Нервин В.М. «Раз и навсегда». Книга новых стихотворений. – Воронеж, Издательский дом ВГУ, 2020. – 142 с.
Стихи (или рифмованные тексты) издаются сейчас, хоть и микроскопическими тиражами, но достаточно часто, ведь число пишущих, если и не растет год от года, то остается стабильно высоким. Но далеко не всегда подобная аудио-ритмически организованная речь относится к поэзии. Вообще, о поэзии продолжает появляться немало статей, авторы которых сетуют на общее снижение уровня версификации, на теряющуюся связь поколений, отход от традиций классического стихосложения, трудные и порой озадачивающие поиски новой формы, порой проявляющиеся в частичной (или полной) утрате содержания…
Все это интересно и злободневно, но не имеет никакого отношения к творчеству поэта Валентина Нервина, которого совершенно справедливо как-то назвали одним из лучших современных авторов. Как раз в его поэзии счастливо сочетаются и форма с содержанием, и традиции классики с современным звучанием, да и связь поколений прослеживается и прямо, и косвенно:
Пушкин…
Какие еще имена
символизируют наше гражданство? –
он остается на все времена
в координатах иного пространства.
Как ни пытайся добраться туда,
как ни заламывай пальцы до хруста,
в русской поэзии будет всегда
место, которое свято, но пусто.
О гениальном Пушкине Валентин Нервин пишет не в первый раз. На одном из литературных фестивалей «Славянские традиции» его стихотворение, посвященное памяти великого поэта, было признано лучшим:
По дороге на Черную речку
начались Окаянные дни.
Не гаси поминальную свечку,
заодно и меня помяни.
От Воронежа до Магадана,
дорогая Отчизна, пора
помянуть Александра, Ивана,
Михаила, Бориса, Петра…
Мы хлебнули из пушкинской кружки
и до срока сошли в Интернет.
Александр Сергеевич Пушкин –
замечательный русский поэт.
Связь времен и поколений, наследование традиций заметны не только в пушкинской теме. Очень интересно сравнить два стихотворения о комнате смеха и кривых зеркалах, в которых отражается жизнь, написанных в разные времена Нервиным и незабываемым Александром Межировым…
На фоне большого успеха
и резкого роста продаж,
я вспомнил о комнате смеха,
которая вышла в тираж.
Былая реальность избыта –
живем и не паримся, но
в зеркальной поверхности быта
реальное искажено.
Умельцы зеркального цеха
шлифуют астральный прогноз,
поэтому комната смеха
становится комнатой слез.
(Валентин Нервин)
В жизни парка наметилась веха,
та, которую век предрекал:
ремонтируем комнату смеха,
выпрямляем поверхность зеркал.
Нам ошибки вскрывать не впервые,
мы, позорному смеху назло,
зеркала выпрямляем кривые,
ставим в рамы прямое стекло.
Пусть не слишком толпа веселится,
перестанет бессмысленно ржать –
современников доблестных лица
никому не дадим искажать!
(Александр Межиров)
Стихи, близкие по уровню таланта, отличаются отражением времени, в которое написаны. Увы, оно не стало веселее. Тем не менее, «живем и не паримся», и «современников доблестных лица», хоть и искажаются, но таков стиль жизни, где искажение становится нормой. Где вранье воспринимается, как правда, где главное – обсмеять, переспорить, где злорадство считается доблестью, а мстительность – геройством. Время кривых зеркал. Лучше, чем поэт, не скажешь. Продолжая тему о наследовании традиций русской литературной классики, хочу процитировать ещё два отрывка из стихотворений Валентина Нервина, включенных в книгу «Раз и навсегда». И то, что Нервин, вспоминая великие фамилии гениев, а также несчастную судьбу их героев, тем не менее, пишет о грядущем торжестве поэзии, внушает оптимизм:
Российская провинция в классическом синдроме:
сегодня ей столичные дела не по плечу,
хотя на каждой паперти и в каждом гастрономе –
герои Достоевского. Про Гоголя молчу.
Хотя бы за Тургенева не худо разобраться:
по недоразумению, который век подряд,
тургеневские барышни стыдливо матерятся,
Инсаровы спиваются, Базаровы хандрят.
Четкость и отточенность слога Валентина Нервина, его логическая ясность и афористичность формулировок выдают в нем выпускника математической школы и отнюдь не филологического, а экономического факультета университета. Что ж, как сказал классик, «математика еще никому не помешала». Наоборот, аналитическое мышление, стремление к порядку в структурных взаимосвязях, к гармонии и пропорциональности произведения – всё это делает поэтический талант ещё более многогранным, помогая находить наиболее точные и выверенные формулировки для самовыражения.
Я судьбу не выбираю – на семь бед один ответ.
А что ходим мы по краю, знает каждый не поэт.
Это время цвета хаки – даже Бога не слыхать.
…кулаками после драки будут ангелы махать…
На одном из творческих вечеров у Нервина спросили: «О чем Ваши стихи?» Он ответил: «О жизни». Ответ точный, несмотря на то, что общий и всеобъемлющий. О чем еще должен писать поэт? Ведь все, что происходит с ним и окружающим миром – это жизнь. Его, поколения, страны, семьи. И в ней – любовь или ее отсутствие, мир или война (что характерно для всех времен), взлеты или падения (бывают и часто), все, что волнует и тревожит. И что проявляется в стихах, ведь они (если написаны от души) – самый искренний вид литературного искусства. Стихи Валентина Нервина, представленные в книге «Раз и навсегда» (да и в других книгах, журнальных или интернет-подборках), предстают перед читателями, как собеседники. Честные, ироничные, иногда грустные, чаще (невзирая ни на что) веселые, и за это автору отдельная благодарность. Настоящие стихи – это всегда позиция, откровенная и бескомпромиссная, которая отражается в судьбе не только радостью и весельем, но и горестными переживаниями, тревогами и сомнениями:
Со стихами из горла и слезами наготове,
разве Родина могла удержать на полуслове?
…Рифмовали вопреки, выпивали понемногу,
но по лезвию строки погуляли, слава богу!
Жизнь и поэзия нерасторжимы. Что и доказывает своими стихами и книгами замечательный поэт Валентин Нервин. Раз и навсегда.
Владимир СПЕКТОР