«ЛГ»-досье: Василий Мурзин родился в 1982 году в Москве. Победитель конкурсов «Поэт XXI века (премия им. С.А.Есенина)», альманаха «Литературная Республика 2021», финалист конкурсов альманаха «Литературная Республика 2019», «Антология русской зимы» МГО СПР.
Награжден наградами МГО СПР: орденом «За вклад в литературу ХХI века», медалями «Родина-мать зовет» в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, «Цветаевские костры» имени М.И.Цветаевой.
Автор книг «Обнуление», «Остров», коллективных сборников «15» и «Приглашение в мастерскую» и сборников МГО СПР. Публиковался в «ЛГ», «Литературной России», «Независимой газете», «Литературных известиях», в журналах «Москва», «Вторник», «Свет столицы».
– Как вы думаете, существует ли вдохновение? Как оно приходит? И вообще какие условия необходимы для творческой работы?
– Вдохновение, безусловно, существует. Ко мне оно приходит, и это ощутимо. В основном оно приходит от любимой работы, от любимого дела, от какого-то большого результата на жизненном пути. В творческом плане – это завершение какого-то произведения, и это дает импульс для написания чего-то нового. В соприкосновении с окружающей действительностью всегда есть что-то интересное: это и природные явления, и вообще красота в широком смысле слова. Вот, например, солнце и луна. Ими можно любоваться всегда, и они всегда разные. Я ими не устаю удивляться. Но речь идет не только о природе, речь идет и о замечательных людях и вообще вся наша жизнь, все, что есть в ней ценного. И просто само по себе наблюдение за окружающей действительностью дает импульс к творческому процессу. Поход в магазин, общение с народом, или же поездка на обычной электричке... Все это может быть стимулом к созданию произведений. Мне всегда была интересна, например, тема маленького человека. Но сейчас понял, что этого недостаточно, тема будет обрастать новым инструментарием: гротеском, фантасмагоричностью, то есть необходимо найти какой-то новый ракурс, чтобы подача была свежей.
И, кстати, никто не отменял важность физических нагрузок. Может быть, не обязательно косить траву, как Лев Толстой, но вообще физические нагрузки необходимы, и чередование их с умственной творческой деятельностью дает хороший результат. Работа на земле, на огороде, спорт, любая ручная физическая работа тоже может быть дать новый импульс для вдохновения. Интеллектуальная работа будет, на мой взгляд, более продуктивной, если чередовать ее с физическими нагрузками.
– А как у вас рождается замысел того или иного произведения? Сначала приходит тема или образ? Или мелодия стиха?
– По-разному. Но чаще всего вдохновляет классическое произведение. Тебе хочется с одной стороны подражать, с другой – сделать что-то свое, оригинальное. Идут своего рода творческий диалог. Импульс может пойти и из современной поэзии, именно там можно найти какой-то уникальный взгляд на жизнь, языковой эксперимент. А что касается классики, то она всегда остается фундаментом для вдохновения. Читая ее, одновременно и отдыхаешь, и осуществляешь духовную работу, важную для собственного творчества. Искусство больше, чем что бы то ни было обновляет восприятие действительности, отрывает новые ракурсы, позволяет увидеть жизненные явления с неожиданной стороны. И отдыхать, конечно, тоже нужно. Если человек замотан, то он ничего не напишет.
– Из чего складывается такое понятие как стиль? Можно его менять от произведения к произведению? Или это вещь природная, такая же, как интонация?
– Наверное, замыкаться на стиле не надо. Стиль – категория скорее относящаяся к творческому поиску, органичная, но не неизменная. То есть вовсе не обязательно раз и навсегда выбрать интонацию и следовать ей всю жизнь. Каждая тема, ракурс подачи, лиричная она или ироничная, да и настроение в тот или иной момент и определяют стиль. Главное – донести авторский голос до читателя. А просто стиль ради стиля смысла не имеет.
– Что помогает писать, а что мешает?
– Мешают и мелочи, и большие вещи. Больше всего мешает отсутствие времени. Житейские неурядицы иногда помогают писать, становятся темой для произведений, а иногда серьезные проблемы слишком заматывают и в таком случае уже мешают.
– Вы сами можете оценить свои произведения или нужен взгляд со стороны?
– Ну в общем-то я способен оценить то, что я написал, потому что все произведения пишутся осознанно. Но мнение критиков, безусловно, и интересно, и необходимо для дальнейшего творческого роста.
– Если говорить о темпе работы, то что для вас органичнее: писать редко, но помногу или же часто, но помалу?
– Скорее редко и помногу. У меня чаще всего подборочный принцип написания. То есть возникает замысел какой-то тематической подборке, и уже в этом русле идет работа над стихотворениями. Например, подборку «времена года», состоящую из двенадцати стихотворений, писалась около месяца, хотя замысел осмысливался гораздо дольше... И, кстати, я профессиональный художник. Я сделал обложку для своей недавней поэтической книги «Обнуление». Поэзия, может быть, отчасти и возникла у меня из-за отсутствия возможности в полной мере заниматься рисунком...
– Испытываете ли вы удовлетворенность от законченного произведения или же наоборот, уже появляется желание создавать сто-то новое?
– Примерно один день испытываю удовлетворение. Мы не имеем права долго почивать на лаврах, останавливаться нельзя. Потом надо уже дальше работать, накапливать материал.
– Делает вас творчество счастливее?
– Да, можно сказать, что творчество делает счастливее. Хотя бы потому, что появляется ощущение, что жизнь идет не впустую, и это уже само по себе счастье. Не всегда получается задуматься об этом, иногда нет возможности задуматься о том, что ты живой. Вообще это тема мучительная и актуальная для современного человека. Когда человек задумывается о том, что он живой, он сразу теряется, паникует и не знать, что делать с этим ощущением, стремиться скорее занять себя каким-то делом. Счастье, что есть возможность творить, оставлять свой след. И очень важно получать отклик читателей на свои произведения. Мало только лишь написать произведение, обязательно необходимо его продвигать, помогать найти дорогу к читателям.
– Как считаете, нужно ли сохранять русский язык, защищать его от засилья англицизмов или же от так модных сегодня интернетных словечек?
– Да, конечно, по мере сил. Но я считаю, что само по себе создание произведения искусства, талантливого текста, будь то стихи или проза, уже есть акт сохранения и развития языка. И это то, что и может, и должен делать каждый пишущий на русском языке.
Беседовала Кира ТВЕРДЕЕВА