И в Средние века молились и плакали
В 2016 году исполнилось 745 лет со дня рождения патрона Твери, великого князя Михаила Ярославича Тверского (1271–1318 гг.). В прошлом мы отпраздновали семисотлетие Бортеневского сражения, а в этом отмечаем 700-летие со дня гибели святого благоверного князя Михаила Тверского, осознанно шагнувшего в бессмертие, и 650-летие со дня преставления его супруги – св. княгини Анны Кашинской. В канун Дня славянской письменности и культуры об их судьбах рассказывает исследователь литературных памятников тверского средневековья кандидат исторических наук Галина Гадалова.
– Галина Сергеевна, давайте начнём с княгинь. Мы почти ничего об их жизни не знаем, а вы, насколько мне известно, несколько лет назад опубликовали книгу о благоверной великой княгине Ксении Тверской.
– О древнерусских княгинях, в том числе и о тверских, очень мало исследований. О них летописцы и исследователи вспоминают только тогда, когда пишут о династических браках или о каких-либо событиях, в которые княгини были вовлечены (строительство храмов, нашествия иноплеменников, междоусобицы князей, стихийные бедствия, болезни или смерть). А между тем великая княгиня Ксения (ум. 1312 г.), супруга брата Александра Невского и мать св. благоверного великого князя Михаила Тверского, пользовалась авторитетом среди современников.
После избрания в 1305 г. Михаила Ярославича великим князем Владимирским Ксения могла входить в вопросы государственные как друг и советник сына. Она стояла у истоков формирования культурно-политических традиций Тверского княжества – от имянаречения первенцев в великокняжеской семье, ведения летописания, создания литературных тверских памятников, храмостроительства и т.д. – до воспитания князя-правителя «новой формации».
Мои исследования появились благодаря монографии писательницы Русского зарубежья Т.И. Манухиной «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская». Её книга, вышедшая в 1954 году в Париже и попавшая в Россию лишь в конце 80-х, открыла для меня дверь в новый мир – мир медиевистики. Полностью захватила удивительная история Тверского княжества, реальные судьбы правителей, подвиг Михаила Ярославича Тверского, первым получившего титул «князь всея Руси» и отдавшего жизнь «за други своя». Средневековая Русь стала ближе и понятнее.
В 2009 г. мной была переиздана биография Т.И. Манухиной, а месяц назад вышла совместная с А.В. Говядиновым работа: «Т. Манухина. Избранное» (Старица, 2018).
– Зачем нам сегодня святые, в Тверской земле просиявшие семьсот лет назад?
– Первоначально меня интересовали исторические факты из жизни тверских княгинь, но отделить реальную жизнь от агиографического описания порой невозможно. Особенно яркая в этом отношении судьба святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской. Канонизированная в царствование Алексея Михайловича в 1650 г., изъятая через 27 лет из числа русских святых в царствование Фёдора Алексеевича, бл. кн. Анна через 230 лет была вновь канонизирована в царствование Николая II в 1909 г. Единственный случай двойной канонизации в истории Русской церкви.
Кроме того, за почитанием и канонизацией святых стоят реальные люди и события. И это тоже наша история.
А на ваш вопрос: «Зачем нам святые?» – ответ в словах выдающегося мыслителя Г.П. Федотова (1886–1951), сказанных им в эмиграции 90 лет назад: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути… у их огня вся Русь зажигала свои лампадки».
– Многие ли изучают средневековую историю?
– В наше время молодёжь больше привлекают юридические специальности. Но поверьте, работа историка очень похожа на работу следователя, а порой бывает и увлекательнее, чем у детективов. А полученные результаты сторицей воздают исследователю за его многолетние трудоёмкие и очень интересные изыскания.
К сожалению, Тверской государственный университет не выпускает медиевистов. Среди преподавателей остался один медиевист-историк – С.В. Богданов. Из вуза в столичный институт археологии перешёл П.Д. Малыгин, труды которого по верхневолжской истории хорошо известны не только специалистам, но и жителям региона.
