САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  

«Предрассудки – разум глупцов»

03.12.2019
«Предрассудки – разум глупцов» Вольтеру – 325.
О юбиляре подробно и увлекательно рассказывает Наталья ЛОГИНОВА.

Вспоминая Валерия Дударева

01.12.2019
Вспоминая Валерия Дударева О недавно ушедшем русском поэте и редакторе журнала «Юность» пишет Ярослав КАУРОВ.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?

Не «по заказу государства»

29.11.2019
Не «по заказу государства» Манипуляция сознанием – один из важнейших инструментов политики, считает Наталия НАРОЧНИЦКАЯ.
  • Статьи
  • 2014 год
  • № 23 (6466) (11-06-2014)
  • На правах бедной родственницы

На правах бедной родственницы

На правах бедной родственницы

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Альтер ЕГЭ

Теги: русский язык , ЕГЭ , сочинение

О том, как московские школьники писали пробное сочинение, какие темы были предложены и нужна ли такая проверка знаний.

18-grishina.jpgИрина Гришина, учитель русского языка и литературы, московская школа № 188:

– Сколько вол­нений и эмо­ций вызвало ре­шение об обязательном проведении сочинения по литературе в 10-м классе! Учителя-словесники воспряли духом. Возникла надежда, что и правда удастся привлечь внимание молодёжи к русской культуре, литературе пусть даже таким способом, через необходимость думать о предстоящем сочинении. Но не всё оказалось так радужно.

Подводя итоги пробного сочинения, нужно понять, из-за чего мы ломаем копья в дискуссии «нужно или не нужно»: из-за сочинения или сочинения по литературе? В письме Департамента образования Москвы о промежуточной аттестации учащихся 10-х классов (от января 2014 г.) говорится, что сочинение предложено при изучении предметов «Литература», «История», «Обществознание», «Право», «Экономика».

В этом году мы писали общегородское сочинение по «метапредметным темам», при которых знание русской классической литературы совершенно не нужно. Но при этом И. Калина в январе 2014 года в интервью «Московской правде» говорил почему-то следующее: «В статус городского итогового сочинения будет вынесена одна из шести работ, которые ученики десятого класса обычно пишут в течение года». То есть предложенное сочинение – одно из шести по литературе, проводимых в течение учебного года.

Так о каком виде работы идёт речь? Что проверялось при написании этого сочинения – самостоятельность мышления, развитие речевых навыков, сформированность умения выстроить рассуждение, уровень осмысления литературного текста?

По сути, мы получили список так называемых свободных тем. Опасность в том, что в итоге получается работа «ни о чём». Ученик и раньше выбирал эти темы часто потому, что по програм­мному курсу литературы ничего не знал. Приходилось учителю специально оговаривать, что работа пишется на свободную, но не от литературы тему. Но это в прошлом, а сейчас?

Среди предложенных тем с литературой увязывается только одна: «Книга, без которой я был бы другим». В итоге читаю трогательное признание ученицы: «Я не читала ничего более сильного, чем эта книга». Речь идёт о романах Д. Роулинг о Гарри Поттере! Горько от того, что великая русская литература не воспринята девушкой. Причём на уроках были очень интересные дискуссии. Но всё прошло мимо. А тема сочинения и не требовала обращения к русской классике.

Может, стоит подумать о том, чтобы ученикам давать темы, связанные с важными для развития личности проблемами, поднятыми в русской классике, чтобы они ориентировались всё-таки на серьёзную литературу? Почему не дано ни одного проблемного вопроса, относящегося к какому-либо художественному тексту, если предполагалось в рекомендациях столичного Департамента образования, что работа будет связана с «формулировкой собственного отношения к тем или иным морально-этическим проб­лемам»? Зато предлагается тема «Зачем нужно планировать?» Очевидно, разработчики связывали её с «отправной точкой для раскрытия темы» (эти «точки» зафиксированы в том же письме департамента): «Попытка определить нравственные критерии, которыми можно руководствоваться в жизни; меру собственной социальной зрелости учащегося, готовности к взрослой жизни и ответственности за будущее».

В возможных критериях оценки подобной работы по 100-балльной шкале, рекомендованных в том же документе, даны количественные показатели: например, «не менее 2 цитат» – цитат из чего? Чтобы ответить на вопрос «Зачем планировать?» не только цитаты не понадобятся, но и художественная литература.

