О том, как московские школьники писали пробное сочинение, какие темы были предложены и нужна ли такая проверка знаний.
Ирина Гришина, учитель русского языка и литературы, московская школа № 188:
– Сколько волнений и эмоций вызвало решение об обязательном проведении сочинения по литературе в 10-м классе! Учителя-словесники воспряли духом. Возникла надежда, что и правда удастся привлечь внимание молодёжи к русской культуре, литературе пусть даже таким способом, через необходимость думать о предстоящем сочинении. Но не всё оказалось так радужно.
Подводя итоги пробного сочинения, нужно понять, из-за чего мы ломаем копья в дискуссии «нужно или не нужно»: из-за сочинения или сочинения по литературе? В письме Департамента образования Москвы о промежуточной аттестации учащихся 10-х классов (от января 2014 г.) говорится, что сочинение предложено при изучении предметов «Литература», «История», «Обществознание», «Право», «Экономика».
В этом году мы писали общегородское сочинение по «метапредметным темам», при которых знание русской классической литературы совершенно не нужно. Но при этом И. Калина в январе 2014 года в интервью «Московской правде» говорил почему-то следующее: «В статус городского итогового сочинения будет вынесена одна из шести работ, которые ученики десятого класса обычно пишут в течение года». То есть предложенное сочинение – одно из шести по литературе, проводимых в течение учебного года.
Так о каком виде работы идёт речь? Что проверялось при написании этого сочинения – самостоятельность мышления, развитие речевых навыков, сформированность умения выстроить рассуждение, уровень осмысления литературного текста?
По сути, мы получили список так называемых свободных тем. Опасность в том, что в итоге получается работа «ни о чём». Ученик и раньше выбирал эти темы часто потому, что по программному курсу литературы ничего не знал. Приходилось учителю специально оговаривать, что работа пишется на свободную, но не от литературы тему. Но это в прошлом, а сейчас?
Среди предложенных тем с литературой увязывается только одна: «Книга, без которой я был бы другим». В итоге читаю трогательное признание ученицы: «Я не читала ничего более сильного, чем эта книга». Речь идёт о романах Д. Роулинг о Гарри Поттере! Горько от того, что великая русская литература не воспринята девушкой. Причём на уроках были очень интересные дискуссии. Но всё прошло мимо. А тема сочинения и не требовала обращения к русской классике.
Может, стоит подумать о том, чтобы ученикам давать темы, связанные с важными для развития личности проблемами, поднятыми в русской классике, чтобы они ориентировались всё-таки на серьёзную литературу? Почему не дано ни одного проблемного вопроса, относящегося к какому-либо художественному тексту, если предполагалось в рекомендациях столичного Департамента образования, что работа будет связана с «формулировкой собственного отношения к тем или иным морально-этическим проблемам»? Зато предлагается тема «Зачем нужно планировать?» Очевидно, разработчики связывали её с «отправной точкой для раскрытия темы» (эти «точки» зафиксированы в том же письме департамента): «Попытка определить нравственные критерии, которыми можно руководствоваться в жизни; меру собственной социальной зрелости учащегося, готовности к взрослой жизни и ответственности за будущее».
В возможных критериях оценки подобной работы по 100-балльной шкале, рекомендованных в том же документе, даны количественные показатели: например, «не менее 2 цитат» – цитат из чего? Чтобы ответить на вопрос «Зачем планировать?» не только цитаты не понадобятся, но и художественная литература.
В итоге вместо серьёзной работы – переливание из пустого в порожнее на протяжении двух страниц рукописного текста. Объём-то рекомендованный – не менее 200 слов! Для «глубоко осмысленного» подхода предлагается дать учащемуся не менее четырёх часов. Но на подобную тему с требованием такого объёма хватит полчаса. Если учесть, что темы открыты на сайте Городского методического центра и на сайте школы за час до написания сочинения и умелые наши ученики приходят уже с заготовкой, то в чём цель подобного промежуточного испытания?
Подобная организация свидетельствует о непродуманности, методической безграмотности, о несерьёзном подходе. Что может обозначать данное учащимся право пользоваться ресурсами интернета, как не попустительство плагиату, стойкий навык к которому развит среди старшеклассников?
В этом году, на мой взгляд, совершена подмена понятий: президент говорил о сочинении по литературе, в Москве Департамент образования предложил вариант, ориентированный на новые образовательные стандарты, где отсутствует учебный предмет «Русская литература», а есть «Русская словесность». Потому и нет в этом году сочинения по литературе, а есть сочинение по метапредметным темам. Мы этого ожидали, переживая за статус литературы в школе?
Подобный подход свидетельствует о продуманности, методической грамотности, серьёзности с которой проводится реформа школьного образования и образования вообще, направленная на формирование грамотного потребителя от чуждых идей до чужих товаров и услуг (Можно и наоборот).
"Мы этого ожидали, переживая за статус литературы в школе?"
;) Мы и в 1991-ом году ожидали социализма с человеческим лицом, а не шоковой терапии со свинским.
Почему сразу веришь Пушкину, открывая "Евгения Онегина"? Да потому, что герой готовится вздыхать и подушку поправлять, а при этом думает "когда же чёрт возьмёт тебя?" Александр Сергеевич думы героя за скобками не оставил вот и получилась жизненно и верят ему все. А чего ждать от сочинения по творчеству Пушкина? Вряд ли даже обоснованное мнение "этот Пушкин за эти лет 200..." и т.д. будет высоко оценено по 100-балльной системе. Значит, остаётся путь компиляций выверенных клише из интернет-поисковиков. Уверен, что литераторов от них уже тошнит. И что дают эти компиляции, с добавлением связок "от себя лично"? Так скоро и этого не останется: недавно тест Тьюринга программка прошла. Что это значит? А вот что: программа в состоянии смешивать связно цитаты так, что кажется будто человек это написал. Надеюсь, не надо объяснять, что это будут за сочинения?
Вот не помню, чтобы физики, преподававшие астрономию в школе, жаловались на отсутствие экзамена по предмету. Нет экзамена - и хорошо, рассказал про звёзды и планеты, да и ладно. Не напирали на то, что, мол, главнейшему предмету учат, хотя, наверное, могли. Печально, что литераторы не видят иного средства привлечь внимание молодёжи к русской литературе, кроме принуждения.
Чтобы научиться сочинять пером и клавой: грамотно и доходчиво излагать чужие или свои мысли о проведенном лете, тургеневских девушках, ... , статье в Литературной газете - как это демонстрирует Олег Ермаков, которому посчастливилось застать времена преподавания астрономии в школе.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться