Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 апреля 2024 г.
  4. № 13 (6928) (03.04.2024)
Культура

Урок для примадонны

«Всё о Еве» в петербургском Театре комедии имени Акимова

04 апреля 2024
На сцене – народная артистка России Ирина Мазуркевич

Акимовцы поставили американскую пьесу, которая нечасто идёт на наших театральных подмостках. Да, во времена политических конфликтов и геоисторических противостояний театр по-прежнему остаётся полем сосуществования культур, и трудно представить себе современную сцену без трагедий Шекспира или остроумных английских комедий. Американская комедийная драматургия здесь тоже не на последнем месте, и не только потому, что она может собрать зал, но и потому, что за лёгкой формой, за цепляющим внимание сюжетом скрываются серьёзные темы и человеческие характеры.

Впрочем, в Театре комедии, тогда ещё ленинградском, она шла в 1980-е годы. И что интересно – исполнительница главной роли Ирина Мазуркевич играла тогда Еву, юную «любительницу театра», как она названа в программке спектакля. А теперь она введена в спектакль в роли Марго, звезды бродвейской сцены, примадонны в полном смысле этого ещё не опошленного современностью слова.

Пьеса американской актрисы и драматурга Мэри Орр хотя и названа в честь Евы, но главная героиня в ней, конечно, Марго. Это своенравная, капризная, женственная и живущая театром «этуаль» – как сказали бы в веке девятнадцатом. Через весь спектакль проходят её блистательные выходы на сцену, изображающую гримёрку, – под аплодисменты друзей, коллег по сцене, преданной гримёрши (маленькая, но яркая роль Ирины Коровиной). Актриса творит образ яркой театральной дивы, сохранившей искренность и доверчивость, любимой своим мужем – режиссёром, любимой друзьями, даже гримёршей. Это образ истинного творческого счастья, который очень подходит Мазуркевич, а она по-прежнему может пленять зрителя улыбкой, жестами, движениями и даже менять костюмы прямо на глазах у зрительного зала.

И вот в эту атмосферу вечного театрального праздника чёрной тенью врывается маленькая фигурка Евы, смиренно умоляющей быть рядом со своим кумиром, звездой Марго. Она и становится с ней рядом: акулы шоу-бизнеса верят её трагической истории жизни одинокой провинциальной вдовы геройски погибшего лётчика – и вуаля – она уже секретарь, гримёр, костюмер и наперсница звезды Бродвея.

Так лирическая комедия с остроумными репликами и атмосферой праздника начинает превращаться в нуар, чёрную комедию с почти детективным сюжетом – жанр театра и кинематографа того времени, когда создавались пьеса и фильм «Всё о Еве» (с блистательной Бэт Дэвис) в далекие уже 1940–1950-е годы. Конечно, читатель и зритель советской экранизации вспомнят телефильм «Театр» по С. Моэму – там звезде Джулии Ламберт удалось посрамить соперницу.

Здесь всё по-другому. Впрочем, по заведённому нами правилу мы не будем портить впечатление возможным будущим зрителям спектакля. А надо сказать, что театры нынче ломятся от публики, людям на фоне тревожных новостей, сокращения возможности путешествий хочется прикоснуться к красоте и добру в домашних условиях. И там, где милостью судьбы есть музеи, концертные залы и театры, – они не пустуют. А ведь именно к добру и правде должны нас призывать подлинные произведения искусства, в том числе театрального, не правда ли?

Еву играет молодая актриса Виктория Криулина, которой положено по ходу спектакля перевоплотиться из серой мышки, смиренной поклонницы и помошницы в новую звезду, этакую Мерилин Монро. Этот переход актрисе, конечно, ещё надо совершенствовать, но любовь к театру она играет подлинную, а не мнимую. Ибо образ хваткого провинциала, рвущегося к успеху по головам ближних, не нов в искусстве. Начиная с бальзаковского Растиньяка и Жоржа Дюруа из «Милого друга» Мопассана и вплоть до современных образов «содержанок» и «мужей примадонн». Но часто этот провинциал хочет лишь одного – денег и славы, реже – любви, как Жюльен Сорель из знаменитого романа Стендаля. Ева в спектакле акимовцев (режиссёр Андрей Цисарук) кажется не только интриганкой и предательницей, но и подающей надежды и одержимой театром молодой актрисой. Её любовь весьма специфична, но всё-таки актриса играет не только тень, но и проблеск света.

Сцена из спектакля

Мизансцены передают нам то интерьер театра, то интерьер особняка, они решены просто, с элементами минимализма в духе «неоновых» 1950-х. Запоминаются и образные решения «свиты» нашей этуаль Марго – её подруги Карен (Наталья Ткаченко), ставшей спусковым крючком интриги, мужских персонажей (Андрей Толшин, Владимир Миронов и другие).

Театр Акимова умеет создавать актёрский ансамбль, рассказывать историю – то, чем суждено было прославиться Голливуду, сотворённому в значительной степени выходцами из России и учившемуся у русской актёрской школы Станиславского и Михаила Чехова.

Что же, наш ответ англосаксонскому гегемону на театрах может быть только таким: вернуться к смыслам и образам их собственной классики через русскую традицию искреннего переживания. Ну, и нам всем полезно ещё раз вспомнить, что есть западная культура, в которой интригующий сюжет традиционно сочетался с моралью. Помните, герцогиня у Кэролла в «Алисе» любила говорить «Отсюда мораль»? Классика всегда преподносит нам мораль незаметно, в эффектной «упаковке» сюжета, будь то роман-приключение или комедия плаща и шпаги.

Американский нуар середины кровавого XX столетия тоже пригодится не только для привлечения зрителей, но и для возвращения к подлинным смыслам гуманистической культуры, которая была нашим общим, западным и русским, достоянием.

Спасибо акимовцам за развлечение с моралью.

Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS