300 лет Карло Гоцци (13 декабря 1720 – 4 апреля 1806), великому итальянскому сказочнику-драматургу... Как в русском Серебряном веке его творчество оказалось кстати! Тут у нас и замечательный журнал «Любовь к трем апельсинам», издававшийся доктором Дапертутто (т. е. Мейерхольдом) – в другую эпоху все это отозвалось в ахматовской «Поэме без героя». Тут, понятно, и «Турандот» Вахтангова. И музыка Прокофьева (а там, у них, Пуччини). И, если вдуматься, великая, по-своему, и для своего (и нынешнего!) времени актуальная сказочная драматургия Евгения Шварца не возникла бы, не будь блистательного венецианского образца...
Все это вещи совершенно очевидные. Но вот что еще стоило бы сказать сегодня. Все эти волшебные сказки очаровывают еще в детстве-отрочестве. Но и в детстве, и в отрочестве, и в юности еще как-то нет охоты прочитать авторское предисловие к книге сказок Гоцци. И когда вдруг в определенном возрасте неожиданно возникает желание перелистать это пространное вступительное слово, то вчитываешься и не можешь оторваться. И понимаешь, что венецианский граф был выдающимся мыслителем. невольно перекликающимся с де Местром и даже предвосхищающим идеи Константина Леонтьева и Шпенглера...
Творчество Гоцци стало нетленной мировой ценностью и в то же время оно неотделимо от его родного города – Венеции.
Ниже – мое стихотворное дополнение к теме.
Венеция
I
В этом городе странном
Хороша теснота,
В ней страстям и романам
Всё ж найдутся места.
Из таинственных щелей
Выбегал карнавал
Этих масок, веселий
С говорком зазывал.
Эту стать и осанку,
Синевой осиян,
Эту венецианку
Возлюбил Тициан.
В этой каменной кладке
Семена и пыльца,
Воздух едкий и сладкий,
Пронизавший сердца.
II
Вот эти бронзовые кони
И лев, раскинувший крыла!
Здесь в споре Гоцци и Гольдони
Не вся ли жизнь твоя прошла!
Театром был любой проулок,
И пересказанный Восток,
От голосов актерских гулок.
Был от кофейни недалек.
Водой объятая всецело
Земля упорна, как металл,
В ней дерево окаменело,
И песнопеньем камень стал.
Михаил СИНЕЛЬНИКОВ