Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 апреля 2022 г.
  4. № 15 (6829) (13.04.2022)
Литература Библиосфера

«Символическая» любовь

13 апреля 2022

Андрей Белый и Наташа Тургенева: роман в письмах. / Сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Т. Байера и М. Спивак.

– М.: Рутения, 2021. – 384 с.: ил. – 1000 экз.


 

Томас Байер и Моника Спивак сделали всё, чтобы привлечь к истории Белого и Тургеневых как можно больше читателей, – сами по себе письма занимают в лучшем случае одну пятую часть достаточно объёмной книги. Не сопровождайся они обширной вступительной статьёй и развёрнутыми комментариями – вышел бы небольшого размера буклет, понятный разве что специалистам по литературе, истории и философии начала двадцатого века.

Андрей Белый – символист, и к чтению нужно приступать, держа в голове эту мысль. Вместе с женой Асей и её сестрой Наташей они – последователи антропософии и ученики Рудольфа Штейнера. И на первый взгляд простая история супружеского адюльтера в исполнении этих увлечённых «духовными науками» людей приобретает масштабы не то шекспировской трагедии, не то гротеска.

«Люблю тебя… Видишь, у меня не головная боль, а светлая солнечная любовь […], так что и я в этом чувстве солнечный, и Ты мне солнечная Наташа (у тебя глаза солнечные)», – пишет Андрей Белый, умоляя Наташу о взаимности и пытаясь вызвать к себе жалость… Но нет-нет и где-то между завуалированными укорами и «я не могу здесь жить без Тебя; тогда воздух отравлен тобою» вдруг проскользнёт: «Ася моя большая любовь (больше, чем Ты)».

А дальше – долгие рассуждения о категориях «вне-предметности» и мистерии духа, комментарии к которым едва ли не больше, чем сами письма. Из вступительной статьи узнаём – всё это Белый писал, постепенно погружаясь в болезненные фантазии о «чёрной женщине, суккубе»... Что это было – живое запретное чувство, завуалированное под философию, или некая мистификация, в которую он в итоге начал верить сам?

Символизм – загадка, которая не всегда предполагает ответ; путь в неизвестность как самоцель. Так и любовный треугольник Андрея Белого и сестёр Тургеневых – история не чувств, но душевных метаний. Белый предстаёт здесь как человек незаурядного ума и немалого темперамента, подхваченный очередным философским течением и унесённый им слишком далеко – как от реальности, так и от любимых женщин.

Семейная жизнь с Асей окончится крахом, а черты обеих Тургеневых долго ещё будут проступать на страницах его книг. Но прочитать «Роман в письмах» стоит хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть: весь этот подчас никому, кроме него самого, не ясный надрыв и почти пугающий эмоциональный накал – и есть те черты, что делали Борю Бугаева Андреем Белым.

София Шпитонкова

 

Тэги: София Шпитонкова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Поединок без проигравших

    18.05.2022
  • Знакомство с отшельником

    10.05.2022
  • Не унывай – читай!

    22.06.2021
  • Книжная вакцина

    30.03.2021
  • Книжная вакцина

    30.03.2021
  • Поединок без проигравших

    8 голосов
  • Знакомство с отшельником

    5 голосов
  • Не унывай – читай!

    3 голосов
  • Книжная вакцина

    2 голосов
  • Книжная вакцина

    1 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS