Подворье: сборник стихотворений / под ред. Л.И.Дорошиной. – Praha: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2019 – 307 с., ил.
«Подворье» – глубинка души
Мы ее теряем... Деревню нашего детства с бабушкой, речушкой-лягушатником, ягодой-малиной и парным молоком практически полностью заменили бездушные фермы. Городские малыши видят коров, лошадок, уток, гусей на картинке и по телевизору, в лучшем случае в зоопарке. Дети каменных джунглей и интернета… Вместе с деревней мы потеряли частичку своей души, русского духа.
Именно об этом – пензенская новинка этого года, поэтический сборник «Подворье», автором идеи и собирателем которого стала Лидия Терехина (Лидия Ивановна Дорошина), член СПР и руководительница пензенских литературных клубов «Берега» и «Я сень».
«Подворье» вышло малым тиражом в пражском издательстве «Sociosfera-CZ», всего 100 экземпляров, без спонсорской помощи, хотя такие книги – и о патриотизме, и о литературном краеведении, и о корнях в целом. В книгу вошли стихи 105 авторов из Пензы и, стараниями соредактора Анны Коржавиной, из разных городов России.
«Подворье» состоит из 7 лепестков-разделов. Книгу открывает раздел «Скрип половиц», где собраны стихи о доме. Для каждого дом – разный, но все стихи объединяет щемящее чувство тоски и ностальгии по утраченной юности.
Подкатил мне под горло ком.
Вновь я вспомнил родимый дом.
Покосилась его крыльцо.
Почернело для зыбки кольцо.
(Валерий Сухов, «Старый дом»)
И, вместе с тем, дух деревенской избы жив в ощущениях, он становится жизненной философией поэтов.
Здесь у нас обычай старый:
К ночи всякий странник – гость,
да о жизни тары-бары –
все с надеждой на Авось.
(Лидия Терехина, «Деревенские стихи»)
«Подворье» – не оторванная от реальности книга, и с деревенскими стихами соседствуют строки о квартирном уюте:
Если есть у квартиры душа,
Радостная или печальная,
Думаю, прячется эта душа
В стареньком кухонном чайнике.
(Татьяна Кадникова «Душа квартиры»)
Название раздела «В кастрюле двора» говорит само за себя:
А в дырявой кастрюле двора
закипают века
под ворчание старух.
И задорно кричит детвора...
(Вера Дорошина)
Но не ждите исключительно прямых описаний дворового быта, есть здесь и глубоко философские стихи, лишь слегка зацепленные за дворовый пейзаж, например, «На задворках» Елены Лапшиной:
Нету имени месту – оно безназванное «где-то»,
где умолкли языки – ни Азии нет, ни Европы… –
терпеливых жуков, жадных гусениц тайное гетто,
катакомбы червей, муравьиные торные тропы.
Захолустье вселенной, где полдень стоит, как впервые,
где блуждает вино по дичающим лозам агдама.
Всюду Божии твари – носители чуда – живые
забывают свои имена по уходе Адама.
Третий раздел «Сплетение корней» – о родственниках, близких людях, обитателях отчего дома.
Время очнуться и перестать
накапливать барахлишко, громко запеть,
хоть мое ты не любишь пенье.
Мамочка, мама, любви не бывает слишком много!
А мало – бывает.
(Ирина Четвергова, «Маме»)
Стихи о близких – самые пронзительные, искренние и трогательные:
Помню, я смеялся над бабкой,
Уверял ее: «Бога нет!»
И крестилась она украдкой
На божницы закатный свет.
Так бывало: лишь рассвело,
Я глаза открывал: «Да спи ты!» -
Бабка день начинала с молитвы
И молитвой кончала его.
(Валерий Сухов, «Молитва»)
Раздел «Васильковые люди» назван по одноименному стихотворению Лидии Терехиной и посвящён профессиям. Здесь собрались и простые деревенские работяги, такие, как пастух, пасечник, кузнец, так и поэт, и редактор, и даже водительница троллейбуса. Интересно побыть в такой компании!
Жил в деревне сказочник Матвей.
Он из чурок делал журавлей.
И кому подарит журавля,
Для того закружится земля.
(Константин Рябенький, «Сказочник»)
Или вот еще:
Папирос разрывает пачку
Смущенный рыбак.
Берет в жены рыбачку,
говоря так:
«Вот рыба-щит, рыба-меч.
Я буду тебя беречь».
Жена отжимает подол и
Вяжет тугой узелок.
Берег исхожен вдоль и
Поперек.
Спят рыба-облако, рыба-луна.
Рыбачка живет одна.
(Наталья Полякова «О рыбаке»)
Раздел «Кричат в деревне петухи» – о пернатых и четвероногих обитателях подворья, верных спутниках человека.
Сиротливо моталась веревочка возле кудрей,
по подшерстку погладил и на руки пролил елей.
Жил ягненочек белый под сеном у самых дверей
со звездой под копытцем.
(Ксения Мосина, «Агнец»)
Летят собаки в жизнь счастливую,
Виляя весело хвостом.
Летят – с репьями и колючками,
С клещами, с полчищами блох.
И солнце, нежное, как булочка,
Им дарит позднее тепло.
(Татьяна Кадникова «Куда летят собаки»)
Кроме привычных домашних и «сельскохозяйственных» животных героями стихотворений стали синицы, снегири, лягушки, пауки, мотыльки и прочие соседи человека.
Следующий раздел – «Трава у дома», продолжающий растительную тему предыдущего клубного сборника «Букет для друга». Эту часть книги в числе прочих украсили необычные дворовые растения из стихов известной вологодской поэтессы Леты Югай:
Трепещет от ветерка, тянется выше и выше,
он хочет цвести на крыше, но есть для всего закон:
привязан к земле корнями, пока он живет. И тише,
печальней поет к полудню сиреневый граммофон.
(«Вьюнок»)
…когда всюду блеск и сверканье
и музыка талой воды,
в простой фиолетовой ткани,
ты – отблеск далекой звезды.
(«Фиалка»)
И завершается книга разделом «В реке памяти». Это ностальгические строки о невозвратном прошлом, своего рода старый фотоальбом, только в стихах.
То сквозняки, а то затопят сверху –
По кольцам годовым на потолке
О будущем гадали. На поверку –
Сбывалось все. Мы жили налегке.
(Наталья Полякова, «Мы жили-были»)
Совсем простые строки, но сколько в них атмосферности! В зеркале настоящего отражается прошлое и наоборот. Читаешь с ощущением, что время едино:
Воркование слышу. И слышу щенка,
Потерявшего маму. И бабушкин манник,
Слышу, в печке сопит, распуская бока.
Слышу все голоса этой тьмутаракани.
Вот он, дедушкин вальс, по-старинному прост,
На нестройной гитаре про спелые вишни.
Но гитара в чехле, тот повешен на гвоздь,
Деда умер давно. Кто играет, не вижу.
(Александра Пожарская, «Память»)
Стихи обладают особой магией – листаешь чужие «фотографии» и видишь слайды о себе. Именно в этом, наверное, основная особая ценность книги «Подворье».
Я не люблю фотоальбомов
Страницы желтые листать.
В них – дом, в котором все знакомо,
В них – молоды отец и мать.
В них та, что мне так больно снится
На протяжении многих лет
Страна, где мне пришлось родиться,
Страна, которой больше нет…
(Елена Баринова «Листая фотоальбом»)
Марина ГЕРАСИМОВА
«Подворье» в Пензе
Тот дом хорош, где хороши обитатели.
Джордж Герберт
В моих руках – шикарно изданный, с цветными иллюстрациями, сборник стихотворений под редакцией Л. И.Дорошиной «Подворье», увидевший свет в Праге в 2019 году. Тираж его был отпечатан в Пензе. В число редакторов-составителей также вошли М.Герасимова, А.Коржавина и Т.Сычева.
Стихотворения этого замечательного сборника были написаны поэтами-пензяками и друзьями журнала «Сура» – под одной обложкой мы обнаруживаем 105 авторов! В оформлении использованы фотографии И.Кострова, Н.Стёпочкиной, Л.Терехиной, А.Коржавиной, Т.Сычевой и Н.Хлопцевой.
Удачно в качестве эпиграфа к книге избрано четверостишие В.Филонова:
Быть должен дом у человека,
А в доме – хлеб, тепло, уют.
Где, неподвластно бурям века,
Тебя всегда с надеждой ждут.
Это – отрывок из его стихотворения «О доме». Целиком оно напечатано в этом же сборнике.
Весь сборник логически разделен на семь частей. Это «Скрип половиц» (стр. 5-52), «В кастрюле двора» (стр. 53-68), «Сплетение корней» (стр. 69-116), «Васильковые люди» (стр. 117-150), «Кричат в деревне петухи» (стр.151-200), «Трава у дома» (стр. 201-252) и «В реке памяти» (стр. 253- 293).
