Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 августа 2023 г.
Литература Библиосфера

Пора действовать

24 августа 2023

Евгений Грачёв. Тайное оружие. – М.: Априори-Пресс, 2022. – 156 с.

Евгений Грачёв – автор книг «Падала антоновка в саду», «Предсказание», «Легенды Изнаира», ведущий радиопрограммы, лауреат множества конкурсов, разумеется, давно известен не только в родном Саратове, но и за его пределами. Тем интереснее, когда именно опытный в общении с юношеством автор берётся за создание литературы для подрастающего поколения, в понятных нам условиях огромного количества отвлекающих от книги факторов.

Главный герой повести саратовского писателя – девятиклассник Алексей Белоусов. Ему предстоит снять документальный фильм о пропавшем без вести солдате Иване Белоусове, его прадедушке. Военный разведчик Иван Михайлович в годы Великой Отечественной войны принимал участие во многих операциях, но одна из них по своей трудности и значимости выделялась на фоне других. Требовалось ликвидировать фашистскую лабораторию, в которой под контролем немецких специалистов велась разработка бактериологического оружия.

Знакомясь с информацией о своём родственнике, подросток узнаёт, что Иван Белоусов вошёл в историю как предатель. Алексей с таким «ярлыком» не согласен, поэтому рьяно берётся собирать недостающие факты, которые бы позволили доказать, что его прадедушка никакой не предатель, а настоящий герой военной разведки.

Повествование в произведении строится по принципу сочетания разных временных пластов: события из реальности сегодняшнего дня перекликаются со сценами из прошлого. Однако Алексей не совершает путешествий во времени и не пытается исправить то, что когда-то натворили его родственники. Это, на наш взгляд, делает книгу более востребованной именно сегодня, когда трудно описать героев нашего времени, а оценка поступков героев в историческом ракурсе, тем более когда эти поступки показаны школьникам, требует мучительно уловимого способа изображения. Даже если он и будет найден, то, возможно, во-первых, в чём-то окажется не без нот фальши, во-вторых, создаст лишний эффект морализаторства. Поэтому нам представляется важным решением Грачёва несколько затушевать героическое и эпохальное, и обеспечить раскрытие темы не через масштабное и эпическое противостояние злу, но путём «микроформ», внутри генеалогических разысканий одной конкретной семьи.

С первых страниц повести Алексей представляется читателю как «правильный» подросток. Заметим, что в этом отношении детское и подростковое чтение даёт несколько разных возможных подходов к герою. Алексей раскрывается внутренне, а не внешне, как Незнайка Николая Носова, например. Да, житель Цветочного города не является злодеем, но его положительные черты проявляются и даже формируются по ходу действия. У Носова череда событий, собственно, и создаётся для того, чтобы изменить Незнайку в лучшую сторону и даже воспитать в нём качества, которые не были герою присущи изначально. У Грачёва подобной трансформации с помощью обстоятельств нет, рост личности в повести связан с её внутренней беспрерывной работой над собой, с повышением уровня знания об окружающем мире и, как следствие, осознания и своего места в нём.

Учитывая это, «Тайное оружие» можно сравнить с «Тимуром и его командой» Аркадия Гайдара. В финале повести гайдаровская героиня Ольга, запрещавшая своей младшей сестре Жене общаться с Тимуром, говорит, обращаясь к Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». Кажется, именно на этот положительный (но не шаблонный) образ равняется и автор «Тайного оружия».

Финал нельзя назвать неожиданным. Алексей завершает съёмки документального фильма и доказывает, что Иван Михайлович не был предателем. Но в итоге получается не агиография, а действительно увлекательная повесть для подростков, которым нужно наглядно показать: действуйте – и у вас всё непременно получится!

Анна Хрусталёва, Вячеслав Коротин

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мама, мы все тяжело больны девяностыми

    06.06.2025
  • ЛГ-рейтинг

    06.06.2025
  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    05.06.2025
  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS