Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 28 октября 2019 г.

Жемчужные россыпи Хиблы Герзмава

О предъюбилейных выступлениях российской певицы пишет Людмила ЛАВРОВА.

28 октября 2019

Немного о предъюбилейных выступлениях выдающейся российской певицы.


Делать пророчества в искусстве – дело неблагодарное. Но бывают случаи исключительные: когда пророк – Пророк, и тот, кому пророчествуют, достоин пророчества. Именно это и случилось на Х Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в 1994 году, когда на молодую участницу вокального состязания Хиблу Герзмава обратила внимание великая оперная певица Елена Образцова, работавшая в жюри. И не просто обратила, а восхитилась до невозможности. В сохранившихся записях Елены Васильевны о конкурсантке Герзмава – сплошь восторженные слова: «Качество голоса – прекрасное. Очень музыкальная. Чистая, теплая, блестящая. Чистейший голос, бриллиант. Прелесть! Будет звезда!»

Надо знать Елену Образцову – у нее за каждым словом стояло дело. И дело ее на том Конкурсе имени Чайковского стало историческим: впервые за всю его историю лауреату был вручен (а сначала специально учрежден) Гран-при, и обладателем его стала Хибла Герзмава. C тех пор в течение более 20 лет никто из победителей Конкурса имени Чайковского не удостаивался такой высокой награды. Но безграничной Образцовой и Гран-при для покорившей ее молодой певицы показалось мало. Она наградила Хиблу еще и своим призом – премией Елены Образцовой.

298A0447 Хибла и Ганелина на концерте.JPGСтав одной из самых известных оперных певиц мира, Хибла Герзмава сполна оправдала пророчества Образцовой. Ей рукоплещут Москва и Петербург, Лондон и Рим, Мюнхен и Вена, Цюрих и Париж. Ла Скала, Метрополитен-Опера, Мариинский, Большой и другие знаменитые театры мира рады получить Хиблу в свои постановки. Время летит быстро, и скоро грядет не просто день рождения певицы, а красивая и круглая дата. В преддверии этой даты и, думаю, во празднование ее, Хибла Герзмава открыла свой юбилейный тур по городам мира сольным концертом в Большом зале Петербургской филармонии, который позже повторила в Москве.

Программа петербургского концерта состояла из романсов Глинки, Римского-Корсакова и Прокофьева («Пять стихотворений А.Ахматовой», очень редко исполняемый цикл), а также романсов Форе и арий из опер Верди и Доницетти. Какой это был вечер! Его атмосфера – возвышенная, радостная и глубокая – от того, видимо, что Большой зал, принимавший Хиблу, вспоминал всех великих певиц, когда-либо украшавших его сцену своим искусством, и это создавало грандиозную и утонченную ауру. 

Хибла Герзмава - Дездемона. Отелло - Артур Согомонян..jpgДумаю, что когда Герзмава пела Прокофьева, в зале витал дух незабвенной Зары Долухановой, когда-то, в другой жизни, исполнявшей здесь тот же цикл, и вел Хиблу сквозь все сложности и прелести произведения. Хибла Герзмава демонстрировала те же монбланы вокального искусства, что в свое время – Зара Долуханова: небесная чистота и красота голоса, каждая нота звучит во всей красе, на редкость четкая дикция, бесконечное дыхание и – душа, душа, душа! На фоне этой красоты вдруг трагедия: «Нет на земле моего короля». А для тех, кто любит и помнит Зару Долуханову, – трагедия двойная (ох, эта ассоциативность искусства!): нет на земле нашей королевы…

Одно из самых значительных качеств Хиблы – умение мастерски совмещать музыкальную интонацию с энергетикой слова, что дает невероятно выразительный результат, плюс чуткое драматическое начало и актерское обаяние – как раз для того, чтобы в ариях из опер Верди («Сила судьбы», «Трубадур») и Доницетти («Анна Болейн») продемонстрировать чрезвычайную силу воздействия на публику. А еще Хибла удачно адаптировала к себе знаменитый жест Татьяны Дорониной – победно поднятую вверх руку – и он очень идет роскошной и царственной певице. А Герзмава, правда, роскошная, и такие же у нее сценические наряды.

Шквал нескончаемых аплодисментов по окончании концерта по праву разделила с Хиблой ее концертмейстер Екатерина Ганелина.

Хибла Герзмава в мантии и с цветами..jpgМежду петербургским и московским концертами Хибла Герзмава спела Дездемону в опере Верди «Отелло» на сцене своего родного Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (режиссер-постановщик – Андрей Кончаловский, художник-постановщик – Мэт Дили, художник по костюмам – Дмитрий Андреев). Партия Дездемоны как нельзя лучше легла на нежный и сильный, богатый обертонами голос певицы, а образ героини у Хиблы – интересный и несколько необычный. Дездемона у нее – не покорная овечка, попавшая на заклание, а сильная и мудрая женщина, с достоинством принимающая свою гибель. Прекрасно она звучала и в дуэте с Отелло (Арсен Согомонян). Интерпретация Хиблы Герзмава музыкально отточена, технически элегантна и подчеркивает интеллектуальную составляющую музыки. Певица демонстрировала волшебство музыкальности, в котором и страсть, и нежность, и широкая палитра эмоций.

А еще… Но сделаем паузу, чтобы вспомнить письмо Верди к дирижеру Франко Фаччо от 2 сентября 1886 года: «…В песне об иве трудности грандиозные как для композитора, так и для артистки-исполнительницы. Нужно было бы, чтобы эта последняя, подобно пресвятой троице, обладала тремя голосами: одним для Дездемоны, другим – для служанки Барбары и третьим голосом для слов «ива, ива, ива». Так вот, в звучании голоса Хиблы-Дездемоны нашли себе место все три «голоса», о которых мечтал Верди.

Хибла Герзмава признавалась как-то: «Низкий поклон высшим силам и Богу за то, что у меня есть мой дар, который я несу через всю свою жизнь. И каждый спектакль, каждый концерт, как жемчуг, нанизываю на ниточку, потому что это как отдельно прожитая жизнь». Да, новая, отдельно прожитая, очень яркая, очень наполненная жизнь. Ее и наша – ее почитателей.

 

Людмила ЛАВРОВА


Фотографии: Московское концертное агентство «Подмосковные вечера» и личный архив Хиблы Герзмава.


Тэги: Спецформат Музыка Опера Вокал Хибла Герзмава
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Двойная игра

    04.08.2024
  • Сергей Новиков: «Оперный театр для меня, как машина времени»

    03.07.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Стрельцы прилетели

    12.04.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS