгновенно. Все инструменты для этого были в руках чиновников. Мы в эти сроки к собственному удивлению уложились. Как следствие, мы получили гарантии, что на достаточно длительный переходный период организация, членами которой мы все остаемся (и никто на это членство не посягает), будет продолжать существовать и действовать. Так что запугивание со стороны безымянной «инициативной группы» «немедленной ликвидацией Русского ПЕН-Центра» – намеренный обман. Либо демонстрация полного непонимания ситуации, но это уж относится к области медицинской.
Мы были воодушевлены тем, что 200 членов ПЕНа поняли наше обращение и поверили в необходимость наших действий. Остальные, как мы наивно полагали, поймут происходящее со временем и присоединятся к остальным. Никаких «угроз» не прошедшим перерегистрацию ни от кого не исходило, чего, впрочем, и быть не могло, поскольку никаких причин для этого не существует в природе. Но тут, как нежити из табакерки, выпрыгнули несколько фигур со спичками в когтистых лапках, которые принялись раздувать ими же устроенный пожар. В течение 10 лет нынешняя «протестная группа» во главе с беглым директором М.Демченковым абсолютно бесконтрольно пользовалась помещением ПЕНа и незаконно извлекала из этого помещения доходы, заодно прихватывая средства, отпускаемые государством в виде субсидий, стипендий и грантов. Документы, подтверждающие доходность этого мелкого, но ловко обставленного бизнеса у нас имеются. М.Демченковым занимаются, правоохранительные органы. (Первый заместитель межрайонного прокурора П.В.Рыбаченко 23.04.2019 постановил: удовлетворить жалобу ПЕНа об отказе в возбуждении уголовного дела против М.И.Демченкова. Прокуратурой и полицией проводятся дополнительные проверочные мероприятия). Вполне возможно, правоохранители заинтересуются и его соратниками. И соратники решили действовать на опережение. Вот и вся разгадка причин возникновения «инициативной группы».
Огорчен, что в первых рядах тех, кто сегодня будоражит общественное мнение, распространяет инсинуации и толкает вас к незаконным действиям, оказалась Е.К.Турчанинова. Все мы всегда были преисполнены к ней уважения и считали своим добрым другом и помощником. Рассчитывали на ее опыт и добрые отношения и в дальнейшем. Увы! Роль никем не избранной и ни на что не уполномоченной «царицы бала» и «хозяйки положения», а, возможно, и соображения экономического характера перевесили здравый смысл. В писательской среде чрезвычайно трудно что-либо скрыть. О том, что «наша Катя», якобы действуя «по указаниям» Лондона, пытается организовать сепаратное «собрание» с целью избрания другого «президента», нам известно с первого дня и из первых уст. Правовые последствия этой затеи одновременно и смехотворны, и печально-бесперспективны. Письмо в Лондон с вопросами о мнимых (или истинных?!) полномочиях, будто бы врученных Е.Турчаниновой, отправлено. Конечно, у «нашей Кати» огромный аппаратный и организационный опыт, и, собрав человек 30, она, допускаем, сумеет «изобразить» на бумаге кворум. Фальсификации будут, конечно, оспорены – если надо, в суде, поскольку 200 человек, прошедших регистрацию, потребуют этого от законного Исполкома. Но дело даже не в подтасовках. Дело в том, что, во-первых, наша прежняя организация СУЩЕСТВУЕТ – и регистрация новой законной организации, которая после выполнения всех правовых процедур непременно станет правопреемницей старой, является гарантом ее существования. Следовательно, ничьи интересы не затронуты и права не нарушены. Хотите оставаться в старой организации и не переходить в новую – пожалуйста. В чем проблема? Во-вторых, согласно Международной Хартии, в стране может быть только ПЯТЬ структур, имеющих отношение к ПЕНу. Этот лимит после появления «ПЭН Москва» и «ПЕН-клуба Санкт-Петербург» в России исчерпан, и шестая организация повиснет в воздухе. Дальнейшее клонирование ПЕНов не даст никаких результатов, но сильно подорвет состояние уже существующих. В-третьих – и в главных – новый раскол, на который вас провоцируют, никому не пойдет на пользу.
Г-н Демченков на прощание обездолил членов Русского ПЕНа, лишив их стипендий, а будущих лауреатов премии Искандера – денежного выражения их славных побед. Те, кто сегодня подталкивают вас к очередному витку раскола под вывеской «собрания», раздают напрасные обещания о материальной помощи. Никто ее не предоставит людям, чья репутация безнадежно испорчена прежними сомнительными деяниями. Некто С., без устали клевещущий в соцсетях на нынешнее руководство ПЕНа и выдающий себя за некоего «ревизора, личного друга Битова» и проч., вряд ли станет фигурой, под которую выделят государственные пособия. Его прошлое – жулика, мздоимца, малограмотной бездари – слишком многим хорошо известно.
Стоит ли собираться ради удовлетворения амбиций нескольких не имеющих отношения к литературе людей, решать не нам: мы свое решение уже приняли. Конечно, если некоторые захотят числиться членами призрачного лжеПЕНа под водительством Турчаниновой и авантюриста С., никто не сможет – да и не захочет – им помешать. Принцип свободы волеизъявления остается в силе. Но я считаю долгом предостеречь своих товарищей от излишней доверчивости. Еще не поздно во всем разобраться, сохраняя ясную голову. И я, и весь Исполком Русского ПЕН-Центра практически круглосуточно открыты как для разъяснений ситуации, так и для конструктивной критики. Мы не приемлем только откровенную клевету и ответим на нее всеми законными способами.
Мы делаем лишь первые шаги. Нам предстоит достаточно длительный путь. Давайте вместе постараемся избежать нового витка раскола, жертвой которого может стать как писательский авторитет каждого из нас, так и судьба нашей организации, на спасение и укрепление, а вовсе не на разрушение которой направлены все наши усилия.
Собрание мы, конечно, проведем. Общее, а не раскольничье. В установленные сроки. Или сделаем это, например, в сентябре, в преддверии Конгресса ПЕНа. Вот там все скажем друг другу в глаза и обсудим все возникшие проблемы.
Я обратился к вам, начав это письмо прекрасным словом «друзья», потому что совершенно уверен: мы были и останемся друзьями по причастности к русской литературе и Русскому ПЕН-Центру.
По поручению Исполкома –
Президент Российского отделения Международного ПЕН-клуба
«Русский ПЕН-Центр»
Евгений ПОПОВ
Стоит отметить, что попытки политизировать ПЕН и расколоть его предпринимались уже давно. Об этом с негодованием писал еще Андрей Битов. В настоящее время, насколько можно судить, эти попытки продолжаются.
«Литературная газета» выражает свою поддержку Евгению Попову и надеется, что ему, вместе с Исполкомом, удастся решить все спорные вопросы.