В 2010 г. ушёл из жизни замечательный писатель и исследователь древнерусской литературы В.З. Исаков. Правда, остались его переводы литературных памятников, посвящённые событиям или святым Верхневолжья, – летописи, жития, повести. Новую жизнь труды писателя обрели в мастерской Людмилы Юга. Художник подготовила гравюры для нового иллюминированного издания житий святых в переводе В.З. Исакова. Пожалуй, выставка работ Людмилы Юга, открывшаяся 26 апреля, – единственный на сегодняшний день весомый вклад в юбилейный год небесного заступника Твери. Хотелось бы верить, что и книга увидит свет в юбилейный год.
Историки, писатели, художники и режиссёры в долгу перед народом.
Пимен Орлов. «Убийство князя Михаила Тверского в Орде», 1877 г. |
– Культура Твери, так же как и её историческое значение, настолько сильно была заслонена в средневековой историографии культурой московской, что долгое время почти не занимала исследователей. А между тем тверское слово было первым. В Твери при содействии князя Ярослава Ярославича была учреждена епископская кафедра, вторая «во всём Ростово-Суздальском крае». Здесь, на Волге, на полстолетия раньше, чем в Москве, началось летописание и каменное строительство, создание литературных памятников. Уникальность иллюминированной Хроники Георгия Амартола, созданной в Твери, даёт представление о высокой культуре и амбициях Тверского княжеского дома. А наличие городов, которых было более 15 в момент завоевания княжества Москвой, свидетельствует о развитии цивилизации.
В XXI в. удивительным подарком оказалось издание в Москве «Очерков по истории тверской литературы XIV–XV вв.» Е.Л. Конявской. Это первая и единственная монография по средневековой региональной литературе. Поистине открытием для россиян стало издание в серии «ЖЗЛ» монографии Н.С. Борисова «Михаил Тверской».
Наверное, и нам, тверитянам, важно внести свой вклад в юбилейный год патрона Твери. Например, провести научную конференцию с привлечением лучших учёных страны и зарубежья. И главное – издать материалы конференции для будущих поколений, чтобы знали и помнили свою историю. Тверь может стать столицей мира в дни конференции, ведь нити от Тверского княжества идут через Белоруссию, Литву, Польшу, Украину в страны Европы.
– Несколько слов о строительстве Спасо-Преображенского собора…
– Как удивительно переплетаются события. Сегодня, в год 700-летия со дня гибели великого князя Михаила Ярославича, в Твери идёт восстановление Спасо-Преображенского собора, в закладке которого в 1285 г. участвовал юный князь вместе с матерью княгиней Ксенией и епископом Симеоном. Строительство каменного здания, когда после нашествия Батыя в 1238 г. не строил даже Вольный Новгород, возвестило на всю Русь об экономической мощи Тверского княжества, о появлении на политической арене нового князя – Михаила Ярославича Тверского.
Возрождение Спасо-Преображенского собора всем миром – это достойный путь к возрождению лучших традиций Твери, ибо город наш предки именовали городом Святого Спаса.
– Мир русского средневековья – о нём тяжело судить жителям панельных микрорайонов. Иные патриархальность, семейное благочестие, иные сословные традиции. Иные краски…
– Да, иное мировоззрение, иное восприятие жизни и смерти… Но основополагающие понятия о добре и зле, мире и войне, предательстве и чести, боли утрат и радости жизни – они едины во все времена и понятны всем. Как солнце и небо, объединяющие нас с нашими предками и потомками. До нас на берегах Волги и Тверцы была жизнь, иная в укладе, но такая реальная и близкая к нам. Нужно только её услышать. Это наши корни, наша память.
В Дни славянской письменности и культуры важно понять суть русского слова и единение со славянским миром. Надеюсь на молодых. В хранилищах Твери 2000 рукописей, которые ждут своих исследователей. В истории Тверского княжества и Верхневолжья много белых пятен, разгадать которые дело будущего.