Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 мая 2013 г.
Общество

Безумный день, или...

08 мая 2013

Что (помимо многого другого) меня поражает в сегодняшней школе – так это количество дел, сваливающихся на голову учителя. Практически не бывает дня, в который ты просто отвёл бы уроки, пообщался с детьми на классном часе, а потом, вбив отметки в электронный журнал и проверив тетрадки, отправился домой.

Согласитесь, и это немало (ведь нужно ещё подготовиться к урокам на завтра). Но на бедного учителя ежедневно обязательно сваливается ещё что-нибудь: то он узнаёт, что сегодня будут проверять его кабинет, то, что завтра приедет пожарный инспектор и, стало быть, нужно приготовиться (спрятать чайники и удлинители). То вдруг оказывается, что после уроков заседание профилактического совета или что срочно нужно заполнить какую-то бумажку.

Интересно, что объявляется всё это по так называемой громкой связи, то есть на всю школу – во время урока – звучит что-нибудь вроде: «Марья Ивановна, срочно зайдите в канцелярию». Или: «Всем учителям срочно сдать завхозу бутыли из-под воды».

Я понимаю, что школа – это большой организм. В нём идёт ежеминутный процесс. Но я уверена, что главное в этом процессе – всё-таки урок. Урок – это тщательно продуманное, не побоюсь этого слова, срежиссированное действо. В нём есть свои завязка, кульминация, развязка.

Представьте: ты всем предшествующим ходом урока подводишь учеников к восприятию, положим, «Чудного мгновенья» – и вдруг в твой класс врывается: «Гиви Гочевич, срочно подойдите к охраннику». И – всё. То, что ты так долго и тщательно готовил, лепил, – разбито. Мгновение утратило свою «чудность».

По мне, так к громкой связи можно прибегать лишь в крайнем случае: например, при пожаре. Если уж на уроке, то за пять секунд до звонка.

Но вернёмся к тому, с чего я начала: «груде дел, суматохе явлений». Расскажу лишь об одном дне из жизни учителя.

Едва я вошла в школу, как ко мне подлетела завуч и сказала, что сегодня необходимо сдать отчёт по успеваемости (любопытно, что когда я его сдавала, мне попеняли: зачем, дескать, в графе «экскурсии» я так расписалась: «МХАТ, Третьяковка, Музей Чуковского» – нужно было просто поставить цифру «3». Да, прав был Маленький принц: взрослые действительно очень любят цифры).

Потом мне моя коллега напомнила, что сегодня нужно собрать у детей дневники: их будут проверять. То есть проверять, как их проверяю я. Признаюсь, что проверку дневников считаю мартышкиным трудом. Учитель должен выставить ученику все полученные им за неделю отметки, причём именно в те дни, когда отметка получена. Времени это отнимает массу, а между тем все родители на мой вопрос, почему они не расписываются в дневнике (я же стараюсь, выставляю отметки), отвечают, что смотрят не бумажный, а электронный дневник своего чада. И правильно делают. Но ведь бумажный-то дневник пока никто не отменял: есть бумажка – заполняй.
Потом другая моя коллега пришла поверять, как я проверяю тетради.

С этими тетрадями – абсурд какой-то!

Сколько себя помню, всегда вменяла в обязанность ученикам иметь одну тетрадь по литературе. Сейчас меня заставили обязать детей иметь две: дескать, одна у детей, другая у вас – на проверке.

Но ведь это получается сущая ерунда: раньше у ребёнка в тетрадке шла тема за темой: былины, пословицы, сказки, Пушкин, Лермонтов и т.д. А сейчас – Пушкин в одной тетради, а Лермонтов – в другой, или и того хуже: пол-Лермонтова (к примеру сведения о биографии) в одной, пол (история создания стихотворения «Бородино») – в другой. Сумбур вместо музыки. Зато есть что проверять!

Не успела я отдать пачку проверенных тетрадей, как меня позвали в медкабинет: у моей ученицы разболелся живот, и медсестра не знала, что с ней делать, потому что мать девочки сказала по телефону, что она сама «на сутках» и делайте, что хотите.

Пока решали, что делать с животом, пришёл охранник и объявил, что у другой ученицы моего класса пропали сапоги и она не может уйти домой.
Когда я вела эту ученицу в кабинет, чтобы дать ей свои сапоги – дойти до дома, переобуться и принести сапоги обратно, меня нагнала мама ещё одного ученика: она шла к директору. Дело в том, что в моём 5-м классе есть ученик, от которого достаётся всем и который так, в свою очередь, достал всех, что родители написали коллективное письмо с просьбой принять меры. Отдав сапоги, можно сказать, по морозу босиком бегу к директору, чтобы узнать о судьбе письма, но тут по громкой связи объявляют, что сегодня до конца дня нужно сверить отметки, проставленные в бумажном и электронном журналах: грядёт-де проверка.

Понимая, что это ещё часа три работы, понуро возвращаюсь в свой кабинет, а там меня ждёт председатель методобъединения словесников с информацией: завтра, в субботу, я должна отвезти на олимпиаду двух учениц 8-го класса. Причём не просто отвезти, но подождать, пока они всё напишут, и привезти обратно: так теперь полагается. Наверное, это правильно.

Да вообще всё правильно: и отчёт по успеваемости, и живот, и сапоги.

А всё-таки хочется пожаловаться. И непонятно, то ли это, по слову Игоря Шкляревского, «жалоба счастья», то ли, по слову другого поэта, «Жалобы Турка».

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS