В первой половине июня форум в городе на Неве прошел в 16-й раз. В нем приняли участие более 30 авторов, в том числе москвичи Мария Ватутина, Анна Гедымин, Ирина Витковская, Геннадий Калашников, Санджар Янышев, Вадим Муратханов, Ефим Бершин, Андрей Коровин, Светлана Василенко, Анна Долгарева, Алексей Остудин из Казани, Александр Павлов из Армавира, Андрей Недавний из Ставрополя, Елена Крюкова из Нижнего Новгорода, Светлана Пешкова из Липецка, Владимир Иванов из Костромы, Марина Волкова из Челябинска, а также Ирина Евса (Украина), Михаил Буковски (Австрия-Польша), Эухенои Лопес Арриасу (Аргентина), Эрменжильд Шиассон (Канада), Ася Аксенова (Израиль), Лариса Йоонас (Эстония), Юрий Касянич (Латвия), Олег Сешко (Беларусь)… Литературный Петербург представили Галина Илюхина, Дмитрий Легеза, Валерий Ганч, Екатерина Полянская, Ольга Хохлова, Евгений Антипов, Юлия Медведева и другие авторы. Участников фестиваля приветствовал глава местного отделения Союза писателей России Валерий Попов.
Основные мероприятия фестиваля прошли на четырех площадках. Поэтические марафоны состоялись в Доме писателя на Звенигородском проспекте, Книжной лавке писателей на Невском проспекте, на Книжных аллеях на Малой Конюшенной, а в редакции журнала «Звезда» была творческая встреча с Ириной Евсой. Кроме этого, в программу форума вошли двухчасовая лекция члена оргкомитета фестиваля «Видеостихия» Марины Волковой «Видеопоэзия как средство продвижения поэзии и поэтов», а также 6 презентаций – премии «Антоновка 40+», арт-проекта «Поэту по портрету», альманаха «Паровоз», журнала «Этажи», издательств «Стеклограф» и «СТиХИ», финалы конкурса юмористической и абсурдной поэзии и малой прозы имени Хармса «Четвероногая ворона» и международного поэтического конкурса имени Гумилева «Заблудившийся трамвай».
Триумфаторов «Трамвая» в этом году было семеро – из десяти финалистов. Спецпризом журнала «Юность» отмечен Павел Синельников. Проект «СТиХИ» выделил три сертификата на издание книги – Алене Рычковой-Закаблуковской, Клавдии Смирягиной и Анне Долгаревой. А победителями конкурса стали Роман Ненашев, Вадим Седов и Татьяна Вольтская. Им были присуждены денежные премии в размере 30000, 50000 и 100000 рублей соответственно.
Одним из самых ярких фестивальных событий стало выступление барда Александра Джигита, исполнителя песен на стихи современных питерских поэтов – Екатерины Полянской, Ольги Хохловой, Галины Илюхиной, Виктора Сосноры, Геннадия Григорьева, Ольги Бешенковской… Автор 8 альбомов, Александр также сочиняет музыку к произведениям классиков – Пушкина, Лермонтова, Державина, Ломоносова, поэтов Серебряного века. Всего в репертуаре Джигита около трехсот песен на стихи 80 авторов. Музыкант активно концертирует с 2004 года, выступая в Санкт-Петербурге и Москве, Коктебеле и Минске, Риге и Вильнюсе…
«Но русское небо никто у меня не отнимет»
7 мая исполнилось бы 100 лет поэту Борису Слуцкому. Этой круглой дате была посвящена поэтическая программа, подготовленная и проведенная Андреем Коровиным.
– Слуцкий – пожалуй, лучший русский поэт второй половины ХХ века. Признаюсь, его стихи довольно долго не входили в мое сердце. И вот однажды я брал интервью у племянницы поэта, Ольги Ефимовны Фризен. Ее слова в ходе беседы поразили меня, как молния: «Вы сидите на том самом диване, где он умер». В тот же вечер я перечитал Слуцкого – и он мне открылся. Борис Абрамович – фронтовик, прошедший пол-Европы. В 1944-45 годах он написал «Записки о войне». Это солдатская правда невероятной силы. Несколько экземпляров рукописи Слуцкий дал на прочтение родным и друзьям, и вскоре забрал обратно. На его счастье, никто не сообщил, куда следует, и Слуцкого не арестовали, не выслали из страны. «Записки о войне» были опубликованы в издательстве «Logos» только в 2000 году. Супруга поэта долго и мучительно болела. После ее смерти Слуцкий за три месяца написал две сотни стихотворений – и замолчал как поэт навсегда. Он впал в сильнейшую депрессию, ни с кем не хотел общаться, ложился на трамвайные рельсы, просил сестру достать яду… После смерти Бориса Абрамовича открылась бездна неопубликованных стихов Слуцкого – ни у одного поэта такого не было. Андрей Крамаренко отыскал в архивах РГАЛИ около двухсот ранее неизвестных текстов поэта, – сообщил Коровин.
Долго шла к погружению в поэзию Слуцкого и Анна Гедымин:
– Я любила стихи Давида Самойлова. А Слуцкий для людей пишущих очень сложен: он подчиняет своей ритмике и эстетике. Когда я начинала читать Слуцкого, то физически задыхалась, а после долго говорила рублеными фразами.
Ирина Евса отметила:
– Слуцкий из тех поэтов, кто открывает шлюзы. Он создал удивительную разностопную строфику, внутри которой был очень дисциплинирован.
Геннадий Калашников пять лет учился в поэтической студии Бориса Слуцкого. Воспоминания о мастере Геннадий опубликовал в 2017 году в «Иерусалимском журнале».
– Это поэт огромного масштаба. Впервые увидел его осенью 1972 года. Наши занятия проходили в полуподвале дома в Козицком переулке, на входной двери висела жэковская табличка «Товарищеский суд». И мы так судили, так критиковали стихи друг друга – только перья летели! Слуцкий был замечательным педагогом, он говорил всегда очень взвешенно. Блестящий эрудит, с ним было невероятно интересно. Слава богу, он не учил нас писать стихи – но рядом с ним мы учились говорить о стихах. Например, иногда он просил молодого автора прочесть только рифмы из стихотворения – и сразу становилось ясно, хороший перед нами поэт или нет. Теперь и я нередко использую этот прием на своих семинарах. Слуцкий часто помогал нам: и материально, и записками-рекомендациями в журналы – жалею, что не снял копии с той, что он вручил мне. Я покупал все его книги, но ни разу не осмелился попросить автограф. Думаю, ни у кого из студийцев нет книги, подписанной Слуцким. Он запретил нам говорить о его стихах. И о Великой Отечественной войне – тоже. А после смерти его жены наши занятия прекратились, – вспоминает Калашников.
Прозвучало два десятка стихотворений Слуцкого. А.Гедымин прочла «Музшколу имени Бетховена», «Старух без стариков», «Завяжи меня узелком на платке…», а И.Евса – «Музыку над базаром», «Конный базар» и «Харьковский Иов», Г. Калашников представил еще три произведения: «Цепная ласточка», «Омар», «Порядок». Максим Гликин прочел «Посвящение жене Татьяне» и «Как убивали мою бабку», Дмитрий Коломенский – «Сороковой год», «Бухарест», «Ключ». Дмитрий также исполнил знаменитую песню на стихи Берковского «Лошади в океане», аккомпанируя себе на гитаре. Музыкальную часть программы украсил и дуэт поэта Андрея Коровина и музыканта-импровизатора Александра Александрова («Фагота») из золотого состава «Аквариума». Стихи Слуцкого «Бесплатная снежная баба» и «Кельнская яма» прозвучали в сопровождении фагота и редкого ирландского музыкального инструмента. Эффектную финальную точку поставил А.Коровин, проникновенно прочитавший свое стихотворение «Слуцкий в Туле».
К слову, столетие поэта отметили не только в Питере. В апреле вечер памяти Слуцкого провели в Бресте, в мае – в литсалоне столичного Дома-музея Булгакова, а в июне – на Красной площади (в рамках одноименного Книжного фестиваля).
«А сколько у нас ног? – Четыре!»
В оргкомитет конкурса имени Хармса «Четверононогая ворона» поступило около 70 заявок из России, Белоруссии, Германии, США. Конкурсный жанр ежегодно меняется (короткая проза, поэзия, мини-пьесы), на этот раз авторы соревновались в номинации «Иронические миниатюры». В состав жюри вошли известные питерские литераторы: Владимир Шпаков, Валерий Земских, Арсен Мирзаев, Дмитрий Григорьев.
В центре Петербурга,у памятника Гоголю прозвучали стихи семерых финалистов. Приз зрительских симпатий присудили Александру Габриэлю из Бостона. Второе место – у москвича Максима Гликина, выступившего с 10-минутной программой каламбуров, афоризмов, палиндромов.
– Я журналист, пишу аналитику. На юмор пробило пару лет назад. Пока нигде не печатался. Очень сильными авторами считаю Габриэля, а также новосибирского мастера комбинаторной поэзии Бориса Гринберга, – сообщил Гликин.
Первое место было присуждено земляку Гринберга, новосибирскому поэту и журналисту Юрию Татаренко.
– Все финалисты самобытны, и выбрать сильнейшего было весьма непросто. Но подборка Татаренко «Новые рифмы» заметно выделялась среди потока юмора, присланного на конкурс. Четверостишия, написанные в соавторстве с классиками отечественной поэзии – это, безусловно, эксклюзив. Нельзя не отметить и блестящее исполнение! – заявил член жюри конкурса Валерий Земских.
Татаренко представил публике 4 десятка миниатюр, начав с привета Грибоедову: «На раздеванье шла игра, \ Особо шумная вначале: \ Кричали женщины ура \ И в воздух чепчики бросали». Финал «Новых рифм» с бессмертной цитатой Симонова вызвал дружный смех: «Дали Золушку сыграть – \ Без зубов, седой… \ Просто ты умела ждать, \ Как никто другой».
Рассказывает Юрий Татаренко:
– Первые «Новые рифмы» были опубликованы ровно 20 лет назад, когда я служил актером в Томском театре драмы, и мне дали полосу в газете поздравить горожан с Международным днем театра. С тех пор коллекция постоянно пополняется, фрагменты цикла также публиковались в «Литературной газете» и в альманахе «Умный смех». Есть идея издать этот цикл отдельной книжкой – с коротким шутливым авторским предисловием: «Если бы классики жили в наше время – уверен, они писали бы немного иначе, используя другие рифмы. Предлагаю читателям угадать, кому, к примеру, пригодились бы такие строчки: «Кому молиться, \ Купив «Пежо»?» Ну, конечно же, Маяковскому, автору поэтического афоризма «Моя милиция \ Меня бережет»!
В прошлом году Юрию до победы на «Четверногой вороне» не хватило совсем чуть-чуть: его комедия абсурда «Расскажите, птицы», где в числе главных героев легко узнаются экс-губернатор Ленинградской области Валентина Матвиенко и бывший тренер «Зенита» Дик Адвокат, заняла второе место. И вот она, победа – год спустя! Кроме диплома и памятных подарков новосибирец также выиграл единственный денежный приз – 20 тысяч рублей.
В дружеских объятиях
Литературную Сибирь на фестивале представили трое новосибирцев: кроме Татаренко, это поэтесса Майя Шереметьева и фотограф Катерина Скабардина.
Катерина – автор всероссийского арт-проекта «Поэту по портрету», возникшего в столице Сибири чуть более двух лет назад под девизом «...Чтобы город знал своих поэтов в лицо!» За это время в проекте приняли участие (совершенно бесплатно) более 200 поэтов из 20 городов. Выставки, где рядом с портретами стихотворцев размещены их программные стихотворения, прошли в Новосибирске, Красноярске, Барнауле, Ленинске-Кузнецком на самых разных площадках: в театрах, музеях, библиотеках, молодежных центрах, Дворцах культуры, филармонических залах.
– Спасибо Юрию Татаренко, он вывел городской проект на всероссийский уровень. Мне важно представить публике свой взгляд на героя. И, конечно, приятно, когда психологический портрет поэта вскоре появляется на афишах и обложках книг, на страницах газет и журналов рядом с подборкой стихов или интервью! – призналась Скабардина.
За три фестивальных дня Катерина сняла для проекта еще более десятка стихотворцев, среди которых, к примеру – Дмитрий Шабанов из Санкт-Петербурга и москвичи Санджар Янышев и Анна Долгарева.
Председатель оргкомитета форума, поэт Галина Илюхина отметила:
– Катерина Скабардина – талантливый фотограф, ее работы отражают сущность человека. Мне посчастливилось принять участие в ее проекте. «Поэту по портрету» – дело нужное и интересное.
Фестиваль – это всегда и новые знакомства, и встречи добрых друзей.
– Был счастлив вновь тепло пообщаться с замечательными поэтами – Сергеем Ивкиным из Екатеринбурга, Виктором Куллэ из Москвы, а также Вадимом Жуком, Ольгой Аникиной, Дмитрием Шабановым, Серафимой Сапрыкиной, Евгением Дьяковым, Борисом Красновым из Питера. Обнялся с прекрасным актером Николаем Соловьевым, с которым в конце 90-х вместе служили в новосибирском Молодежном театре. Неожиданно встретил новосибирского поэта и филолога, выпускника НГПУ, а ныне докторанта Тартусского университета Алексея Козлова, приехавшего в Петербург завершать работу над диссертацией «Литературная репутация писателя-беллетриста 19-го века». Еще одним приятным сюрпризом стала возможность после долгого перерыва попрактиковаться во французском языке, который изучал в Иркутском инязе: по просьбе организаторов фестивале я сопровождал наших канадских гостей, – сообщил Татаренко.
Еще одна бывшая жительница Новосибирска, выпускница НГУ, поэт Татьяна Косяева, несколько лет назад переехала в Прагу. О «Петербургских мостах» Татьяна узнала из Интернета – и сразу же прилетела на фестиваль.
– Вечер памяти Слуцкого стал для меня главным событием июня. Услышав стихи Коровина, посвященные Борису Абрамовичу, тут же помчалась на его совместное выступление с Германом Садуллаевым – и услышала потрясающий поэтический диалог. Отмечу и других чудесных авторов – к примеру, Ирину Евса и Ефима Бершина, у которого выпросила распечатку подборки с автографом. Придумала и успела обсудить два проекта – с Екатериной Полянской и «Фаготом». В общем, спасибо «Мостам» – они радуют, восхищают и заряжают творческой энергией! – заявила Косяева.
Генеральным спонсором фестиваля традиционно выступил проект Вячеслава Заренкова «Созидающий мир».
Данила ЮВАЧЕВСКИЙ
В материале использованы фотоработы Юлии Мирской (фото А.Коровина и А.Гедымин) и Юлии Рымкевич (фото Г.Илюхиной).