С неожиданным для многих заявлением выступил протоиерей Всеволод Чаплин, призвав к диалогу между левыми силами и Русской православной церковью для объективной оценки советского периода.
Естественен ли и продуктивен вообще диалог «Церковь–социалисты»? Что он может дать для развития страны и гражданского согласия?
Всеволод
ЧАПЛИН отвечает
на вопросы «ЛГ»:
– Ранее вы довольно резко отзывались о большевизме, предлагали рассмотреть на предмет экстремизма произведения В.И. Ленина. Что же изменилось в вашем отношении к советской эпохе?
– Диалог между Церковью и левыми на самом деле ведётся много лет, и он будет продолжаться. Это диалог с политическими силами, такими как КПРФ и другими партиями левого спектра, а также с отдельными политическими мыслителями. Его можно развивать. При этом нужно одновременно понимать, что в левых идеях много христианского, как нельзя забывать, что в советский период были совершены преступления, которые не могут быть не осуждены. В этом смысле моя позиция не менялась.
Считаю, что будущее левых сил зависит от их способности осудить преступления, которые были совершены. Нам не нужно бояться честно говорить друг с другом. Именно поэтому предлагаемый диалог – это не попытка обойти острые углы, а предложение честно высказать позиции.
– Получается?
– Я уже сказал, диалог идёт. Думаю, сегодня уже могут быть обсуждены самые сложные вопросы.
– Какова же цель такого диалога?
– Важно восстановить в оценках истории советского времени мир и правду. Ведь мира без правды быть не может. Надо честно посмотреть друг другу в глаза, увидеть, что нас объединяет и что мы можем вместе сделать для вынесения правдивых оценок пережитого страной и оценок отдельных деятелей советского периода.
– Вы имеете в виду Сталина?
– Речь о многих деятелях советской эпохи.
Нужно единство патриотов
Вячеслав ТЕТЁКИН,
депутат Государственной Думы РФ (фракция КПРФ):
– КПРФ постоянно выступает за сотрудничество самого широкого круга общественных сил в борьбе против разрушения России, попытки которого исходят от Запада и друзей Запада внутри нашей страны. При всей разнице подходов к различным проблемам жизни страны мы считаем, что Русская православная церковь относится к числу весьма влиятельных общественных сил. Православие – традиционная для России религия. И поэтому, если говорить о широком общественном диалоге, мы готовы к разговору и с РПЦ.
Если заявление Всеволода Чаплина не является неким зондажным ходом, это может означать отход РПЦ от жёсткой антикоммунистической позиции, на которой, к сожалению, ряд руководителей Церкви находился в последние годы. Такой отход можно только приветствовать.
С другой стороны, мы понимаем, что подобное заявление – свидетельство не только перемены настроений в РПЦ. Оно отражает перемены в общественном мнении. Левые настроения в России всё более укрепляются. Многим становится совершенно ясно, что либеральный курс, который проводился в России в течение последних 20 лет, ведёт к разрушению страны, усилению прозападных сил.
Видимо, и Русская православная церковь стала лучше понимать, что если всё это будет продолжаться, неизбежным станет, в частности, укрепление влияния Ватикана, других не традиционных для нас религий и сект. Ещё раз подтверждаю, что с точки зрения КПРФ необходимо единство всех национально-патриотических сил в борьбе за спасение и возрождение России. Если поступит ясное предложение со стороны Русской православной церкви, мы готовы к диалогу.
Чувство страны великой
Леонтий БЫЗОВ,
политолог:
– Можно было бы только приветствовать изменение позиций и главы государства, и РПЦ. Война с советским прошлым не украшает нас как народ, как нацию, у которой за плечами история – и героическая, и трагическая, как бы к ней ни относились, но собственная и очень достойная.
Все попытки за последние 20 лет сделать из советского прошлого некое «чёрное пятно» провалились. Слишком через многое пришлось бы перешагивать, бросая в топку забвения судьбы нескольких старших поколений, и всё то, без чего не существует страна. Не удалась и сколь-нибудь массовая героизация досоветского прошлого и Белого движения. Не потому, что они были столь плохи, а потому, что это время от нас уже слишком далеко. Живая же память современных россиян чаще всего упирается в другое, например в полёт Гагарина или достижения советской науки.
Однако есть нечто в заявлении отца Всеволода, что заставляет насторожиться – его идеологическая составляющая. Она, скорее, раскалывает нацию, чем объединяет. Если РПЦ предполагает просто начать дружить с левыми и в пику правым меняет исторические оценки, то что это как не сознательный раскол общества по идеологическам швам? Не продолжение ли это памятных «антилиберальных молебнов» почти годичной давности?
Мы, как граждане, можем по-разному относиться к коммунистическим идеалам, Ленину, Сталину, это наше неотъемлемое право, но вне зависимости от убеждений нельзя спорить с тем, что было создано великое государство, которому честно служили наши родители и деды.
Да и можно ли всё советское прошлое свести к левым идеям? Можно, но только на самой начальной стадии. А то прошлое, которое помнят многие наши современники, скорее, связано с идеей служения отечеству, родной стране, чем каким-то конкретным идеям.
Связь истории, ощущение её единства и заложенного в ней смысла – это гораздо важнее, чем конъюнктурные споры и идеологические разногласия. Был ли Ленин своего рода «коммунистическим Христом», пророком? Для кого-то – да, для кого-то – нет, и вряд ли мы когда-нибудь придём к единой позиции. Но то, что без Ленина, фигуры исторического масштаба, не состоялся бы ХХ век, каким бы он ни был, это факт.
Не городить новые заборы
Инна ЗАГРЕБИНА,
председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение»:
– Инициатива Всеволода Чаплина, который не раз удивлял своими идеями, заслуживает внимания.
В советское время страна имела гражданскую тоталитарную «религию» с её каноническими атрибутами. Общая вера – вера в светлое коммунистическое будущее, живой бог – генеральный секретарь ЦК, «священное» писание – Программа КПСС, заповеди – моральный кодекс строителя коммунизма (перепев библейских заповедей – не убий, не укради, не возжелай жены ближнего своего). До сих пор есть и нечто сакральное в виде мощей в Кремлёвской стене и мавзолее, которые, на мой взгляд, стоит предать земле. Можно вспомнить другие места из Священного Писания: «трудящийся достоин пропитания», «вера без дел мертва», взятые на вооружение коммунистами, принцип десятины в виде партийных членских взносов.
Но ставить знак равенства между христианской верой и коммунистической идеологией, конечно же, неправильно. Несмотря на то, что коммунистическая идеология была придумана и воплощалась людьми, а что-то мистическое в ней трудно сыскать, надо отдать должное: эта доктрина вдохновляла и объединяла целые десятилетия огромную страну – СССР. Для многих людей старшего поколения коммунистические ценности незыблемы. Пожалуй, только Православной церкви, и то в отдельные времена удавалось так влиять на умы людей.
Несомненно, этот довольно продолжительный период нашей истории заслуживает гораздо более глубокого и объективного изучения, причём с целью заимствования целого ряда положительных для общества практик, использовавшихся тогда.
При этом не могу согласиться с мнением отца Всеволода, что Россия призвана не заимствовать идеи гражданского общества за рубежом, а реализовывать те, которые соответствуют самосознанию нашего народа. Отвергать опыт стран, которые ушли в гражданском строительстве далеко вперёд, по моему твёрдому убеждению, мысль не только неправильная, но и вредная. Можем стать тогда закрытой, отсталой страной с непомерной гордостью.
Также хотелось бы надеяться, что, отдавая должное советскому прошлому, мы удержимся от восприятия доктрины тоталитаризма в новом виде как положительной и объединяющей народ. Не стоит бросаться из огня да в полымя.
Сумма прописью
Нельзя не отметить, что своими оголтелыми «наездами» на Православную церковь, самой настоящей её травлей наши доморощенные либералы сами отрезали себе возможность нормального и продуктивного для страны диалога с ней.
Хочется надеяться, что в диалоге левых с Церковью главным будет не стремление к политическим выгодам, а искреннее желание соединить мир и правду. Многое тут может сделать Всемирный русский народный собор, который намерен призвать к объективному осмыслению советской эпохи.
И Христос, и Ленин были в нашем прошлом, есть в настоящем. Понимая это, и надо жить.