Литгерои абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах, утверждает София ЭЗЗИАТИ.
Досье «ЛГ»
София ЭЗЗИАТИ родилась в России в 1994 году. Окончила Российский университет дружбы народов. Имеет степень магистра права. Композитор, поэт. Публиковалась в «ЛГ», «Литературной России», «НГ-Exlibris» и других изданиях. Член Союза писателей России, Российского союза писателей. Лауреат Национальной литературной премии «Писатель года» 2019 в номинации «Дебют». Финалист премии за 2021 год в номинации «Фантастика». Автор романа-антиутопии «Дневник революции», книги афоризмов и эссе «Опыт постижения мира», а также книг для детей «Герои снов. Сила твоего сердца» и «Герои снов. Любовь сильнее зла».
– Как вы думаете, существует ли вдохновение? Как оно приходит лично к вам? Если да, то каким образом это происходит? Если нет, то какие условия необходимы вам для творческой работы?
– Я думаю, что существует. Я ощущаю его как невероятную легкость в душе и в теле. Сразу же становятся незначительными отвлекающие внешние факторы. Не важно время суток и место. Мысли льются потоком, будто бы я вспомнила о чем-то, что давно не могла вспомнить. И лишь бы успеть записать. Кстати, именно с этим связано то, что я пишу теперь только от руки, так быстрее. Первую книгу я писала на компьютере. Из условий могу отметить свежий, в идеале холодный воздух. Я всегда открываю окно, когда пишу. Иногда включаю для фона инструментальную музыку в жанре эмбиент (ambient).
– Как рождается замысел произведения? Что приходит сначала: тема, сюжет или отдельные образы? Часто ли используете в своих произведениях метафоры, эпитеты и иные художественные средства?
– Как я уже сказала, сюжеты, образы и персонажи являются мне как обыкновенные воспоминания. Иногда они яркие, иногда едва уловимые, порой с невероятно четкой детализацией, иной раз это просто образ, какое-то место или имя.
– Бывало ли у вас ощущение, что текст выстраивается совсем не так, как было задумано в начале, «отбивается от рук» и начинает жить своей собственной жизнью?
– Я изначально не составляю плана, ведь приступая к написанию книги я не знаю, какие ко мне придут «воспоминания». В начале работы я не знаю, какие события будут происходить и чем закончится книга. Все зависит от «поведения» персонажей. А зачастую бывает так, что они совершают такие действия, которые для меня самой становятся неожиданными, непонятными. Но так как мои персонажи явились мне цельными образами, я не наделяла их набором определенных качеств, что могло бы позволить мне предугадывать их поведение или умышленно подталкивать их к каким-то действиям. Можно сказать, что они абсолютно самостоятельны и вольны в своих порывах. Моя задача лишь донести их историю до читателя.
– Из чего, по-вашему, складывается такое понятие как стиль? Можно ли его менять от произведения к произведению? Или это вещь природная, такая же, как интонация?
– На мой взгляд, в основе стиля видение мира автором и манера облекать мысли в слова. По моему личному опыту я думаю, что можно менять стиль в зависимости от жанра произведения. Однако я нахожу довольно точным сравнение с интонацией, так как какой бы ни был жанр, от себя не уйдешь.
– Что помогает вам писать, а что мешает? Что для вас самое трудное в писательской работе?
– И помогает, и мешает мне одно и то же – это я сама. Я не раз убеждалась, что очень многое, практически все зависит от нас самих. Самое трудное в писательской работе – в повседневной рутине не терять связь с созданным тобой миром. Это явление можно сравнить с иностранным языком, который если регулярно не практиковать и не использовать в повседневной жизни – может и вовсе забыться.
– Если говорить о темпе работы, то что для вас органичнее: писать редко, но помногу или же часто, но помалу?
– Скорее редко, но помногу. Это связано с тем, что чем сильнее углубляешься в «воспоминания», тем больше удается «вспомнить». Делать урывками сложнее, так как всякий раз приходится настраиваться на нужный лад.
– Испытываете ли удовлетворенность от законченного произведения или же наоборот, уже появляется желание создавать что-то новое?
– Испытываю удовлетворенность и всякий раз не планирую ничего писать дальше. Но созданный мир не отпускает, появляются все новые и новые «воспоминания»… поэтому работа практически непрерывна.
– Делает ли вас творчество счастливее?
– Однозначно. Это возможность выражения, в нем «настоящая» я, такая, которую не знают, возможно, даже самые близкие люди. Без литературы я не представляю своей жизни.
Беседу вела Екатерина ПРИДАННИКОВА