Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2022 г.
  4. № 16 (6830) (20.04.2022)
Культура

Долюшка генеральская

К столетию Станислава Ростоцкого

20 апреля 2022
Народный артист СССР Станислав Ростоцкий

Как-то раз многажды увенчанному фильму «А зори здесь тихие» подошёл срок переходить на телеэкран. Времена были строгие, голых девчонок в кино не одобряли, а в телевизор не допускали совсем – и неудивительно, что из любимого фильма отрезали особенно любимую сцену в бане, ради которой невоспитанные школьники бегали смотреть похождения зенитчиц по три раза каждый, существенно умножая прокатные сборы, и без того немаленькие.

 

Выражать недовольство цензурным произволом постановщик Ростоцкий пришёл с палкой. У него по ранению недоставало ноги, но обычно обходился протезом. Из чего цензорша сделала здравый вывод, что сейчас её будут просто бить. Вот этой клюкой. По хребту и ниже. И ничегошеньки ему за это не будет.

Лауреат.

Ветеран.

Инвалид.

Партиец.

Секретарь творческих союзов и худрук творческих объединений.

Ни-че-го.

Бегала она от него по «Останкино», как молоденькая. Телецентр был счастлив. Так с цензорами на его памяти ещё не обходились. Спорная сцена была тотчас восстановлена, и фильм шёл с тех пор в авторской версии даже в детское время. Что только умножало чувства к Ростоцкому невоспитанных школьников и прочего мужского населения страны.

Любовию народной Станислав Иосифович дорожил. Последовательно снимал кино на все главные темы советского ноу-хау. Война («Зори…», «Майские звёзды», «На семи ветрах»). Деревня («Земля и люди», «Дело было в Пенькове», «Из жизни Фёдора Кузькина»). Школа («Доживём до понедельника»). Только про разведку, не менее любимую национальным экраном, не снял ничего – зато вторым режиссёром на «Земле и людях» у него работала сама Лиознова, будущий постановщик саги о Штирлице. Да и Штирлиц – Вячеслав Васильевич Тихонов играл в его фильмах шесть раз, причём однажды непосредственно Тихонова Вячеслава Васильевича («Профессия: киноактёр»). Там поздравить народного артиста с юбилеем пришёл главный тренер хоккейной сборной Виктор Васильевич Тихонов, и Васильевичи Тихоновы обнялись прямо на сцене, к радости болельщиков и киноманов.

Открыв для кино Светлану Дружинину, Майю Менглет, Ольгу Остроумову и Елену Драпеко, родную жену Нину Меньшикову он снимет у себя всего единожды, вопреки укоренившейся в кинокругах традиции. Да и то в роли мегеры. Светлана Михайловна, Фамусов в юбке, типичная словесница советской школы, в «Доживём до понедельника» до такой степени лезла во все не касающиеся её дела, что многим до сих пор кажется завучем, будучи всего-навсего неустроенной тёткой заслуженных лет, вместе со всей школой влюблённой в историка и горько отговаривающей его играть на рояле «Одинокого пешехода» (подразумевался григовский «Одинокий странник»).

«Одиноких пешеходов» в его кино было с избытком. Пятую из главных русских тем – женщину трудной судьбы – человек без ноги ожидаемо заменил нелёгкой судьбой воевавшего мужчины. Учителя («Доживём до понедельника»). Писателя («Белый Бим Чёрное ухо»). Пахаря («Из жизни Фёдора Кузькина»). Печорина («Герой нашего времени»). Все они были у Ростоцкого какие-то отдельные, биографии своей округе не раскрывающие и от встречных чувств уклоняющиеся. Жили памятью и собачьей дружбой.

Казалось, благородно предпочитал чёрно-белый колер и на цвет перешёл одним из последних (так только казалось: родная для него Студия Горького была из небогатых и цветной плёнкой не баловала ни Шукшина, ни Лиознову; дали только на «Героя нашего времени» – классика всё же). Зато именно в его кино этот переход обозначен наиболее зримо: чёрно-белые «Зори...» прошиты цветными кадрами заветных воспоминаний о мире и главных в жизни женщин мужчинах. В минутных, иногда и вовсе бессловесных ролях снялся, образно говоря, весь цвет тогдашней артистической молодёжи: Токарев, Мартынюк, Ивашов, Костолевский и в роли отца, Сергея Столярова, дивно похожий на него Столяров-младший, Кирилл.

Мужчины уходили навсегда, прощально кивая с порога. На ту же тему был снят десятью годами ранее фильм «На семи ветрах» – с сюжетом, виртуозно потыренным драматургом Галичем у американского «С тех пор как ты ушёл». В начале мужик оставляет записку: ушёл воевать. В конце ломится в дверь: открывай, семья! Только у американцев героиня три года вздыхала, ждала и демонстрировала стоицизм, а у нас верстала фронтовую газету, отбивалась от жадных лап, делала перевязки раненым и набивала диски патронами. Войны ей досталось не меньше, чем геройствующему где-то супругу.

Интересные женщины без мужчин и уклончивые мужчины без женщин создавали в его кино особое мелодраматическое единство, будоражащее вечно несостыкованную страну гигантских людских потерь и бережно хранимых семейных фотографий. Зацепить зрителя за живое, пробить на эмоцию, заставить на киностудию письма писать (был такой жанр в советскую пору) умел получше многих: сразу семь его картин перешли порог двойной окупаемости в 20 миллионов зрителей. Две из них – «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Чёрное ухо» – самый сентиментальный кинематограф планеты занёс в шорт-листы претендентов на «Оскар» (в первый раз он проиграл бунюэлевскому «Скромному обаянию буржуазии», во второй – «Приготовьте носовые платки» Блие; фильм о потерявшей хозяина собаке, над которым обрыдалось всё взрослое и детское население СССР, уступил картине «Приготовьте носовые платки» – конкуренция чувствительных сюжетов в тот год на «Оскаре» была запредельной).

Сам десять лет возглавлял жюри Московского кинофестиваля (фестивалей под его началом прошло пять, они тогда чередовались раз в два года). Кому попало советская власть этот пост не доверяла, так что рулили судьями либо он, либо Герасимов.

Заседал в президиумах.

Ездил в делегациях.

По всем позициям был именно что киногенерал – из тех, с кем так боролись перестроечные съезды кинематографистов. Но генерал заслуженный, любимый, победами памятный и из презренной бюрократической касты исключаемый. Все они там бонзы и аспиды, но наш-то совсем другое дело.

Так ведь и правда другое.

26-К Ростоцкому кадр 636590_preview_wm.jpg

Лариса Лужина и Вячеслав Тихонов в фильме «На семи ветрах»

 

Тэги: Век Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • С надеждой на перерождение

    18.01.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS