Евгений Грачёв. Тайное оружие. – М.: Априори-Пресс, 2022. – 156 с.
Евгений Грачёв – автор книг «Падала антоновка в саду», «Предсказание», «Легенды Изнаира», ведущий радиопрограммы, лауреат множества конкурсов, разумеется, давно известен не только в родном Саратове, но и за его пределами. Тем интереснее, когда именно опытный в общении с юношеством автор берётся за создание литературы для подрастающего поколения, в понятных нам условиях огромного количества отвлекающих от книги факторов.
Главный герой повести саратовского писателя – девятиклассник Алексей Белоусов. Ему предстоит снять документальный фильм о пропавшем без вести солдате Иване Белоусове, его прадедушке. Военный разведчик Иван Михайлович в годы Великой Отечественной войны принимал участие во многих операциях, но одна из них по своей трудности и значимости выделялась на фоне других. Требовалось ликвидировать фашистскую лабораторию, в которой под контролем немецких специалистов велась разработка бактериологического оружия.
Знакомясь с информацией о своём родственнике, подросток узнаёт, что Иван Белоусов вошёл в историю как предатель. Алексей с таким «ярлыком» не согласен, поэтому рьяно берётся собирать недостающие факты, которые бы позволили доказать, что его прадедушка никакой не предатель, а настоящий герой военной разведки.
Повествование в произведении строится по принципу сочетания разных временных пластов: события из реальности сегодняшнего дня перекликаются со сценами из прошлого. Однако Алексей не совершает путешествий во времени и не пытается исправить то, что когда-то натворили его родственники. Это, на наш взгляд, делает книгу более востребованной именно сегодня, когда трудно описать героев нашего времени, а оценка поступков героев в историческом ракурсе, тем более когда эти поступки показаны школьникам, требует мучительно уловимого способа изображения. Даже если он и будет найден, то, возможно, во-первых, в чём-то окажется не без нот фальши, во-вторых, создаст лишний эффект морализаторства. Поэтому нам представляется важным решением Грачёва несколько затушевать героическое и эпохальное, и обеспечить раскрытие темы не через масштабное и эпическое противостояние злу, но путём «микроформ», внутри генеалогических разысканий одной конкретной семьи.
С первых страниц повести Алексей представляется читателю как «правильный» подросток. Заметим, что в этом отношении детское и подростковое чтение даёт несколько разных возможных подходов к герою. Алексей раскрывается внутренне, а не внешне, как Незнайка Николая Носова, например. Да, житель Цветочного города не является злодеем, но его положительные черты проявляются и даже формируются по ходу действия. У Носова череда событий, собственно, и создаётся для того, чтобы изменить Незнайку в лучшую сторону и даже воспитать в нём качества, которые не были герою присущи изначально. У Грачёва подобной трансформации с помощью обстоятельств нет, рост личности в повести связан с её внутренней беспрерывной работой над собой, с повышением уровня знания об окружающем мире и, как следствие, осознания и своего места в нём.
Учитывая это, «Тайное оружие» можно сравнить с «Тимуром и его командой» Аркадия Гайдара. В финале повести гайдаровская героиня Ольга, запрещавшая своей младшей сестре Жене общаться с Тимуром, говорит, обращаясь к Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». Кажется, именно на этот положительный (но не шаблонный) образ равняется и автор «Тайного оружия».
Финал нельзя назвать неожиданным. Алексей завершает съёмки документального фильма и доказывает, что Иван Михайлович не был предателем. Но в итоге получается не агиография, а действительно увлекательная повесть для подростков, которым нужно наглядно показать: действуйте – и у вас всё непременно получится!
Анна Хрусталёва, Вячеслав Коротин