15 декабря 2020 года «ЛГ» опубликовала материал «Дело чести, или Ну как не порадеть родному человечку!» – о юном сочинском виолончелисте, представленном к премии губернатора Кубани, но не ставшем ее обладателем по «техническим» причинам и из-за «случайных факторов». В публикации, во избежание усугубления детских переживаний и возможного причинения психологических травм, мы изменили имена героев и их родителей.
Вернуться к истории, созвучной со скандалом на шестом сезоне шоу Первого канала «Голос. Дети», нас обязывает полученный официальный комментарий министра культуры Краснодарского края Виктории Лапиной:
«...В результате проведенной служебной проверки и анализа документов, представленных на рассмотрение комиссии, в том числе с учетом информации, поступившей из администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, комиссией составлено заключение от 14 января 2021 г.
Из содержания заключения комиссии следует, что изложенные в публикации обстоятельства возникли в результате ненадлежащего осуществления контроля за сбором документов претендентов на присуждение премий со стороны заместителя начальника отдела библиотечной, музейной, образовательной деятельности и кинематографии министерства. По результатам служебной проверки за ненадлежащий контроль подготовки и координирования работы экспертного совета по отбору претендентов на присуждение премий заместителю начальника отдела библиотечной, музейной, образовательной деятельности и кинематографии министерства объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Одновременно сообщаем, что мать несовершеннолетнего ребенка-виолончелиста проинформирована министерством о том, что в феврале-апреле 2021 года состоятся краевые конкурсы исполнительского мастерства обучающихся по образовательным программам в области музыкального искусства (струнные инструменты, вокально-хоровое искусство) и краевой конкурс по музыкально-теоретическим предметам и композиции. Победители и участники сольных номинаций заключительных этапов краевых конкурсов будут являться претендентами на присуждение премий в 2021 году.
В ходе телефонного разговора родительница сообщила, что в настоящее время ее сын готовится к участию в вышеназванных конкурсах.
Одновременно сообщаем, что отменить решение экспертного совета по отбору претендентов на присуждение премий в настоящее время не представляется возможным по следующим обстоятельствам. В соответствии с пунктом 15 Порядка работы экспертного совета по отбору претендентов на присуждение премии администрации Краснодарского края для одаренных учащихся и студентов образовательных организаций культуры и искусства, утвержденного приказом министерства от 5 декабря 2016 года № 677 «Об утверждении порядка работы экспертного совета по отбору претендентов на присуждение премий администрации Краснодарского края для одаренных учащихся и студентов образовательных организаций культуры и искусства», решение экспертного совета является окончательным и пересмотру не подлежит.
Следует отметить, что выплата премий осуществляется из средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2015 г. № 986 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» на соответствующий финансовый год. Средства краевого бюджета, предусмотренные для выплаты премий в 2020 году, освоены в полном объеме».
Благодарим Викторию Юрьевну за неравнодушие, честность и принципиальность! Тем более что педагог юного виолончелиста Эмма Налбандян, скончавшаяся от ковида в ночь на 9 декабря 2020 года, до последнего вздоха мужественно сражалась за справедливость, отстаивая интересы своего ученика и искусства.
Да, ЧП нанесло определенный репутационный ущерб и городским, и региональным властям предержащим. С учетом дезинфицирующей мощи широкого жеста, креативно было бы изыскать возможности (как вариант – за счет виновной в происшедшем) и присудить дополнительную, внепрограммную и внебюджетную губернаторскую премию талантливому парню из Сочи, пострадавшему из-за несовершенства пресловутой системы. Случай-то, судя по всему, уникальный. Однако история не терпит сослагательного наклонения. Решение принято: выговор за «ненадлежащее осуществление контроля...» вынесен сотруднице министерства. А могли и уволить! Ведь если допускается вольная или невольная манипуляция экспертным советом при присуждении столь статусной региональной награды, обесславливается идея объективного поощрения юных дарований. Лучше сразу и честно отдать все лавры «блатным» отпрыскам.
Жаль, общественное мнение Сочи почему-то упорствует в своем заблуждении и, в отличие от кубанского Минкульта, возлагает вину за случившееся на городское управление культуры. Иронизирует даже насчет того, как начальник управления Марианна Устинова в первом же официальном письме на имя родителей виолончелиста исключила любую возможность неправоты своих подчиненных: мол, сделали все, как надо, к процедуре выбора достойных губернаторского поощрения никакого отношения не имеем, все вопросы – к Краснодару. Комментарии сочинцев, появившиеся в соцсетях под перепостом статьи с сайта «ЛГ», красноречивы:
«Вечная память Учителю и вечный позор чиновничьей ненасытности!»;
«А фамилии ведь известны! И такого плана деятельность конкретных людей пошла уже далеко за пределы. И будет только хуже, пока всех их не снять с этих постов...»;
«Видимо, именно эта история и подкосила Эмму Налбандян. Учитель от Бога! До конца боролась за своих учеников!»;
«Жизнь и смерть Эммы Агасеровны, Царство ей небесное, стали памятником человеческому и профессиональному достоинству высшей пробы»;
«По скандалу – все спустят на тормозах. Никто не уволится и не извинится»...
Ни земные правители, ни церковь не властны над гласом народа (Vox Populi), которому чуждо пресмыкание. Может, поэтому вольная мысль, укоренившаяся в людских сердцах, облеченная подчас в грубоватую форму, но неизменно бьющая не в бровь, а в глаз, считается гласом Бога (Vox Dei)?!
Эмма Налбандян, отмеченная Богом педагогическим талантом и заслужившая глубокое уважение коллег-музыкантов (к примеру, Мстислава Ростроповича, бывавшего у Эммы Агасеровны в гостях), являлась «совестью профессии» и правдолюбом-выразительницей народного мнения – за словом в карман не лезла. Например, когда местная высокопоставленная чиновница от культуры, объясняя свое отношение к инциденту, сказала ей: «Не люблю копаться в грязном белье», педагог резонно возразила: «Так и не надо его копить!»
Отрадно, что региональные «кормчие» хотя бы так отреагировали на социальные вызовы будней муниципальных «гребцов». В самом Сочи официальное мнение, похоже, взяло курс на... солнце железобетонного оптимизма. И с облегчением перекрестилось в связи с назначением краснодарской стрелочницы. Могу себе представить реакцию на такое развитие событий Эммы Агасеровны, будь она жива. Фразой «Бог нам всем судья» точно бы не ограничилась...
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