Сам Ленин вряд ли бы одобрил лениниану. Ему, марксисту, воспитанному на Чернышевском и Тютчеве, не по душе были славословия. Но над течением истории не властны даже гении. И в искусстве, в советской цивилизации, и в её идеологических столпостенах образ Ленина был основополагающим – от «Я себя под Лениным чищу» до «На все вопросы отвечает Ленин». Сегодня почти все отказались от Ленина. Причина простая: это выгодно, а он по-прежнему опасен. Отказ от Ленина выгоден хозяевам жизни, которые хотели бы владеть безраздельно «заводами, дворцами, пароходами», баловать собственное самолюбие благотворительностью, мелькать в светской хронике. В чести не труд, а доход, ростовщический процент. Не рабочий класс, а тусовочная аристократия (по большей части – поддельная, хотя – какая разница?). Какой уж тут Ленин?
Нам навязывается пряничный миф о бесконфликтной стабильности, которую нельзя нарушать мятежными стремлениями. Вечный штиль под малиновый звон и никаких гроз на горизонте – и революция в этом контексте воспринимается как безусловная катастрофа, заслуживающая только нытья и проклятий. Думаю, такими страусиными манёврами мы себя обкрадываем, лишаем целого пласта живой истории. Превращаем его в гиблое место себе же на беду. Признаться, мне было бы удобнее обрушиться на Ленина с консервативных позиций, блеснуть какими-нибудь «кашемарными» цитатами из синего многотомника. Уверен, что к юбилею Ленина вы почти не встретите в некоммунистической прессе материалов о нём, написанных без ненависти и не свысока. Эффектных риторических заготовок против Ленина полно – бери и пользуйся. Очень легко на этом пути заслужить благосклонность современных патриотов. Но язык не поворачивается. Особенно – в последнее время. Как и любой пророк нового учения, Ленин произносил немало резких, взрывоопасных слов. Многих обидел, поранил в своём страстном служении Идее. Нетрудно выудить из Ленина десять–двадцать цитат, от которых мы ужаснёмся. Но то же самое можно произвести в отношении любой религии или философского учения. Новое прорубает себе дорогу в зарницах радикализма.
В обывательский уют Ленин не вписывается. Но именно этим он привлёк творцов – тех, кто создавал лениниану.
Это Есенин и Маяковский, Эйзенштейн и Бондарчук, Щукин и Смоктуновский, Меркуров и Томский, Щусев и Павлов, Петров-Водкин и Герасимов, Прокофьев и Новиков. Ставим многоточие, а продолжать этот список можно долго, не снижая уровень авторов. Они посвящали Ленину поэмы, симфонии, эпопеи, гимны и парфеноны. Нам скажут: просто талантливые люди, профессионалы приспосабливались к конъюнктуре, писали, чтобы выжить. Но конъюнктуры в истории хватает во все времена, а взлёты творческой мысли, подобные советскому, – на вес золота.
Эти голоса заглушить невозможно, изменить реальность ХХ века не удастся даже самым способным и денежным ниспровергателям. А ведь идеологи антиленинского проекта пытаются лишить нас наследия эпохи, во многом – наследия ленинского. Но достаточно противопоставить самым едким сочинениям Мельгунова, Солженицына или Солоухина хотя бы одну песню «Ленин всегда живой» – и беспристрастное художественное чутьё покажет, кто есть кто. А уж в тени Маяковского – как и у пьедестала щусевского Мавзолея – фигуры страстных разоблачителей мифа о вожде почти неразличимы.
Первым приметили Ленина на исторической сцене титаны. Маяковский писал о Ленине ещё при жизни вождя, но истинным стартом ленинианы стал «Разговор с товарищем Лениным» – поэма непревзойдённая. Патетическая и в то же время нервная поэтическая проповедь.
Грудой дел,
суматохой явлений
день отошёл,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин –
фотографией
на белой стене.
С таких строк мощных и начиналась большая литературная традиция. Вклад Маяковского в создание ленинского образа, пожалуй, был решающим. Многие его строки оказались на плакатах – их в Советской стране знали все, читать учились по «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить».
Есенинская лениниана не бьёт в глаза лозунгами, тут главное в другом. Есенин видел, «что эра новая не фунт изюма вам» – и в стихах о Ленине превращался в аналитика тютчевского склада. Мы видим проницательные оценки политической реальности, ясное объяснение причин революции. Есенин принимал Ленина – как народного вождя, поднявшего руку на гнёт «аристократов, промышленников и банкиров». Ему по душе обыкновенность Ленина: вождь не был былинным богатырём, не восседал на тронах, не избегал величавых движений:
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс...
Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода,
Смывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей.
В другом стихотворении он назовёт Ильича «Капитаном Земли». Но, может быть, дороже всего мимолётный разговор из «Анны Снегиной»:
«Скажи,
Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он – вы».
Этот образ любили кинематографисты: ты ждёшь монументального вождя, громовержца, а он маленький, вертлявый, лысоватый. И назвать его хочется по-свойски: Ильич. Но он причастен к непоборимой силе. Его интеллект и воля стали орудием истории. Ленин, в понимании поэтов, был духом революции, духом народа. В этом смысле он – не человек, а стихия строительства нового мира. Сам Владимир Ильич заливисто посмеялся бы над таким обожествлением, но людям нужно, чтобы огромный Медный всадник поднимал над площадью коня. Им нужен «рукой облака рассекающий Ленин». Вроде бы – сверхчеловек, а свойский, бесспорно, существовавший, ходивший по нашим улицам, стоявший в очередь к парикмахеру, чтобы побриться. «Лысый, ростом невелик», – как определил Твардовский в своей простой и загадочной истории о печнике. История, кстати, архитипическая: неузнанный царь (герой, бог) общается с простым человеком, невольно преподаёт ему урок. На острове Бали немало похожих историй про Шиву. А в XIX веке в России, например, стихотворение Аполлона Майкова «Кто он?» про Петра Великого.
Разошлась по стране ленинская цитата: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сначала в роли Ленина выступил рабочий товарищ Никандров – и случилось это в фильме Эйзенштейна «Октябрь», который мы воспринимаем не только как метафору, но и как хронику… Ну а потом каждая пятилетка давала своего Ленина. Если нуждаемся в рождественском дедушке – пожалуйста! Если нужен суровый аскет – вот он перед нами. Необходим боец? Ленин решительно хватается за револьвер. Тоскуете по демократии – вот вам Ленин-Солон. Понадобился жёсткий, бескомпромиссный руководитель – Ленина играет его однофамилец Ульянов. Есть спрос на гамлетовские метания? В эфире – утончённый, ироничный Ленин, его обуревают сомнения, это – Смоктуновский.
Ленинскую трилогию для театра создал Николай Погодин. «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая». Работал основательно, почти двадцать лет. Конечно, приходилось переписывать уже ставшие каноническими пьесы после развенчания сталинского культа. Реплики второго вождя унаследовал Дзержинский. Но не в этом дело. В Погодине мы приобрели и потеряли мудрого и остроумного комментатора революции, её скрытой сути. Потеряли, потому что сегодня этот выдающийся писатель забыт. Почему бы не издать ленинскую трилогию Погодина в «Литпамятниках», с серьёзным аппаратом, с вариантами? Но этого ждать не приходится: Погодина как будто записали в архив устаревшей пропаганды. Вряд ли им занимаются в ИМЛИ, да и о новых театральных постановках не слышно.
А ведь это не только учебник действительно эффективной пропаганды, не только театральная легенда, но и литературное чудо. Вспомним «Кремлёвские куранты». Мы видим героя, благородного инженера Забелина, который задыхается в революционной суматохе, ненавидит новую власть. Он видит в революции уничтожение порядка, безумие, и только.
«Дикари захватили цивилизованное судно, перебили всех белых людей,
команду выбросили за борт, сожрали все запасы… Дальше что? Кораблём надо уметь управлять, а они не умеют. Социализм пообещали, а с какого конца его начинать — никто не знает». Знакомая линия нападения? Сюжет с «пломбированным вагоном» и шпионажем в пользу Германии в СССР тоже никто не скрывал от народа. Но, в отличие от нынешней моды, не скрывали и ответной аргументации.
Забелин обаятелен в патриотическом гневе, ведь даже главные часы державы сломались! Остановились кремлёвские куранты! И артист Борис Ливанов не разоблачает своего героя в его антисоветских заблуждениях. Мы в него влюбляемся с первого появления на сцене. Он – профессионал – в смутное время оказался отброшенным на свалку, как старый башмак. Из протеста продаёт на Воскресенской площади «довоенные серные безопасные спички фабрики Лапшина», рядом с другими мешочниками. И вот его вызывают к Ленину. А потом и кремлёвские куранты пошли. Самая трудная и малозаметная политическая победа – в переубеждении противников. Сегодня мы отбросили это искусство: в ходу – поиск врагов, поспешное клеймение, крики в прямом эфире, мусорные баки… А Погодин показывает, что революции совершаются не для революционеров, а для более рациональной организации жизни. И тут самое время не кичиться победами над Врангелем, а привлекать к работе таких специалистов, как Забелин. Нужно разъяснить, что открывает перед ними революция, несмотря на одичание Гражданской войны. Забелин не превращается в яростного большевика: Погодин не занимался изготовлением фальшивок. Но он, сохраняя привычную повадку, готов стать советским человеком. Господин Забелин становится товарищем. И кремлёвские куранты, как известно, снова пошли – да так, что их мелодию по всему свету выучили. Тем, кто отшатнулся от прискорбных картин Гражданской войны, Погодин показывает: наша революция связана с идеалами Просвещения. Россия станет страной инженеров, страной красноармейцев, читающих Блока. Вера в человека, в могущество науки и труда объединяет Ленина и таких антисоветчиков, как Забелин. В тонкой, остроумной пьесе Погодина всё это преподнесено без агитационного угара.
Частенько цитировали в советские годы поэта Николая Полетаева:
Портретов Ленина не видно:
Похожих не было и нет.
Века уж дорисуют, видно,
Недорисованный портрет.
Эти строки воспринимались так: глубокая мысль в форме парадокса. Ведь изображения Ленина красовались повсюду, только ни одно из них не могло исчерпать образ революционера. Сказано крепко, но можно и поспорить. Образ Ленина, пожалуй, поважнее любого реального деятеля, каким бы гением он ни был. Первый предсовнаркома Владимир Ульянов-Ленин умер в 1924 году и не участвовал в Великой Отечественной. А образ… 7 ноября 1941-го с трибуны Мавзолея было сказано: «Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина». И красноармейцы с парада пошли в бой. Война дорисовала портрет. Дорисовал его и архитектор Леонид Павлов – создатель ленинского музея в Горках. Он называл его своим Парфеноном. Неподалёку от усадьбы, в которой умер Ленин.
Как и у греков, постройка выполняла роль святилища. Одиннадцать кубов и один цилиндр. Белый мрамор и красный туф – торжественные, трагические аккорды. Если архитектура – музыка, застывшая в камне, то у Павлова получился реквием. Проект создавался в середине семидесятых, а строительство завершилось в 1987-м. Оказалось, что это реквием по лениниане. Но, быть может, не окончательный.
Антисоветская пропаганда капитально промыла мозги народу. Запомнился мне один спор-разговор. Мужик как только не поносил Ленина, потому что трудно ему жилось. Спросил его, кто он по профессии, ответил, что рабочий.
- А родители и деды кто, может из раскулаченных?
Нет, тоже, оказывается, были кто рабочими, кто батраками.
- Так ведь Ленин за тебя жизнь положил.
- Каким боком ко мне этот лысый отношение имеет?
- А ты не знаешь, какую партию организовал Ленин?
- Как не знать - КПСС.
- Это она сейчас так называется, а начинал Ленин с организации "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".
Замолчал и задумался.
Отношение к личности Ленина дело, я бы сказал, глубоко интимное. Зависит от того, кто ты сам есть: или ты честный человек, считающий, что каждый человек должен жить только за счёт своего труда, или ты холуй, или по жизни ты паук, готовый семь шкур содрать со своего ближнего для своего блага, ну и так далее.
------------------------------------------------------
кроме тех на Донбассе, на кого наехала фашистская сила тёмная.
Они сплачиваются у главного памятника Советской эпохи - памятника Ленину.
Не случайно именно он становится первой жертвой на захваченных фашистами территориях.
Не случайно попритихли наши демократы и бесы в рясах, с крестом на шее и свечками в руках, совсем недавно державшие партийные билеты с профилем вождя, со своей маниакальной идеей перезахоронить по-христиански тело вождя, снести памятники, переименовать улицы: "У нас столько улиц Ленина и ни одной улицы Высоцкого."
Больший идиотизм трудно представить.
Крестовый поход на память о Ленине притормозил свой бег. Слишком бросается в глаза:
православные, демократы, а повадки фашистские.
Надолго ли хватит ума?
{Первое стихотворение, написано
восьмиклассником Володей Высоцким
8 марта 1953 г. на смерть И.В. Сталина}
Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.
Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело...
Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.
Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.
Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.
В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.
Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.
1953
Источник: http://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/stihi/001.htm
Никогда не лил елей на ленинскую простоту и цветов не носил к его памятникам.
Это делали ходорковские и абрамовичи, горбачёвы и ельцины, путины и медведевы, гусевы и затулины, ... , чтобы предать вождей и их дело или тихо, по-обывательски отвернуться: не здороваться с изгоями и не разговаривать - когда это перестанет приносить доход и обеспечивать карьерный рост.
Кто-то искренне ходил на демонстрации 1 мая, 7 ноября. Кто-то искренне верил, что делает это искренне, а не по обязанности. Кто-то ходил, чтобы не нарушать трудовую дисциплину, не быть вызывающе белой вороной, чтобы избежать неприятного разговора с начальством. Кто-то ходил только по обязанности соблюдать партийную дисциплину - важное условие карьерного роста в рамках заданной властной парадигмы.
Сейчас, когда на наших глазах власть переменилась, можно легко установить пропорции тех и других, найти примеры принадлежности к той или иной группе носителей или только выразителей (глашатаев) коммунистического (коллективного) мировоззрения в своём ли окружении или среди популярных, медийных особ.
Любовь Павловна: "Неужели и мне не поверите в мою искреннюю "обязанность"?"
Вам верю.
/Виталий Викторович Веселовский/
---------------------------------------------------------------------
Любовь Павловна, извините, наверное, совсем неудачно пошутил.
Цитата: "Мы от души ходили на праздники, и радовались от души, под духовой оркестр она пела.. Просто в этом была наша жизнь. Нас так воспитали. Но когда начинают принуждать-возникает дух противоречия."
И нас так воспитывали. И нас отец брал на демонстрации в гарнизоне "Чкаловская", где на стадионной трибуне стояли в разное время отец нашего дружка парашютист Пётр Иванович Долгов со своим товарищем Евгением Николаевичем Андреевым, сосед по коммуналке лётчик-испытатель Иванов Василий Гаврилович, ... . Для детей это праздник был на 100%, да и для взрослых тоже.
А вот в 70-е годы доведённая до маразма пропагандистская демагогия засевших уже в те годы в комсомольских и партийных комитетах ходорковских и яковлевых - будущих прорабов перестройки, вместе с обострившимися трудовыми и жилищными проблемами, и, как следствие, всё более нараставший дух противоречия, упомянутый Вами, не давали возможности праздновать эти замечательные политические даты как в детстве от всей души.
Цитата: "Мы учились в школе под его "призором", боялись дурно вести и получать плохие оценки, не "соответствовать" его учению и труду. Не от тупости или группового экстаза, а собственного глубокого уважения."
Всё именно так и было. Жить по-божески нас учили по классическим учебникам, вобравшим в себя весь опыт русской, советской педагогической мысли, опалённые войной "первые учительницы". Законы божьи, веру в справедливость и неугасимую силу добра мы постигали из прекрасных детских книжек и фильмов, а детская лениниана учила нас тому, что такое хорошо и что такое плохо.
... зато все каналы ТВ РФ любят крутить кадры, как беснующиеся нацистские толпы, освящённые попами УПЦ КП, валят ему памятники.
С чего бы это? К чему бы это?
за этот год помещены думы Николая о Ленине, точнее изложена его база знаний, заполненная ещё в годы перестройки из антисоветской библиотеки "Огонька" известного советского-украинского поэта Виталия Коротича, вырванными из текстов и исторических контекстов цитатами и мнениями участников событий тех времён. Сейчас Коротича называют мэтром современной украинской журналистики. С начала XXI века Коротич возглавляет редакционный совет всеукраинской газеты «Бульвар Гордона».
В 70-е прошлого века он писал:
<...>
"Как в зной мы на колени припадаем,
Чтоб влаги родниковой зачерпнуть,
Вот так мы Ваши книги открываем,
Чтоб Вашим взглядом на себя взглянуть."
/Виталий Коротич «Ленин, том 54» 1970/
Ничего нового мы там http://www.litrossia.ru/archive/itemlist/category/40-03-30-yanvarya
не узнаем, но вот фотография, сопровождающая заметку Андрияшина в газете, тесно сотрудничающей с Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, весьма примечательна.
Посмотрите фотографию фашистёнка из Алексина (?). Ничего не напоминает?
Хорошую искусствоведческую статью Замостьянова необходимо, наверное, всё-таки дополнить максимально объективной политической аналитикой Сергея Кургиняна о Ленине. http://www.youtube.com/watch?v=uceXGjbrgR0
Но совершенная по сути идея справедливости все еще жива в людских умах ... вот на практике, воплощение всегда получается почему-то неахти ...
Что за человеческий материал попадается под руку, невозможно его сдержать от жадности к ненасытному потреблению вот уже какой век?
------------------------------
Николай Андрияшин 24.04.2015: " ... Высоцкий ... пел о сумасшедших: "Предоставлено им вроде литера — кому от Сталина, кому от Гитлера". Не кажется ли вам, что здесь явное уравнивание двух тиранов?
У выдающегося русского поэта, советского барда Владимира Семёновича Высоцкого нет антисоветских, антисталинских, антиленинских русофобных стихов и песен, потому как он "нужные книги в детстве читал".
А эти слова: "Предоставлено НАМ вроде литера — кому от Сталина, кому от Гитлера" - из известной песни Александра Гинзбурга, родившегося 19 октября 1918 года в Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье, как сейчас пишут в Википедии.
Примечательно, что в тех местечкаАх опять уравнивают тиранов в угоду антисоветской моде, забыв про свой холокост.
Спасибо автору статьи за правду, честность перед собой и другими. Величие личности Ленина, его дел не сможет опровергнуть никакая вражеская пропаганда.
-------------------------------------------------------------
Вот это Высоцкий.
Корчагин 24.04.2015: " ... одна старенькая муха летает на нашем форуме . И гадит , гадит , гадит . И назойливо мешает обсуждать хорошую статью о великом человеке."
Если бы одна! Интернет ими полон. Трясут мировую паутину: сайтам нужна движуха!
Прижмёшь такую Жу-жу: расскажи какая такая жизнь тебя в навозную муху превратила, может поймём и посочувствуем, а она из прозы и поэзии таких же сине-зелёных тварей всю антисоветчину и русофобию тащит. Ни аргументов, ни фактов из личной жизни, от них не услышишь. Обычно на дефицит туалетной бумаги жалуются. ;) И даже того не понимают, что значит какать было чем, да и не только раз 90 дожила.
----------------------------------------------
Но есть и посвежее мнения о Ленине и, главное, о его деле, сложившиеся не в эйфории первых побед и поражений, горячке революционно-трудовых будней.
Большое познаётся на расстоянии, в свете нового исторического опыта. Вот так и Сергей Ервандович Кургинян, прекрасный знаток и перестроечных цитаток - источник антисоветского вдохновения сине-зелёных, загадивших сайт давно не только пережёванным, но и уже вышедшим из прямой кишки обывателя забойным антисоветским публицисом и мемуаром, но и прекрасный знаток объективных исторических контекстов, один из лучших аналитиков современного бытия и сознания.
Поппер и другие — 2 http://gazeta.eot.su/article/popper-i-drugie-2
"Тот, кто заказал Хайеку, Попперу и иже с ними разработку информационно-психологической кампании по уравниванию коммунизма и нацизма, способен играть вдолгую (иначе запущенный 70 лет назад проект не плодоносил бы по сей день)
Информационно-психологическая война
Анна Кудинова , 21 апреля 2015 г.
опубликовано в №124 от 22 апреля 2015 г.
Итак, крупнейшая информационно-психологическая кампания по уравниванию коммунизма (социализма) и нацизма, стартовавшая еще в середине 1940-х годов, принесла на днях свои ядовитые плоды на Украине: Верховная рада приняла закон об осуждении «коммунистического и нацистского тоталитарных режимов» и запрете их пропаганды. Таким образом, данная кампания за семь десятилетий не выдохлась, не превратилась в «дела давно минувших дней», не утратила политической остроты. А раз так, то имеет смысл внимательно присмотреться к фигурам и структурам, сумевшим запустить эту длинную волну.
Прошлую статью мы завершили на том, что Карл Поппер, которому поручено было разработать понятие «тоталитаризм», обнаружил признаки тоталитарности сразу у многих «ведьм» — и открыл на них охоту. Однако конкретная его задача состояла в том, чтобы добить лишь одну «ведьму» — советско-коммунистическую. ... "
Постамент, кирпичный в своей основе, в перенос, естественно, не годился. Ну, и... каменную фигуру Ильича поставили на два железобетонных канализационных кольца, состыкованных вертикально. (Если смотреть очень издали, то — вроде ничего. А подойти поближе — оченно похабно, други! Геометрия для подземного канализования, наруже, сами понимаете, не очень). Творение сие соделано на бюджетные денежки. Смотрители, конечно, были новой революционности. При кураторстве местного отделения КПРФ — «чем хуже, тем лучше», их радикализм.
«Пронеси, господи, мимо большевистское иго», — так, небось, молятся нынче местные коррупционеры. А если господь пронесёт, но с задержкой хотя бы на недельку, то я не знаю о чём дальше и гадати, благоверные...
"Всё впереди" /Вас. Белов/
P.S. Зато портретов нонешних, под которых себя хозяева кабинетов, надо думать, чистят, навалом, ну и что?
Ещё вернутся портреты Ленина и Сталина в высокие кабинеты, а не вернутся - вались Россия дальше.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться