(К 80-летию Иосифа Бродского)
Поэт Иосиф Бродский родился 24 мая, в День славянской письменности и культуры. Символично. Может быть поэтому, несмотря на аресты, ссылки и изгнание, любовь к слову и изучению языков он пронес через всю жизнь. В год 80-летия автора предлагаем вниманию читателей поэтические наблюдения на примере светового образа фонаря.
Элемент одежды, растение, спутник, лекарство, знак препинания… С чем еще сравнивает этот осветительный прибор Иосиф Бродский?
Источник света
В первую очередь, фонарь традиционно представлен в лирике в качестве источника электрического света, освещающего темное пустое пространство:
Неужели не я,
освещенный тремя фонарями,
столько лет в темноте
по осколкам бежал пустырями…
(«От окраины к центру»)
Бесчеловечен,
верней, безлюден перекресток. Рота
матросов с фонарем идет из бани.
(«С февраля по апрель»)
И, непременный,
Горит фонарь под окнами в ночи.
Свет фонаря касается трубы.
И больше ничего здесь от судьбы
действительной, от времени, от века.
(«На титульном листе»)
На пустыре, где в ночи горят
два фонаря и гниют вагоны…
(«Письмо генералу Z»)
«На одежде» мира
По мнению автора, фонарь – это еще и способ украшения пространства. «На одежде» мира мы видим декоративные пуговицы:
Фонари на улице, точно пуговицы
У расстегнутой на груди рубашки.
(«Колыбельная Трескового мыса»)
Река – как блузка,
на фонари расстегнутая…
(«С февраля по апрель»)
В другом случае это цветок:
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий…
(«Рождественский романс»)
Мельтешат фонари – по цветочку…
(«От окраины к центру»)
А в «Венецианских строфах» находим замечательное сравнение с жемчугом:
…оставляя нетронутым желтый
бесплатный жемчуг
уличных фонарей.
Фонарь может указывать на местоположение и служить украшением одновременно. Как, например, в стихотворении «Посвящается Ялте»:
Ливадия? Она вон там. Да-да,
та группа фонарей. Шикарно, правда?
Мед огней вечерних
Свет фонаря обретает лечебное свойство. Поэт сравнивает его с «таблетками от памяти» и «медом». Лирический герой хотя бы на время забывает о боли и горе:
и льется мед огней вечерних…
(«Рождественский романс»)
Глаз, мигая, заглатывает, погружаясь в сырые
сумерки, как таблетки от памяти, фонари…
(«Декабрь во Флоренции»)
Спутник поэта
В некоторых случаях фонарь становится «одушевленным». Это знак близости живой души, спутник поэта, его ночных блужданий:
Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью,
не приносили утешенья мне.
(«Любовь»)
Знак ночи
Кроме того, фонарь – это знак, предупреждающий о приходе темноты. По мнению поэта, восклицательный. Перевернутый знак перевернутого ночного мира:
И мы опять играем временами
в больших амфитеатрах одиночеств,
и фонари горят над нами,
как восклицательные знаки ночи.
(«Через два года»)
Фонарь в лирике Бродского выполняет несколько функций. Это не просто осветительный прибор или деталь уличного интерьера. Его свет обретает лечебное свойство, украшает пространство, предупреждает о приходе ночи, заменяет собой собеседника. Фонарь создает вокруг себя мини-мир, рождает новые образы, изменяет пространство и преображается сам.
Мария БЕГИШЕВА