Что считают наиболее значимым риском ныне в турбулентном мире самые богатые люди планеты? Наверное, войну, ответит нормальный человек – немало конфликтов полыхает и риски глобальной эскалации велики.
Оказывается, нет. Американские миллиардеры – 73% из них – считают наибольшим риском на ближайшие пять лет… повышение налогов. А «крупный геополитический конфликт» с большим отрывом на втором месте: тревожит 55% сверхбогатых.
Таковы итоги опроса подразделения банка UBS, которое ведёт крупнейшие семейные капиталы, среди 320 респондентов со средним доходом в 2,6 млрд долларов. Результаты в Европе немного отличаются: на континенте, в центре которого идут военные действия с участием крупнейшей армии региона, около 71% респондентов сочли военный конфликт самым большим риском ближайших пяти лет, за ним – изменение климата. А на Ближнем Востоке, несмотря на войну Израиля против Палестины, менее половины назвали военные конфликты самой значимой проблемой.
И правда, что миллиардерам война? Она приносит сверхприбыли по сравнению с обычным временем, тем более при глобальном кризисе. Особенно для американского ВПК и всех инвесторов бизнеса на крови. Акции производителей вооружений в последние два года скачут вверх, а их дети в окопы точно не отправятся.
Американский капитал желает низких налогов не только для себя, но и для каждой страны, где может поживиться. Потому Вашингтон при любой администрации приветствует приход радикальных политиков к власти. Так, фашиствующий «либертарианец» Хавьер Милей из Аргентины обещал не только закрыть социальные министерства, но и заменить песо на американский доллар. Политически Милей ближе к Трампу, но это не мешает госсекретарю Блинкену нахваливать его шоковую терапию в экономике, а CNN давать позитивное освещение.
Опрос проводился на фоне обещаний многих правительств и, в частности, администрации Байдена повысить налоги на «сверхбогатых». Вот почему капиталу США нужен Трамп. Вот почему и в других странах капитал ведёт к власти всё более радикальных политиков из крайне правого спектра. Они должны понижать налоги и жёстко подавлять сопротивление людей. Идёт разрушение остатков социал-демократии и социального государства, создание которого было важнейшей целью после окончания Второй мировой войны. Зачем капиталу тратиться на образование, здравоохранение, социальное обеспечение для обычных людей? Пусть, кто может, платит, а остальные... просто не нужны.
На днях, в подтверждение тренда, один из крупнейших нью-йоркских миллиардеров, глава инвестиционной компании Blackstone Стивен Шварцман поддержал Трампа, хотя после штурма Капитолия 6 января 2021 года порвал с ним и даже дал 2 млн долларов его оппоненту Крису Кристи на республиканские праймериз. В 2010-м Шварцман высказался о плане администрации Обамы повысить налоговую ставку на проценты: «Это война. Это как вторжение Гитлера в Польшу в 1939 году». Да, даже так. Настолько капитал может быть помешан на прибылях и быть предельно убеждён в неотъемлемом праве на их умножение. Хотя потом, после скандала, извинялся: «Преувеличил».
Помним из классиков: капитал «при 50% [прибыли] положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, даже под страхом виселицы».