Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 апреля 2017 г.
  4. № 15 (6594) (19.04.2017)
Интервью

Торжество упрощения

Выпуск 8 (27)

19 апреля 2017
Гимназистки. Начало XX века

Началось оно, отнюдь, не сегодня




23-1-15.jpg

Наш эксперт

Борис Глебович Галенин родился в 1947 году в Москве. В 1970-м окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Кандидат технических наук. Член Общества изучения истории оте­чественных спецслужб, автор книги «Царская школа».


– Борис Глебович, что, по-вашему, привело к нынешнему удручающему уровню знаний русского языка школьниками?

– Дело не только в ЕГЭ. Перед нами скорее результаты многолетних, ещё со времён империи, системных шатаний в практике образования и в его идеологии. Стратегию начального образования невозможно оторвать от стратегии самосохранения народа как типа цивилизации и этнической общности.

Культура русского народа, по крайней мере до первых десятилетий XX века, была основана на культуре православия, воплощённой не только в богослужении, но и в обыденной жизни. Языком этой народной культуры был церковно­славянский. Нам сейчас трудно поверить, но меньше века назад подавляющее большинство населения огромной страны говорило, думало и читало именно на церковнославянском языке. Том самом, который сегодня стал непонятным для потомков, отсюда и дискуссии о переводе языка Церкви на язык улицы – ещё одна черта торжествующего смесительного упрощения.

– Но на Западе говорят: у вас, русских, не было регулярной школы, университетов, одна академия, да и та была основана европейски ориентированным епископом Петром Могилой.

– Ответ дал Павел Алеппский, записавший свои впечатления от встречи в 1654 году с русской вселенной, «по которой путешественник должен ехать четыре года вдоль и поперек». Он писал, что воеводы на Руси люди учёные, знают законы, философию, рассуждают логично: «Они приобретают знания от наставников, к ним приезжающих, от патриархов и архиереев, коих они обыкновенно расспрашивают… если кто из них воспрещает им что-либо, то воздерживаются от этого, не упорствуют, но стремятся увеличить свои знания, ибо мы видели… тысячи больших книг, кои они охотно и много читают днём и ночью». Автор уловил систему образования – наставничество.

Та самая смесь французского с нижегородским, о которой в начале XIX века говорил герой Грибоедова, стала языком образования лишь в начале века XVIII. Тогда-то нас и стали упрекать, что-де, регулярной школы не было…

– Известный и успешный современный русский профессор-филолог, преподававший в США, рассказывал, что американцы даже кланяться с ним перестали, когда он отказался продолжить контракт с одним из их университетов, получив кафедру в московском вузе.

– Для них это вполне естественно. Какой-то русский отказался продолжать приобщаться к системе преподавания в сияющем граде на холме?!

Если у католиков была ненависть к России, как к царству, поднявшему знамя «восточной схизмы», то у кальвинистского протестантизма включается другой механизм. Каждый из протестантов, например, англичан, может быть нам лучшим другом, но вместе они – лютые враги России. А ведь именно протестантское немецкое образование было взято у нас когда-то за основу. Позже, с разрушением СССР, мы пошли по американскому пути, а в их обществе сильны тенденции радикального шотландского кальвинизма с концепцией предопределения. Она, как известно, гласит, что Бог наперёд определил посмертное воздаяние для каждого человека: если ты богат, тебе уготовано место среди праведных, если беден, то, как говорят герои их боевиков, «отправляйся в ад»…

Эта концепция определённым образом способствует воспитанию механической работоспособности. Однако она же, будучи основой школьного образования, воспитывает стремление к победе любой ценой – ведь на кону вечная жизнь, спасение души… Мало кто, конечно, заглядывает так глубоко, но победа, допустим, в матче двух школьных команд, достигнутая грязной игрой, считается приемлемой и желательной. Кальвинистский бог победителей не судит.

– Как в современных условиях не потерять собственную культуру?

– В начале 90-х мы одним махом отринули все традиции русского, имперского и советского образования. Перешли на совершенно чуждые нам концепции. Но хочу напомнить. В 1995 году специалист Международной образовательной программы фонда Сороса В. Сойфер писал, что к 1914 году «в России сложилась первоклассная система гимназического и университетского образования. Россия выходила на передовые позиции в мире. Несомненно, что Кембриджский, Оксфордский, Гейдельбергский университеты представляли собой учебные и научные институции самого высокого уровня. Но они собирали сливки со всего мира и оставались редкими островками высочайшего знания. Подавляющее же большинство учебных заведений западных стран плавало в море посредственности. Классическое гимназическое образование в России выделяли уникальные особенности… Обучение всех гимназистов и в Москве, и в Тобольске, и в Одессе… на примерно одинаковом уровне открывало оканчивавшим гимназии дорогу в мир вообще и в мир науки и культуры в частности».

Соросовский специалист признаёт уникальность – не копированность – русской системы образования, которая открывала дорогу в широко понимаемый мир – а это означало конкуренцию. Царская школа давала устойчивое образование, способное отвести всяким влияниям, порой важным, их системное место, применить их, в том числе и в странах, откуда «влияло».

Но и имперское образование вольно или невольно провоцировало отлучение православного человека от православной церкви. А последствия этого явления вышли далеко за рамки собственно образовательной системы.

Беседу вёл Сергей Шулаков


Факты

По данным переписи населения 1897 года, средний процент грамотности в России составлял 21,1%, при этом среди родившихся до отмены крепостного права он был 14–15%, а среди родившихся позже – не ниже 50%. К 1917 году грамотность среди призывников (а служили в основном крестьяне) выросла до 80%.

16 (3) мая 1908 года принят закон об обязательном начальном обучении с поэтапным введением в течение 10 лет.

В 1920 году создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). К 1939 году среди граждан в возрасте от 9 до 50 лет оставалось менее 10% неграмотных.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Наши главные книги

    07.05.2025
  • Драконы из зазеркалья

    25.04.2025
  • «Для меня важен идеал»

    25.04.2025
  • Создавая новую явь

    21.04.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • С качеством знаний – тушите свет

    279 голосов
  • Мы просто хотим жить

    265 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS