Дэвид Бентли Харт. Иллюзии атеистов. Христианская революция и ее новомодные критики. – Москва: Никея, 2021. – 336 с. – 2500 экз.
Перу Дэвида Бентли Харта, известного американского философа и культуролога, принадлежат такие произведения как «Эстетика христианской веры», «Чтобы все спаслись», «Бог. Новые ответы у границ разума» и другие. Его новая книга «Иллюзии атеистов. Христианская революция и ее новомодные критики» – яркий образец научной публицистики. На ее страницах разворачивается ставшая уже традиционной в современном мире полемика верующих и атеистов.
Философско-публицистическое движение в критике религии, именуемое «новым атеизмом», существуя уже более десятилетия, выдвигает аргументы, противоречащие постулатам традиционных верований. Эти доводы, ставшие фундаментом трудов известных представителей данного направления (Ричарда Докинза, Кристофера Хитченса, Дэниела Деннета, Сэма Харриса, Филипа Пулмана) блестяще опровергнуты Дэвидом Бентли Хартом. С некоторой долей иронии, легко прослеживаемой в манере повествования, автор пытается охватить и по-своему проанализировать каждый значимый период в истории христианства.
Большая часть аргументов «новых атеистов» воспринимается автором как мифы или переосмысленные идеи представителей антирелизиозного движения прошлого. Д.Б.Харт не только считает их доводы беспочвенными, но и ко многим приводит весьма доказательные контаргументы, которые подкрепляет исторически обоснованными фактами. Например, известные многим людям представления о временах нетерпимости к инакомыслию, деятельности инквизиции и «охоты на ведьм», по мнению автора, являются самым известным мифом современности. Харт комментирует это следующим образом: «Что касается региональных церковных инквизиций, основная их роль в охоте на ведьм раннего нового времени заключалась в том, чтобы ее подавлять: сдерживать истерию толпы, требуя проведения по всем правилам судебных процессов». Еще одна атеистическая идея основана на принятии религии как причины возникновения эпохи тьмы и препятствия развития науки. Этот миф автор опровергает следующим фактом: «Современный эмпиризм родился не в так называемую эпоху Просвещения, а в позднем Средневековье».
Автор книги рассматривает религию как важнейший культурно- общественный феномен, этот разбор он осуществляет от общего к частному. Проанализировав современное состояние полемики верующих и атеистов, Харт переходит к детальному рассмотрению так называемых «темных веков», развития христианства и его роли в эволюции социума, распада старого католического порядка, охоты на ведьм и действий инквизиции как инструмента общественной нивелировки. Все эти события преподносятся автором как главы из популярного учебника по религии.
Христианство Д.Б.Харт рассматривает не только как один из важнейших социальных институтов, но и как незаменимую деталь в сложном механизме, которым является наш мир. Религия, по мнению автора, этическая, политическая и духовная сила, без которой не существовало бы многих реалий, привычных современному человеку.
Начиная свою книгу со слов «Можно подумать, что для ярых противников религии наступили счастливые времена», Харт приступает к анализу, обращаясь к трудам авторитетных мыслителей прошлого, ученых, чьи открытия стали катализатором становления и развития науки. С этой точки зрения книга представляет собой сложный синтез богословского исследования и научно-популярной публицистики.
«Иллюзии атеистов. Христианская революция и её новомодные критики» не скудное историческое повествование о христианстве и его роли, а захватывающий спор автора с современными религиозными скептиками, изобилующий остроумными аргументами и ироничными замечаниями.
Данный труд советую к прочтению не только людям, заинтересованным в состоянии современной культуры, но и тем, кто желает научиться искусно выстраивать аргументацию и отстаивать собственную точку зрения.
Файруза ГИБАЙДУЛЛИНА, Набережночелнинский государственный педагогический университет