В итоге вместо серьёзной работы – переливание из пустого в порожнее на протяжении двух страниц рукописного текста. Объём-то рекомендованный – не менее 200 слов! Для «глубоко осмысленного» подхода предлагается дать учащемуся не менее четырёх часов. Но на подобную тему с требованием такого объёма хватит полчаса. Если учесть, что темы открыты на сайте Городского методического центра и на сайте школы за час до написания сочинения и умелые наши ученики приходят уже с заготовкой, то в чём цель подобного промежуточного испытания?

Подобная организация свидетельствует о непродуманности, методической безграмотности, о несерьёзном подходе. Что может обозначать данное учащимся право пользоваться ресурсами интернета, как не попустительство плагиату, стойкий навык к которому развит среди старшеклассников?

В этом году, на мой взгляд, совершена подмена понятий: президент говорил о сочинении по литературе, в Москве Департамент образования предложил вариант, ориентированный на новые образовательные стандарты, где отсутствует учебный предмет «Русская литература», а есть «Русская словесность». Потому и нет в этом году сочинения по литературе, а есть сочинение по метапредметным темам. Мы этого ожидали, переживая за статус литературы в школе?


Оценить:

Оценка: 10 - Голосов: 6

Виталий Веселовский, 11.06.2014

Ирина Гришина: "Подобная организация свидетельствует о непродуманности, методической безграмотности, о несерьёзном подходе."

Подобный подход свидетельствует о продуманности, методической грамотности, серьёзности с которой проводится реформа школьного образования и образования вообще, направленная на формирование грамотного потребителя от чуждых идей до чужих товаров и услуг (Можно и наоборот).

"Мы этого ожидали, переживая за статус литературы в школе?"

;) Мы и в 1991-ом году ожидали социализма с человеческим лицом, а не шоковой терапии со свинским.
Ирина Гришина: "Подобная организация свидетельствует о непродуманности, методической безграмотности, о несерьёзном подходе." Подобный подход свидетельствует о продуманности, методической грамотности, серьёзности с которой проводится реформа школьного образования и образования вообще, направленная на формирование грамотного потребителя от чуждых идей до чужих товаров и услуг (Можно и наоборот). "Мы этого ожидали, переживая за статус литературы в школе?" ;) Мы и в 1991-ом году ожидали социализма с человеческим лицом, а не шоковой терапии со свинским.

Евдокия, 12.06.2014

Да, всему венец - последняя фраза! Именно так было дело, и все нынешние скотства и уродства происходят из этого обмана и подмены : все ратовали ЗА СОЦИАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ лицом, ограничение власти бюрократии, уничтожение подпольных цеховиков и обеспечение товарами хотя бы на уровне ГДР. А вместо этого шустрые "птенцы гнезда ЕБНова" провернули аферу по "отъему всего у лохов и дележке между правильными пацанами", бюрократизм превратился в раковую опухоль, порождающую коррупцию, а уж умный и образованный народ ХАРЯМ, захватившим всё в стране и даром не нужен!
Да, всему венец - последняя фраза! Именно так было дело, и все нынешние скотства и уродства происходят из этого обмана и подмены : все ратовали ЗА СОЦИАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ лицом, ограничение власти бюрократии, уничтожение подпольных цеховиков и обеспечение товарами хотя бы на уровне ГДР. А вместо этого шустрые "птенцы гнезда ЕБНова" провернули аферу по "отъему всего у лохов и дележке между правильными пацанами", бюрократизм превратился в раковую опухоль, порождающую коррупцию, а уж умный и образованный народ ХАРЯМ, захватившим всё в стране и даром не нужен!

Виталий Веселовский, 12.06.2014

Только нравственные уроды могут позволить себе СЕГОДНЯ такое ЛЮБЭвание собой, которое устроено на ТВ сегодня.
Только нравственные уроды могут позволить себе СЕГОДНЯ такое ЛЮБЭвание собой, которое устроено на ТВ сегодня.

Олег Ермаков, 13.06.2014

А зачем нужно сочинение? Проверить, читал ли ученик произведение, можно и тестами. Для того, чтобы оценить способность связно излагать кое-какие мысли достаточно недифференцированной оценки зачёт/незачёт как (вроде бы) и предлагается. Если же речь идёт 100-балльной оценке, то в её необходимости существуют некоторые сомнения. Хочешь высокий балл -> пиши не то, что думаешь, а то, что от тебя ожидают -> отсюда лицемерие и двойные стандарты. В этом ли заключается смысл изучения русской литературы?=)

Почему сразу веришь Пушкину, открывая "Евгения Онегина"? Да потому, что герой готовится вздыхать и подушку поправлять, а при этом думает "когда же чёрт возьмёт тебя?" Александр Сергеевич думы героя за скобками не оставил вот и получилась жизненно и верят ему все. А чего ждать от сочинения по творчеству Пушкина? Вряд ли даже обоснованное мнение "этот Пушкин за эти лет 200..." и т.д. будет высоко оценено по 100-балльной системе. Значит, остаётся путь компиляций выверенных клише из интернет-поисковиков. Уверен, что литераторов от них уже тошнит. И что дают эти компиляции, с добавлением связок "от себя лично"? Так скоро и этого не останется: недавно тест Тьюринга программка прошла. Что это значит? А вот что: программа в состоянии смешивать связно цитаты так, что кажется будто человек это написал. Надеюсь, не надо объяснять, что это будут за сочинения?

Вот не помню, чтобы физики, преподававшие астрономию в школе, жаловались на отсутствие экзамена по предмету. Нет экзамена - и хорошо, рассказал про звёзды и планеты, да и ладно. Не напирали на то, что, мол, главнейшему предмету учат, хотя, наверное, могли. Печально, что литераторы не видят иного средства привлечь внимание молодёжи к русской литературе, кроме принуждения.
А зачем нужно сочинение? Проверить, читал ли ученик произведение, можно и тестами. Для того, чтобы оценить способность связно излагать кое-какие мысли достаточно недифференцированной оценки зачёт/незачёт как (вроде бы) и предлагается. Если же речь идёт 100-балльной оценке, то в её необходимости существуют некоторые сомнения. Хочешь высокий балл -> пиши не то, что думаешь, а то, что от тебя ожидают -> отсюда лицемерие и двойные стандарты. В этом ли заключается смысл изучения русской литературы?=) Почему сразу веришь Пушкину, открывая "Евгения Онегина"? Да потому, что герой готовится вздыхать и подушку поправлять, а при этом думает "когда же чёрт возьмёт тебя?" Александр Сергеевич думы героя за скобками не оставил вот и получилась жизненно и верят ему все. А чего ждать от сочинения по творчеству Пушкина? Вряд ли даже обоснованное мнение "этот Пушкин за эти лет 200..." и т.д. будет высоко оценено по 100-балльной системе. Значит, остаётся путь компиляций выверенных клише из интернет-поисковиков. Уверен, что литераторов от них уже тошнит. И что дают эти компиляции, с добавлением связок "от себя лично"? Так скоро и этого не останется: недавно тест Тьюринга программка прошла. Что это значит? А вот что: программа в состоянии смешивать связно цитаты так, что кажется будто человек это написал. Надеюсь, не надо объяснять, что это будут за сочинения? Вот не помню, чтобы физики, преподававшие астрономию в школе, жаловались на отсутствие экзамена по предмету. Нет экзамена - и хорошо, рассказал про звёзды и планеты, да и ладно. Не напирали на то, что, мол, главнейшему предмету учат, хотя, наверное, могли. Печально, что литераторы не видят иного средства привлечь внимание молодёжи к русской литературе, кроме принуждения.

Виталий Веселовский, 15.06.2014

"А зачем нужно сочинение?"

Чтобы научиться сочинять пером и клавой: грамотно и доходчиво излагать чужие или свои мысли о проведенном лете, тургеневских девушках, ... , статье в Литературной газете - как это демонстрирует Олег Ермаков, которому посчастливилось застать времена преподавания астрономии в школе.
"А зачем нужно сочинение?" Чтобы научиться сочинять пером и клавой: грамотно и доходчиво излагать чужие или свои мысли о проведенном лете, тургеневских девушках, ... , статье в Литературной газете - как это демонстрирует Олег Ермаков, которому посчастливилось застать времена преподавания астрономии в школе.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».
05.12.2019

Арсеньевская премия огласила короткий список

Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» им. В.К.Арсеньева обнародовала «шорт-лист».
04.12.2019

«Русские рифмы», «Русское слово»: итоги

Национальная премия для молодых авторов наградит победителей.
04.12.2019

Десятый съезд РКС

5 декабря в Москве начнет работу X съезд Российского книжного союза.
03.12.2019

В Ереване осквернили памятник Грибоедову

Монумент писателю и дипломату, стоящий в столице Армении, был облит красной краской.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика