Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2022 г.
  4. № 10 (6824) (09.03.2022)
Культура

Мне бы шашку да коня...

К столетию Евгения Матвеева

09 марта 2022
Народный артист СССР Евгений Матвеев

Нет на свете таких крепостей, каких не взял бы Евгений Матвеев, плачущий большевик советского экрана, шальной и дивный чудо-богатырь.

 

В одной руке шашка окровавленная, в другой – спасённое дитя барахтается, глаза добрые-добрые и чумные одновременно. Такая помесь запорожца с чудесным доктором особенно опасна для нестойких пейзаночьих сердец. Сердитый горожанин Лев Кассиль звал матвеевское кино «сопли с порохом», а бабоньки ой таяли! Матвеев играл чувства с Хитяевой, Остроумовой, Сёминой, Мышковой, Заклунной, Кириенко, Польских, Артмане – самыми гладкими, фигуристыми и сердечными дамами нашего кино, и почти с каждой по два раза. «Вы за нас горой, мы за вас горой!» – пелось в его картине «Особо важное задание» о единстве героического мужского фронта и отзывчивого женского тыла.

В разгар лицемерного пуританства ему даже удалось сыграть двоеженца-председателя, живущего на две семьи и пятерых детей. Роль генерала Брежнева в «Солдатах свободы» — и та не испортила ему биографии: генерал получился точь-в-точь Фокс в описании Верки-модистки: китель, орденок справа, а из себя – ну, в общем, бабам нравится. Матвеев ни разу не снимался в сибирских сериалах, но было ощущение, что он им задаёт тон – как мастер ставит пилотную серию долгосрочного проекта. Уже в первой его целиком амурной роли в «Родной крови» было блестяще подмечено родство русских амуров с мексиканской культурной традицией: пожар чувств отпускного танкиста Федотова к паромщице Соне разгорался в сельском клубе под четыре подряд сеанса знойной мучачо-мелодрамы с пением, сомбреро и кактусами.

В «Любви земной» он гонял, стоя на подводе, от жены Ефросиньи к полюбовнице Мане Поливановой. В «Пугачёве» завёл походно-полевую зазнобу тайком от законной-венчанной и только из-за того сложил буйну голову. В «Поднятой целине» остерегал товарища по партии Давыдова от своей бывшей жены Лушки и произносил пламенную речь о бабах («Сколько за них по тюрьмам сидит – это ж одна кошмарная жуткость!»). Держался за голову, слушал соловьёв и палил по кошкам из нагана, припасённого для нужд мировой контры. Ах, какую советскую «Санта-Барбару» можно было забацать из всего этого, особенно учитывая плотность исторических катаклизмов и проистекающее из них непостоянство семейного положения! Кстати, и забацывали. Сегодня уже мало кто помнит, что первого «Цыгана» о страсти ромалэ Будулая и скромной русской женщины Клавдии Пухляковой поставил лично Матвеев и главную роль сыграл, и лишь двенадцать лет спустя это вылилось в многосерийную эпопею с музыкой Евгения Доги.

В «Цыгане» и «Судьбе», «Родной крови» и «Матери и мачехе», «Сибирячке» и «Любить по-русски» его герой осчастливливал исключительно вдов и брошенок, и благодарности горемычной женской половины вечно воюющей страны не было никакого предела. В Советской России женщина решала, на какой фильм идти семье, и именно женщина сделала Матвеева народным СССР в пятьдесят лет, задолго до Брежнева, Пугачёва, «Судьбы» и «Фронтов». Народным в годы матвеевского расцвета и заматерения считалось только кино сельское и женское – Евгений Семёнович знал толк в обоих, даже родиться ухитрился 8 марта.

Когда русский матриархат кончился, он заскучал. Пару раз появился в ролях обкомовских перерожденцев. Ещё раз сыграл «Брежнева» – на этот раз в разоблачительном фильме «Клан». Но душа жарко просила позитива. Матвеев плюнул, пошёл с шапкой по кругу и миром снял три серии «Любить по-русски», ставшие неизменным телесопровождением отмирающих советских праздников. Председатель Мухин возвращался некованым в деревню, охмурял бокастую весёлую вдову и затевал целебное строительство, отгородившись от жадного новорусского бычья ржавой противотанковой пушкой. Словом, делал всё, что полагалось его старорусскому герою на восьмом десятке лет в случае мирной смены социально-экономической формации. Во второй серии народ изберёт его губернатором, а надо бы патриархом. По крайней мере, образ молодого священника из бывших десантников-афганцев станет воистину гениальным изобретением новорусского кича.

В отсутствие религии Матвеев творил Новый Русский Завет – терпимый к любострастию и беспощадный к алчности, насилию и свинству. Даже фильмы его звались как в Писании: «Чаша терпения», «Смертный враг» и «Любовь земная».

Подобно авторам латиноамериканских сериалов, Евгений Семёнович твердо знал, как жить надо, как жить следует, – и слагал образец для подражания. Мир горящих глаз, искреннего тепла, правды‑­ матки, шутки-прибаутки, битвы за урожай, золотых свадеб и песен на стихи Роберта Рождественского. Сказку, в которой солдат непременно должен дойти до генерала, оруженосец – до Берлина, двоеженец – до прощения, а многодетный отец – до внуков. Храм народного преображения, где не живут, а горят, не замолкают, а немеют, не удивляются, а ошеломляются. Утопический Слынчев Бряг, где жить бы всем, да грехи не пускают . 

Тэги: Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Старый ворон чёрный

    06.07.2022
  • Чудо как хорош

    25.05.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
  • Венец творенья, дивная Диана

    38 голосов
  • Долюшка генеральская

    37 голосов
  • Бесогон

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS