Александр Проханов. Гость. – СПб: Издательство К.Тублина, Лимбус Пресс, 2018. – 240 с.
На дорогах истории нам приходится спотыкаться об одни и те же библейские камни, но мы не замечаем трещин и выбоин на этих камнях, оставленных нашими же ногами, и не понимаем, отчего камни впоследствии становятся песком.
Александр Проханов, в писательской работе которого вечное и непреходящее органично сосуществует с остросовременным и злободневным, любит беседовать с камнями, изучает вмятины на их шероховатых боках, всматривается в тени забытых богом замшелых валунов.
В романе «Гость» он в очередной раз выступает и как политолог. Исследует природу терроризма, психологию человека, приверженного соблазнам «жестокого и кромешного» социума. Говорит о свободе и вседозволенности в условиях демократии, об ответственности людей за судьбу планеты. Призывает отрешиться от иллюзий и осознать, что наш мир имеет «глубокие и мрачные» тени, которые мы не хотим видеть при свете дня.
Как филолог, я понимаю: слова могут иметь расширительное и метафорическое толкование. С этой точки зрения, терроризм существовал в мире всегда. Революции – те же террористические акты истории. В романе «Гость» мы можем говорить о терроризме нового типа, а главным персонажем является мастер современного перформанса художник Веронов.
Перформанс (в переводе с английского – представление, выступление; спектакль, игра; цирковые трюки и фокусы; поступки; в разговорном английском – нечто безобрáзное) – отнюдь не изобретение новейшего времени.
Шекспир еще четыреста лет назад сказал общеизвестное:
Весь мир – театр. Мы все актеры поневоле.
Всесильная судьба распределяет роли,
и небеса следят за нашею игрой.
Это же говорили и писали до и после Шекспира. Правители, философы, пророки, поэты. Пифагор, Сенека, Ф.Бэкон, Грасиан, О.Уальд, Сковорода... Римский император Октавиан Август перед кончиной спросил приближенных: «Хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?» Это был последний в его жизни блестяще исполненный перформанс.
Да разве мы, участвуя в жизни своими делами и поступками, ежечасно не совершаем перформансов?! Совершаем. Но не понимаем, что, «выкалывая мелкие камни» из толщи сооружений, созданных трудом поколений, мы постепенно разрушаем фундаменты и нашего современного бытия и при этом не замечаем следов, оставляемых нами на песке.
Итак, поговорим о перформансах художника Веронова. Но сначала – о дорогом и близком.
В прошлом у Веронова была иная жизнь. Была «прекрасная женщина, ее чудесное родное лицо… и они плыли в лодке по негаснущему отражению зари, и вокруг стояли осененные солнцем леса, и в зеленом небе летела утка, роняла в озеро незримую каплю, от которой по стеклянной воде расходились медленные нескончаемые круги...»
А дачный дом стоял на горе, «зеленой, солнечной, с нее сбегала розовая тропка прямо к синей реке».
Все это у Веронова было.
Да ведь все, абсолютно все главное, что нужно человеку в жизни, осталось и теперь. Над головой все то же небо, под ногами та же земля, не чужая, а, к счастью, своя, российская. Так же шумят леса, и тянутся ввысь сосны, пытаясь соединить небо и землю. И живут люди, ведут с жизнью нелегкую битву. Радуются тем же радостям, страдают от тех же бед. И так же трудятся, одни – с ленцой, как и раньше, другие – истово, добротно, даже при небольших заработках.
Перестройка не может изменить врожденную генетику. Страсти и пороки живут в людях веками и не могут исчезнуть или появиться в одночасье в результате реформ.
Причина всех бед главного персонажа книги в другом – в него вселился Зверь. Гость. Существо из преисподней.
Зададимся вопросом: когда? С каких пор в человека вселился Зверь?
Ученые знают: часть генетического животного эго скрыто существует в человеке, под глянцем культуры и цивилизации, на протяжении всех поколений человеческой истории. Так почему же, несмотря на негласное табу, настало время громко говорить об этом теперь?
Планете Земля угрожает Космос.
Передвигается ось Земли, пробуждаются спящие многие века вулканы, и ученые фиксируют доносящийся из недр подземный гул. Меняется направление морских течений.
Гениальный русский ученый Александр Чижевский, которого называют «Леонардо да Винчи двадцатого века», научно доказал влияние энергий космоса на процессы, происходящие в живой природе Земли, в том числе и на биологические процессы в организме человека.
Возможно, отсюда идет и предзнание того, что в человека может вселиться Зверь. Вселиться, так сказать, «легально», по приглашению господина Космоса.
Мы привыкли думать, что наш мир, ради сохранения стабильности, держится на равновесии и альтернативах, из чего следует, что Зло присутствует на другой, для равновесия, чаше весов. И когда дьявол активизирует свою работу, чаша весов начинает клониться в сторону Зла.
«Под Нижним Новгородом столкнулись два скоростных поезда». Много жертв и крови. Причиной случившегося было выступление на публике художника Веронова, его циничный перформанс, в котором он оскорбил память мучеников ГУЛАГа.
Казалось бы, авария произошла из-за технических причин – сбоя электронной системы. «Но сам этот сбой случился после того, как вибрация, рожденная его перформансом, складываясь с другими вибрациями, усиливаясь, наполняясь таинственными энергиями, замкнула малый контакт, который передвинул дорожную стрелку, и случилось жуткое столкновение».
«Связь одного с другим была не прямой, но она существовала. Энергия разрушения, которую Веронов извлек из своей выходки, привела к техногенной катастрофе».
...Разбился пассажирский самолет с военными певцами и женщиной-врачом... Это случилось после перформанса Веронова, когда он поиздевался над памятью героев Великой Отечественной войны. Свидетель утверждал, что в самолет вонзился прозрачный фиолетовый луч, «материализовавшаяся эмоция» Гостя, вселившегося в художника.
Крушения, столкновения, взрывы, аварии... В метафизическом смысле их можно рассматривать как насилие космических энергий над устроенным людьми разумным распорядком и укладом. Но... таким ли уж разумным? Нет ли здесь альтернативы? Не напоминает ли нам дьявол по имени Гость, что не все в порядке в нашем земном мироустройстве? Не напоминает ли он нам, провоцируя террористические акты, что мы в своих земных делах чего-то не учли, о чем-то не подумали, что-то не предусмотрели, не скоординировали, не организовали? Наконец, не напоминает ли он, с циничной усмешкой, что он, Гость из вселенского ада, присутствует в нашем земном мире неустанно, и наблюдает, и бдит, и самовлюбленно и высокомерно лелеет свое дьявольское эго, и временами слишком уж открыто и нагло высовывает на свет божий свою мерзкую рожу...
Да, не учли, не предусмотрели... В перформансах дьявола кроется страшная нелицеприятная правда, которую мы не хотим признавать, потому что сами позволили ей случиться.
А ведь на протяжении всей истории наши гении и человеколюбцы предупреждали нас, оберегали, наставляли на путь истинный, тот, какой считали необходимым и оптимально безопасным, – путь совершенствования Разума.
Сократ считал главной жизненной целью человека процесс обретения знаний. Паскаль повторял как заклинание: «Человек рожден для того, чтобы думать...» Лейбниц полагал, что главная цель человеческого существования – развитие интеллекта.
И русские... Достоевский, Федоров, Вернадский, Чижевский... Русские – с их нравственными исканиями, болью и страданием за все человечество, с их верой в Высший Разум, в бессмертие и космическое предназначение.
Герберт Уэльс предлагал для своего надгробия надпись, которая бы начиналась словами: «Я вас предупреждал...»
Да, гении и пророки нас предупреждали. Но мы не слушали и не понимали их мудрых наказов. Не то чтобы не хотели понять. Не могли. Для понимания нужен иной уровень Интеллекта.
На нашей Земле, где постоянным содержанием бытия были вражда, конфликты и войны, у человечества не было возможности встать на длительный мирный путь существования и получить реальные, надежные условия для всестороннего развития нашего земного Разума.
А дьявол не дремал, и теперь снова угрожает человечеству новыми бедами. Любой инициированный дьявольскими перформансами террористический акт может стать спусковым крючком к страшнейшей из бед...
Дьявол по имени Гость удовлетворен тем, что поставил человечество на край бездны. А сдвинувшийся с ума Веронов чувствует себя героем и революционером. Над ним веют, через века, мощные пространственные энергии великой души Достоевского, который глядит на Веронова с ужасом и отвращением.
А тот чувствует себя сверхчеловеком и суперменом, думая, что несет свободу «запечатанному» в стандарты человечеству, что это «возвышает его над всеми», причисляя к разряду «великих художников». И здесь сам Ницше смотрит на него с презрением и укоризной, потому что перформансы Веронова чудовищно пошлы, и с каждым новым выступлением становятся все пошлее и пошлее, наглядно демонстрируя эскалацию пошлости в современном мире. К тому же после каждого удачного представления Веронов ощущает сладострастный жар в паху, и здесь психоаналитик и врач Фрейд мог бы получить подтверждение своей идеи о психопатической связи между сексуальностью и преступлением.
Следуя дьявольской логике Гостя, мы вправе назвать Ницше и Фрейда непревзойденными мастерами перформанса. После вбрасывания в мир подобных перформансов Земля «сотрясается во взрывоопасных вибрациях и разверзаются бездны, в которые падают обезумевшие души».
Процесс деградации человека на примере жизненной судьбы художника Веронова прослежен писателем с точностью профессионального психолога. Жизнь основательно подготовила «героя» и к встрече с Гостем со стороны, и к встрече с «личным» безумием. Процесс схождения с ума был обусловлен всеми «прелестями» современного социума. Было расставание с любимой женщиной, было осознание жестокости окружающего мира (половина родственников погибла в тюрьмах и лагерях), было трагическое ощущение бренности и несовершенства бытия, и, наконец, было «непонимание этой жизни»...
И теперь снова подумаем о чаше весов и альтернативах. И спросим: отчего безумие Зла все длится и длится на Земле?
Индийский писатель Рабиндранат Тагор, нобелевский лауреат, мудрец и философ, так ответил на этот вопрос: «Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным. Добро может».
Вдумаемся: высказывание Р.Тагора содержит в себе пророческое осознание великой силы Добра на Земле.
Идея нравственного превосходства Добра пронизывает и все произведения («Ворота Расёмон» и другие) японского писателя Акутагавы Рюноске, тоже нобелевского лауреата, мудреца и философа.
И не только философы и мудрецы, – все умные и добрые люди верят в это, знают это и работают ради Добра на Земле.
«Почему мир не погиб?» – спрашивает один из персонажей романа «Гость». И сам себе отвечает (в прагматичном веке у идеалистов не бывает собеседников): «Потому, что мать испытывает нежность к своему новорожденному младенцу. Потому, что старик любуется цветком, который распустился на клумбе. Потому, что прихожанин бросил копейку нищему перед храмом. Этих малых проявлений милосердия и добра достаточно, чтобы уравновесить мировое зло...»
В романе «Гость» слова эти принадлежат человеку из числа российских «фантастов и мечтателей», которые «жили в предчувствии небывалых открытий, чудесных преображений, ждали, что явится на Земле новое молодое человечество, избавленное от пагуб невежества».
Заметим, что эти люди жили в то же самое время, что и Веронов. Вспомнив о весах добра и зла, повторим: в то же самое время.
Следуя традициям культурной русской ментальности, эти люди искали истину и совершали невидимые миру подвиги.
Кто-то шел на Памир, чтобы там, в горах, «уловить летящую из неба частицу, которая пронзит разум и хотя бы на мгновение соединит его с мирозданием», и тогда откроются истинные законы Бытия.
Кто-то шел на Северный полюс, считая, что на Северном полюсе находится «пуповина», соединяющая Землю с другими мирами, и в этих мирах можно обнаружить «новые законы Вселенной».
Кто-то шел на ядерный полигон, где перед этим произошел ядерный взрыв, чтобы проверить идею о том, что радиация может «активизировать спящие участки мозга, и разбуженный мозг преодолеет существующую ограниченность разума».
Кто-то творил новое в искусстве, там, где «верящий и любящий разум сочетается с красотой и бессмертием».
И всякий раз, когда дьявол что-то разрушал и уничтожал, в России находились люди, которые работали на стороне Добра. Работали душой, талантом, интеллектом. Заново творили и созидали. Работали.
И чаша весов стала клониться в сторону Добра.
Чеховский дядя Ваня прав на все времена: надо работать.
Галина ПАНКРАТОВА