В предисловии к книге под названием «Ближний мир», написанном членом Союза писателей России Л.Терехиной, в частности, говорится: «Ближний мир человека – это его ПОДВОРЬЕ, и все, с чем столкнется ребенок в этом мире, он заберет с собой в мир большой, в котором все будет измерять полученными изначально знаниями, ощущать вскормленными в отчем доме чувствами».
О своем опыте взросления и формирования собственной индивидуальности, поведать о внешней среде, пестовавшей авторов «Подворья» в их детские годы, о личностях, оказавших на них максимальное влияние, – обо всем этом коллективно решили рассказать участники литературного клуба «Я сень».
К редакторам-составителям понесли свои стихи поэты из литературного клуба «Берега», из других литературных объединений и даже из других городов.
В период сбора текстов понятие о том, каким должен быть сборник, значительно расширилось. К примеру, не сразу появился не планируемый изначально раздел «Васильковые люди». Это поэтическая глава увлеченно рассказывает нам о профессионалах, мастерах своего дела. Именно такими и были наши прародители. В «Подворье» нашли свое описание представители 35 профессий. Среди них – пахари и сеятели, жнецы и плотники, печники и медсестры, маляры, швеи, кузнецы и др.
Н.Елизарова в стихотворении «Дома» дает нам бесхитростный совет:
Над домом ласточка кружит,
А на пионе шмель жужжит,
И нужно просто мудро жить,
Дышать, покуда жив.
Интересен раздел «В кастрюле двора», получивший название по стихотворению Веры Дорошиной). «Сплетение корней» открывается эпиграфом Валерия Сухова:
Мой дед был лесником, а прадед – пахарем.
И клин земли их, сохами распаханный,
От пота мокрый был, от засухи – сухой.
Врос в супесь крепко корень родовой.
Среди «васильковых людей» вызывает интерес «Песенка художника» Л.Захаровой:
Пусть живет мирок бумажный,
Настроеньем порожденный!
Я его для всех придумал –
Дивный мир – эскиз несложный!
Раздел «Кричат в деревне петухи» посвящн фауне и знакомит нас с бабочкой махаоном, вороной, воробьями, голубями, гусями, жаворонками, журавлями, конями, котами, кошками, лягушками, синицами, собаками, цыплятами, стрекозами и прочей большой и малой живностью.
Царство флоры представлено в разделе «Трава у дома». Здесь и крапива, сорняки, репейник, земляника, клевер. Не чужие здесь и незабудка, одуванчики, мать-и-мачеха, настурция, дубы… Много авторов – много и представителей флоры. Славное русское раздолье!
О.Шагапова пишет о своем неназванном поселке:
По вечерам слышны баяна вздохи –
Он песни зарубежные поет.
Здесь, кажется, смешались все эпохи…
Незыблем лишь репейник у ворот.
Завершает сборник раздел «В реке памяти». В него логически и композиционно точно вошли грустноватые строчки о навсегда ушедшем прошлом. Мы знаем, что все прошедшее в конечном итоге в той или иной степени оказывает влияние на нашу повседневную реальность, непременно оставаясь критерием веры, надежды, любви и добра. Поэтому неслучайно, что сборник завершается стихотворением Л.Терехиной «Там»:
Там я жила на свой манер и лад,
И русских слов замес или заквас
Рождал мои нехитрые молитвы.
Осталось все за пологом тумана,
что не подвластен никаким ветрам.
Там – мною не исхоженные страны,
да и моя страна осталась там.
На его страницах «подворья» в полном смысле этого слова живут самые близкие всем нам люди – отец, мать, младшие и старшие сестры и братья, дедушки и бабушки. Все они живы в нашей памяти. Жив с ними и сам Дух дома с его притягательной сельской (а у кого и городской) атмосферой, не забыты звуки и запахи – словом, всюду с нами невидимое присутствие наших прародителей. И это неслучайно, ведь большинство из авторов и читателей сборника выросло в селе или находилось там изрядное количество времени во время школьных каникул. Не только сельский, но и городской пейзаж – старые городские дворы, скверы, парки и дачи – органично вошли в рифмованные строчки авторов «Подворья».
Очень рад, что весьма оригинальная идея сборника благополучно и успешно воплощена в жизнь.
Антон ХРУЛЕВ