Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    06 апреля 2022 г.  № 14 (6828) (06.04.2022)
Культура

Упыри без скуки

Три источника и три составные части неклассического вампиризма
Матизен Виктор Матизен Виктор — 06 апреля 2022
Кадр из фильма «Ампир V»

Выход фильма Виктора Гинзбурга «Ампир V» по роману Виктора Пелевина «Empire V», намеченный на 31 марта, в последний момент был «отложен на неопределённое время». Прокатчик картины, компания «Вольга», отказывается комментировать сложившуюся ситуацию, а «Бюллетень кинопрокатчика» сообщает, что Министерство культуры отказалось выдать «Ампиру» прокатное удостоверение – предположительно из-за того, что в картине сыграл популярный рэпер Оксимирон, который негативно высказывался о действиях России на Украине и чьи московские концерты уже были отменены.

 

Интерес отечественного кино к упырям заметно нарастает – за последние 10 лет вышло 15 картин с их участием, в том числе 7 сериалов. Этот факт напрашивается на объяснения, самое старое из которых гласит, что вампиры являются метафорическим отражением реальных процессов – ведь ещё Маркс уподоблял капиталистов вампирам, питающимся трудом рабочих, советская пропаганда называла кулаков кровопийцами, тогда как антисоветская причисляла к ним функционеров КПСС. Но очевидное на словах бывает настолько неочевидным в изображении, что позволительно вовсе отрицать аналогии между киновампирами и социальной реальностью, рассматривая их как порождения произвольной художественной фантазии.

К таковым можно причислить и «Ампир V», опирающийся на пелевинский роман, изданный в 2006 году, когда многое в России было иначе, чем сегодня, хотя и тогда он не очень поддавался реалистическим толкованиям и противился переводу на язык кино. Как выразился в пресс-релизе автор экранизации, в первоисточнике «очень много рассуждений, которые совершенно неэкранизуемы». Однако рассуждения, как свидетельствует фильм, вполне переносимы на экран, поскольку его персонажи заняты в основном разговорами. Другое дело, что перенести их смогут далеко не все зрители – так же, как не все читатели смогли вынести витиеватые (от уменьшительного варианта имени «Виктор») речи героев книги, пересыпанные вампирическими понятиями «дискурс», «гламур» и «баблос».

На самом деле невозможно воспроизвести на экране словесные образы, которыми изобилует язык книги. Попробуйте, например, визуализировать фразу «в моём уме словно появился центр тяжести, какой-то чёрный шар, такой непоколебимо устойчивый, что равновесию оснащённой им души ничто не угрожало».

С жанровой точки зрения «Empire V» и его киноаналог – традиционные «романы воспитания», построенные на нетрадиционном материале. Юный герой обоих произведений по имени Роман (Павел Табаков), увидев на асфальте объявление «Реальный шанс войти в элиту» и стрелку, идёт в указанном направлении и попадает в круг культурных вампиров, которые носят божественные имена, нарекают его Рамой, обучают и подвергают испытаниям. Роль одного из них, Митры, весьма выразительно исполнил дебютирующий в кино Оксимирон.

Конечно, череда лекций, упражнений и закадровых монологов главного персонажа – не лучшая форма для фантастической картины, и режиссёр, осознавая это, периодически показывает то ли видения Рамы, то ли собственные видения, мало что добавляющие к сказанному словами, но разнообразящие и обогащающие визуальный ряд фильма компьютерной графикой и музыкальным сопровождением.

Что же до вампирской идеологии, которая с большой долей стёба преподносится Пелевиным и не без иронии – Гинзбургом, то она представляет собой цепь остроумных спекуляций о связи между тремя вышеупомянутыми категориями. Если кратко, гламур – это визуальный дискурс, дискурс – вербальный гламур, а баблос – денежный эквивалент крови, который культурные вампиры достают из людей при помощи гламура и дискурса, как люди достают молоко из коров, потягивая их чувствительные места. Пользуются они и своей исконной пищей, но не как желудочной, а как умственной, считывая информацию о человеке, содержащуюся в его «красной жидкости», как их общий язык (ещё одно важное вампирское понятие) эвфемистически называет кровь. Хотите верьте, хотите нет – в том и другом случае «Ампир V» позволяет без скуки провести полтора часа перед большим или малым экраном.

 

Виктор Матизен Виктор Пелевин Павел Табаков Виктор Гинзбург Empire V
47

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Бегущие в никуда

03.08.2022

Любовная драма на фоне Кавказской войны

01.06.2022

По неписаному шаблону

18.05.2022

Дефицит человечности

06.04.2022

Ампир Z

06.04.2022

Иностранец в России,

74 голосов

Страсти по Зулейхе

72 голосов

Две Зои из двух эпох

69 голосов

Фантомные боли

53 голосов

Синдром «ДАУ»

45 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты