К 205-летию со дня рождения Михаила Лермонтова группа молодых литераторов совершила подъем на высочайший пик Африки. Инициатор экспедиции – писатель и автор нового литературного проекта Pechorin.net – Алексей Небыков специально для «Литгазеты» вел хронику покорения грозной вершины.
Отъезд/приезд
Хлопоты перед поездкой, тщательные сборы. Проблемы с перевесом багажа: уходя в горы, много оборудования нужно с собой брать, а еще впереди дни на сафари и лекционные встречи. Везу книги современных авторов с автографами для библиотеки Российского центра науки и культуры в Дар-эс-Саламе, важно ничего не забыть.
Волнение перед испытаниями, большая ответственность перед людьми, которые надеются и верят в успешность восхождения, перед поэтом Лермонтовым, в честь которого совершается и в память о котором в этом году будет запущен литературный проект Pechorin.net, о чем я должен сообщить непременно с самой вершины.
Несколько слов о нашей команде. В ее составе молодые литераторы: Алексей Спиренков, Алексей Шевцов, Андрей Поршаков, Анастасия Король и Анастасия Трубникова. Прекрасные ребята, вдохновившиеся идеей восхождения в память о Лермонтове.
И вот мы в аэропорту. 13-часовой перелет по маршруту: Москва-Дубай-Килиманджаро, преодоление расстояния в размере 7382 километров (3680 километров до Дубая, 3702 – до Килиманджаро). Погода в Москве – плюс 15, в Дубае – плюс 35, в Килиманджаро – плюс 26,5.
Прилетаем в Арушу поздно ночью. Через час рассвет, приятная прохлада, город беззаботно спит. Первые впечатления о стране сразу не сложились: немного тревожимся в дороге – в Танзании левосторонне движение, и кажется, что водитель движется по встречной полосе, так и хочется его предупредить, окликнуть.
Впереди один из самых красивых маршрутов восхождения «Мачаме». Пять разных климатических зон нам предстоит пройти: экваториальный лес, болотистая местность, вересковая пустошь, альпийская и арктическая пустыни. И пока мы не подозреваем, как сложно будет ежедневно преодолевать на высоте расстояние в 10-15 километров с перепадами высот от 1000 метров и больше…
Перед выходом нужно разобрать вещи, оставить большую часть в отеле, другую – для горы, убрать в специальный баул для портеров, вес которого не может превышать 15 килограмм – такой установлен для них предельный вес, так как были несчастные случаи с носильщиками из-за перегрузок в горах.
Гид разъясняет нам все мелочи о маршруте, сообщает о сложностях в пути, дает советы. Все сразу не запомнить и не понять. Но основное сохраняется памяти: нужно непрерывно наносить крем от солнца в горах, особенно на открытые части тела, необходима высотная адаптация, тогда есть возможность избежать высокогорных осложнений, поэтому на маршруте кроме основного трекинга предусмотрены частые акклиматизационные выходы. На вершине может быть до минус 20, но прогноз погоды на все дни восхождения хороший, лишь за день до штурма обещают дождь. Хотя в горах все может быстро измениться…
День 1
Программа на день: трансфер к воротам национального парка (высота 1800 метров), трекинг по экваториальному лесу до лагеря Мачаме (5-7 часов, 18 километров, высота 3000 метров, перепад высот 1200 метров), первая ночь в палатке.
Погода: днем – небольшая облачность, плюс 10, ночью – дождь, плюс 10.
Все приготовления закончены. Впереди 7 дней движения к цели, а сегодня тяжелый переход: подъем на небольшую высоту, но с преодолением самой длинной на маршруте дистанции.
И вот мы у ворот в национальный парк Килиманджаро. Много туристов, портеры озабоченно снуют туда и сюда, повсюду суета и волнение. Регистрируемся в книге альпинистов, начинающих восхождение, покупаем разрешения на посещение парка – «пермиты». Портеры выстраиваются в огромную очередь, чтобы взвесить баулы, упакованные в специальные непромокаемые мешки. Обедаем на небольшой лужайке перед первой стелой – до вершины 40 километров и 32 часа непрерывной ходьбы, указано на ней. Делаем первые коллективные фото, наносим защитный крем и выдвигаемся в путь.
На входе в парк группу встречает веселый рейнджер, смеется, подбадривает, поет песни и просит нас подпевать ему. «Акуна матата» («никаких проблем») и «поли поли» («медленно, медленно») – два главных правила нашего восхождения. Набирать высоту нужно неспешно, так быстрее наступит акклиматизация, а еще нужно непрерывно пить – по 3-4 литра в день только воды, кроме чая и супа.
Начинается трекинг по экваториальному лесу. Мы движемся по тропе, а справа и слева нас обгоняют портеры с огромными тюками на закорках. В узких местах мы останавливаемся и пропускаем их, непременно здороваясь – «джамбо», «мамбо», что значит – «привет».
Первый день трекинга самый важный. Гиды выявляют слабых игроков в команде, подбирают темп, видят, кому будет в пути сложно, а кто вырвется вперед. Все члены команды устали, но проблем особых с переходом не возникло.
Но вот, наконец, впереди первый высокогорный лагерь, первая пройденная высота и первая радость окончания маленькой части маршрута. Отмечаемся в книге у рейнджеров, делаем фото у стелы. Она сообщает, что до вершины осталось 30 километров и 27 часов непрерывной ходьбы. Кто, как и почему так посчитал – уже не важно, доверимся цифрам, анализировать будем потом.
Вечером проходим первый медицинский контроль, с надеждой ждем похвалы от гидов. Они знают, что нам нужно и говорят, что движемся в хорошем темпе и все молодцы. Хотя время, отведенное по плану на переход, мы и были в пути, а, значит, двигались в обычном темпе… Почти все отмечают падение кислорода в крови до 90%, вместо обычных 100%. И пульс у каждого повышен.
Это только первый день, небольшая высота и совсем непросто было справиться с нагрузкой.
День 2
Программа на день: переход до лагеря Шира (высота 3750 метров), трекинг по болотистой местности и вересковой пустоши (около 6 часов, 9 километров, перепад высот 750 метров), акклиматизационный выход вечером на высоту 3967 метров (1,5 часа).
Погода: днем – ясная, плюс 5, ночью – небольшая облачность, плюс 4.
Наступило хмурое утро. Совсем не выспались, какой-то рванный, беспокойный сон, немного ночью замерзли, нужно одеваться теплее…
Умываемся, завтракаем, собираемся. Спрей от комаров больше не нужен, насекомые не живут на таких высотах. Впереди болотистая местность, а затем зона вересковой пустоши: невысокие короткие деревья, редкая, порой совсем отсутствующая растительность, скалы. Пологая дорога вчерашнего дня сменяется скальными ступенями и переходами, подъемы теперь намного круче.
По дороге гид рассказывает нам про растения и деревья, встречающиеся нам на пути: «вечноцветущие» – невысокие кустарники, похожие на цветную капусту, растут на больших высотах круглый год; «гиганты Килиманджаро», точно огромные ананасы, сохранившие только зеленый сверху хвостик, живут дольше 400 лет и по количеству засохших листьев на стволах местные определяют их возраст; цветок «лобелия» раскрывается днем, напитывая листья влагой, а ночью сворачивается в кокон.
До вершины 25 километров и 21 час непрерывной ходьбы, так близко уже. Солнце приятно обжигает лицо и можно снять мокрую одежду и позагорать…
Нас ждет ужин. Условия нашего пребывания на горе очень скромные, но от этого самые незначительные мелочи создают особый комфорт: горячий суп, уютный спальник, теплая вода, текущая из крана походной бочки, разговоры ни о чем и в то же время обо всем самом главном, песни и смех за столом. «Современные Робинзоны», вырвавшиеся из города, впустившие в свою жизнь природу, риск и приключения. Есть у Лермонтова такое размышление в «Герое нашего времени»: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять». Возможно, он прав, по крайней мере, каждому из нашей группы были близки и понятны эти слова.
День 3
Программа на день: переход до лагеря Баранко (высота 3900 метров) через лагерь Лава Тауэр (4600 метров), трекинг по вересковой пустоши и альпийской пустыне (6-8 часов, 12 километров, перепад высот 880 метров).
Погода: днем – ясная, плюс 5, ночью – небольшая облачность, плюс 5.
Наступает утро, чувствую себя отдохнувшим, солнце приятно согревает и становится даже жарко.
Выходим из лагеря и начинаем восхождение к Лава Тауэр. С первых шагов понимаем, как сильно уже устали. Ноги гудят, словно после тренировки, а на пути множество подъемов и спусков. Очень тяжело идти и не до пейзажей вокруг, смотришь только на ноги товарища впереди.
В пути проводники рассказывают, что раньше местное племя чага, живущее и сейчас у подножья горы, называло ее «Килимакиаро», что переводилось, как «самая высокая гора». В те времена еще никто не покорил высочайший пик Килиманджаро Ухуру, и местные верили, что достигнув его, можно встретить бога, узнать бытийные тайны, прикоснуться к его мудрости.
И вот мы в лагере Лава Тауэр – 4600 метров, до вершины 18 километров и 17 часов непрерывной ходьбы, еще ближе к нашей цели. Просматривая затем свой фотоаппарат, обнаружил, что в ходе подъема в этот день не сделал ни одной фотографии, так непросто было сюда дойти…
Ощущения наверху у группы очень странные, за кажущейся беззаботностью кроется какая-то дурнота, почти все из нас впервые на такой высоте. Даже передвижение по лагерю дается с трудом, несколько шагов по небольшому подъему – и начинается одышка. Размещаемся за столом, ждем обеда. Но аппетита совсем нет – плохой признак, свидетельство гипоксии, а очень надо поесть, через «не могу». В голове состояние легкой эйфории, не хочется ни о чем думать, просто сидишь и смотришь в никуда.
В 17:00 достигаем лагеря Баранко, он располагается у подножия одноименной отвесной стены, по пешеходной, «козьей» тропе которой нам предстоит завтра карабкаться вверх. Разглядываем тропу – маленький ручеек среди отвесной стены, петляющий по ее огромной поверхности, исчезающий за выступами и скалами. Завтра нам предстоит преодолеть этот маршрут, подняться на самый верх стены Баранко.
День 4
Программа на день: переход до лагеря Каранга (высота 3995 метров), преодоление отвесной стены Баранко и трекинг по альпийской пустыне (4-5 часов, 5 километров, перепад высот 95 метров), акклиматизационный выход вечером на высоту 4270 метров (2 часа).
Погода: днем – ясная, минус 5, ночью – небольшая облачность, минус 5.
Наступает утро, ранний подъем. Яркое солнце согревает долину, очень тепло.
Собираемся, читаю на камеру Лермонтова, заряжаюсь энергией его строк. А затем начинаем восхождение. Карабкаться по стене предстоит недолго, около 2 часов. Но это уже полноценный альпинизм: преодоление больших вертикальных ступеней, проходы по гребням на краю пропасти, протискивание между скал, прыжки с камня на камень. Гиды берут женскую часть нашей команды в кольцо и сопровождают на каждом шагу. Мы же следуем в колонне за ними. Теперь идем без палок, тут они только мешают, так как руками нужно хвататься за камни, подтягивать себя. Сегодняшний маршрут очень по мне, такая тропа – и разнообразна, и увлекательна. Пропасть под нами такая, что лагерь, который покинули сегодня утром, выглядит теперь не больше птичьего гнезда. Обувь порой скользит, нужно избегать мелких камней, ступать твердо, уверенно.
Встречаем на пути «скалу поцелуев» – это такое место над обрывом, преодолеть которое можно только обняв двумя руками камень, прижавшись к нему всем телом. Такая необходимая близость и создала легенду об обязательном целовании со скалой для дальнейшего успешного восхождения.
Трекинг к лагерю Каранга уже более сложный, так как на пути одни спуски и подъемы. Но мы подбираем комфортный для всех темп и движемся группой, ни у кого уже нет желания вырываться вперед. Теперь шагаем с палками, дополнительная опора разгружает ноги, плечи и спину. Становится жарче, я снимаю перчатки, совершая ошибку, и к вечеру понимаю, что сильно натер ладони и совсем не заметил, как это произошло.
Наконец, достигаем стоянки Каранга. Это последний лагерь на пути к вершине, где есть вода, и наши портеры поднимут сокращенные ее дневные объемы наверх, в штормовой лагерь, откуда мы в полночь отправимся на вершину.
Через два часа нужно будет совершить акклиматизационный выход с набором высоты в 200 метров. На этой высоте уже очень изменился ландшафт: зелени совсем нет, дорога раскрашена, в основном, каменными пейзажами – альпийская пустыня. Некоторые из них сотворены руками людей: камни складываются альпинистами в стопки, пирамиды, причудливые строения. Теперь это делают для развлечения, а в раньше так отмечали маршрут и высоту.
Завтра важный день – переход до штурмового лагеря, дневной отдых и выход ночью на штурм. Главное этой ночью – не мерзнуть. Холод отнимает силы, энергию, столь необходимые в пути. А потому одеваем два комплекта термобелья, шапки на головы и засыпаем.
День 5
Программа на день: переход до лагеря Барафу (высота 4600 метров), трекинг по альпийской пустыне (4-5 часов, 6 километров, перепад высот 605 метров), акклиматизационный выход вечером на высоту 4800 метров (2 часа).
Погода: днем – снег с дождем, минус 7, ночью – снег с дождем, минус 7.
Обычным набором дорожных вещей в рюкзаке на спине каждого члена нашей группы были: питьевая система, флис, непромокаемая куртка, дождевик и т.д. В этот раз решаю не брать с собой дождевик, который занимает много места и прилично весит, увеличивая нагрузку. И, конечно, получается, как всегда, начинается дождь со снегом. Дождь не только отнимает силы, но и ослабляет дух, а еще вокруг непроглядная серая хмарь и камни, угрюмые, холодные камни.
Достигаем лагеря Барафу совсем без сил. Скидываем мокрую одежду и падаем на спальники. Нужно немного полежать, перевести дух. Мы с Алексеем Спиренковым отказываемся идти на акклиматизационный выход, решаем поспать и восстановиться перед ночным штурмом.
На пик Ухуру нас сопровождали три гида и еще три портера, так имелась возможность помогать в случае необходимости каждому из нас. Мы спросили одного из проводников – Джулиуса – сколько раз он уже поднимался на Килиманджаро? Он ответил, что работает в туристической компании уже 15 лет и перестал считать разы восхождения, когда поднялся на гору в 146 раз.
День штурма
Программа штурма: переход по арктической пустыне до Стеллы Поинт (край кратера на высоте 5756 метров, 7 часов, 6 километров), трекинг до вершины – пик Ухуру (высота 5895 метров, 1 час, 2 километра, перепад высот 1295 метров), спуск до лагеря Миллениум (высота 3820 метров, 8 часов, 15 километров, перепад высот 2075 метров).
Погода: днем – ясная, минус 12, ночью – небольшая облачность, плюс 9.
Разбудили нас в 23:00, мы надели на себя самый полный комплект обмундирования: два вида термобелья – тонкое и толстое, трекинговые и штурмовые штаны, флис, пуховые и штурмовые куртки, по две пары перчаток, высокие высокогорные ботинки, и в полночь, в кромешной темноте, освещая дорогу налобными фонарями, вышли на гору.
Ужасный холод, отсутствие ориентации, разбитое состояние организма без сна, тяжесть уставших мышц, дурнота в голове от продолжительного пребывания на высоте, одышка на каждом шагу – вот примерные ощущения перед штурмом. Мы даже еще не вышли, а настрой был совершенно не спортивный.
Зато кругом – невероятная картина. Двигаясь медленно-медленно по серпантину, вдоль скальных выступов, не видя ничего вокруг, мы наблюдали россыпи звезд на небе и людских фонарей на горе: впереди – тех альпинистов, кто вышел раньше нас, а позади – кто позже. Правда, скоро мы перестали отмечать картины вокруг себя, единственный фокус был на партнере, который шел впереди. Дорога казалась нескончаемой, но цель была уже так близко, и никто не жаловался.
Несколько раз у меня случались приступы затруднения дыхания. Глотая воздух полной грудью, я все никак не мог надышаться, хотелось распахнуть верхнюю одежду, сбросить шапку, освободиться от рюкзака, чтобы задышать по-прежнему, напитать себя кислородом. Но делать так нельзя, пальцы на руках и ногах уже начинали понемногу замерзать, мозг, испытывая нехватку кислорода, жертвовал теплом конечностей, чтобы поддержать главные функции организма для выживания.
И вот 8 часов борьбы с горой, собственным телом, мыслями и сомнениями, долгие минуты боли, – и мы на вершине Килиманджаро, на одной из высочайших вершин мира, на самой высокой точке Африки! Все испытания теперь позади, главная цель достигнута, мы преуспели.
А что было дальше с «героями нашего времени»? А дальше были поздравления, песни и танцы от команды, вручение золотых дипломов и медалей за восхождение. И, конечно, особая благодарность всем участникам экспедиции от литературного проекта Pechorin.net, Литературного института им. А.М.Горького, Совета молодых литераторов Союза писателей России, за это необыкновенное приключение в память о Лермонтове и его творчестве.
Алексей НЕБЫКОВ