Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Новости    24 ноября 2020 г.
Литература История Стихи

«Суворов и сам был высокоодаренным поэтом»

К 290-летию великого полководца. Михаил СИНЕЛЬНИКОВ рассказывает об антологии «Князь гнева», а также о поэтических способностях Александра Васильевича и о стихах, ему посвященных.
24 ноября 2020

Моя работа над составлением антологического сборника «Князь гнева», посвященного памяти Александра Васильевича Суворова, продолжается. Еще есть некоторое время для дополнений. Стремясь к исчерпывающей полноте книги, я уже тщетно взывал к стихотворцам-современникам... Так или иначе, заслуживающих внимания стихов и поэм о Суворове и без того чрезвычайно много. Суворов являлся вдохновляющим, поэтическим лицом отечественной истории на протяжении восемнадцатого столетия, девятнадцатого и Серебряного веков, да и советского времени, начиная с предвоенных лет...

Но дело в том, что Суворов и сам, несомненно, был высокоодаренным поэтом. Даже его учебник военного искусства «Наука побеждать» местами представляет собою не что иное, как стремительный верлибр (стоит вслушаться в ритм!). Напоминающий, между прочим, библейское повествование о падении Ниневии (что не диво, если учесть, что знаменитый полководец был религиозен и не расставался с Писанием). Лучшие стихи Суворова, на мой взгляд, сильнее едва ли не всех стихов при его жизни ему посвященных разными одописцами. Кроме, разумеется, стихотворений великого Державина. Отдельные строки коротких стихов поэта Александра Суворова своей великолепной сумятицей, прыжками через несколько ступеней, странным образом напоминают даже стихи Осипа Мандельштама, сосланного в Чердынь... Однако, здесь я прерываю нить своих самодельных суждений. Приберегаю их для предисловия.

Далее два стихотворения двух известных поэтов миновавшего века... Апологеты Эдуарда Багрицкого, не шибко разбиравшиеся в поэзии, оказали ему дурную услугу, включив в том большой серии «Библиотеки поэта», наряду со стихами и поэмами периода зрелости и весь провинциально-романтический мусор одесской юности. Однако «Суворов» – одна из немногих удач (почти единственная) раннего Багрицкого. Ритмический рисунок, конечно, заимствован у Михаила Кузмина, автора прекрасных «Александрийских песен». Но, во-первых, учителей тоже надо уметь выбрать в юности (Багрицкому было 19-20 лет). А, во-вторых, колорит, живость деталей и само настроение тут свои.

Суворов был любимым героем Сергея Маркова, посвятившего полководцу целую книгу.

Составляемый мною сборник должен быть украшен различными иллюстрациями. Понятно, что не обойтись без репродукции известной картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Я также надеюсь на участие современной талантливой художницы Ольги Калашниковой, создавшей ряд полотен об альпийском походе Суворова.

 

Михаил СИНЕЛЬНИКОВ

 

__________

 

 

Эдуард БАГРИЦКИЙ (1895-1934)

 

Суворов

 

В серой треуголке, юркий и маленький,

В синей шинели с продранными локтями, –

Он надевал зимой теплые валенки

И укутывал горло шарфами и платками.

В те времена по дорогам скрипели еще дилижансы,

И кучера сидели на козлах в камзолах и фетровых шляпах;

По вечерам, в гостиницах, веселые девушки пели романсы,

И в низких залах струился мятный запах.

Когда вдалеке звучал рожок почтовой кареты,

На грязных окнах подымались зеленые шторы,

В темных залах смолкали нежные дуэты,

И раздавался шепот: «Едет Суворов!»

На узких лестницах шуршали тонкие юбки,

Растворялись ворота услужливыми казачка́ми,

Краснолицые путники услужливо прятали трубки,

Обжигая руки горячими угольками.

По вечерам он сидел у погаснувшего камина,

На котором стояли саксонские часы и уродцы из фарфора,

Читал французский роман, открыв его с середины,

«О мученьях бедной Жульетты, полюбившей знатного сеньора».

Утром, когда пастушьи рожки поют напевней

И толстая служанка стучит по коридору башмаками,

Он собирался в свои холодные деревни,

Натягивая сапоги со сбитыми каблуками.

В сморщенных ушах желтели грязные ватки;

Старчески кряхтя, он сходил во двор, держась за перила;

Кучер в синем кафтане стегал рыжую лошадку,

И мчались гостиница, роща, так что в глазах рябило.

Когда же перед ним выплывали из тумана

Маленькие домики и церковь с облупленной крышей,

Он дергал высокого кучера за полу кафтана

И кричал ему старческим голосом: «Поезжай потише!»

Но иногда по первому выпавшему снегу,

Стоя в пролетке и держась за плечо возницы,

К нему в деревню приезжал фельдъегерь

И привозил письмо от матушки-императрицы.

«Государь мой, – читал он, – Александр Васильич!

Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тревожить,

Вы, как древний Цинциннат, в деревню свою удалились,

Чтоб мудрым трудом и науками свои владения множить…»

Он долго смотрел на надушенную бумагу –

Казалось, слова на тонкую нитку нижет;

Затем подходил к шкафу, вынимал ордена и шпагу

И становился Суворовым учебников и книжек.

 

1915

 

 

Сергей МАРКОВ (1905-1979)

 

* * *


Холодный плащ с простреленной полой,

И крестики узора на сорочке,

И ладанка с московскою землей

На потемневшей бисерной цепочке.

 

Эфес расшатан, треснули ножны`,

Но он презрел парадную отвагу;

И без того народы знать должны

Разящую суворовскую шпагу!

 

Он вспоминал Шестидесятый год –

Осенний дождь, разбрызганную глину,

Струилась кровь у городских ворот,

И казаки скакали по Берлину.

 

Он говорил: «Пруссак и знать не мог,

Что здесь его достанет наша пика.

А русский штык? Орлы, помилуй Бог,

Недаром мы клевали Фридерика!»

 

Суворов хмурит старческую бровь:

«Что есть мечта? Прошедшего наследство...»

И тот поход, как первая любовь,

А может быть, как радостное детство.

 

Душа – железо, а мечта – опал,

Мечта ложится в прочную оправу.

О призрак детства – старый Ганнибал,

Провидевший суворовскую славу!

 

Орлиный век, орлиная судьба!

Одна лишь мысль о них – благоговейна.

Поет фанагорийская труба,

Ведет полки от Ладоги до Рейна.

 

Дунайский ветер, жесткий финский снег

И площади поверженной Варшавы...

Идет необычайный человек

К вершинам чистым подвига и славы.

 

За ним шагают верные полки,

Мерцает медь безжалостных прикладов,

И ровно светят тульские штыки

В лазури италийских вертоградов.

 

Идет сквозь лед, граниты и грозу

С уверенной улыбкой исполина.

На горном солнце искрится внизу

Извилистая рейнская долина.

 

Грозит снегам стремительным перстом

И, вдохновленный мужества примером,

Обняв солдата, дедовским крестом

Меняется с героем-гренадером.

 

И глубина альпийской синевы

Струит прохладу чистого колодца.

Как сердце бьется! И земля Москвы

Опять стучится в сердце полководца.

 

1944


Поэзия Спецформат Александр Суворов
48
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Гений придёт на свет

04.08.2023

У столетия на примете

28.07.2023

Не различить в эфире лета

21.07.2023

Если чёрное солнце стоит за плечом

20.07.2023

У ахматовской «будки»

07.07.2023

Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

31248 голосов

«Пятна» на сочинском солнце

15317 голосов

Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

5504 голосов

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

4054 голосов

Клуб молодых

1826 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты