Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2022 г.
  4. № 27 (6841) (06.07.2022)
Культура

Старый ворон чёрный

На 70-летие Карена Шахназарова

06 июля 2022
Режиссёр Карен Шахназаров на съёмках своего фильма «Белый тигр»


Шахназаров снял два фильма-пророчества в момент, когда глупый народ свергал унылое правительство, – а критики, чтоб разъяснить иносказание, в наличии не было, ибо критика у нас от века протестная, сумасбродная, поддержит абсолютно любое возмущение против власти и даже готова на время массово поглупеть во имя великой цели (сам из них, знаю).

 

«Город Зеро» (1988) был смачным троллингом перестройки, а не пародией на социализм, как по сию пору писано в сорока сороков киноведческих работ. Башня национальной памяти из байкеров, шлюх и первых исполнителей рок-н-ролла, превращение плясок и причёсок в идею, а голых секретарш и торта из головы в норму – всё это было приметой триумфально наступающих, а не позорно уходящих времён; но бунюэлевской издёвки у Шахназарова и его соавтора А.Э. Бородянского не разглядели, а неизбежное клеймо сына горбачёвского помощника помешало оценить ехидную анафему делу папы и его всеми любимого в 1988 году патрона.

Ещё обиднее была история с «Белым тигром» (2012), который за 10 лет до событий предвосхитил нынешнюю драку России с формально просвещённым, но по сути абсолютно дикарским коллективным Западом. Считывать аллегории ни один народ не способен, а самозваная лучшая его часть в тот год опять занималась шатанием режима и к Отечественной войне была равнодушна: ей хотелось гражданскую. Да и не об Отечественной по большому счёту войне была картина, а о великом общеевропейском антирусском походе, о той инфернальной злобе, какую питают белые доминаторы к неведомому и заранее заклеймённому проклятием миру, воплотившейся в неуловимый, неистребимый, гасящий русский наступательный порыв танк-призрак без экипажа. Дураки обиделись: где победа добра? Почему рус-Иван в конце не спалил монстра, а только чутко ловил его незримое копошение? Да потому и не спалил, что антирусская воля белого мира умрёт только вместе с Европой и наилучшим образом озвучена Гитлером в финале: «Да мы просто нашли мужество осуществить то, о чём мечтала Европа. Там всегда не любили евреев и всегда боялись эту мрачную угрюмую страну на востоке. Я сказал: давайте решим эти две проблемы раз и навсегда». Ныне тупорылая, простодушная, не вовремя откровенная Украина, набив нацистские татухи, делает то, о чём втайне мечтают в Литве, Польше, Британии и в затаившемся на время рейхе. «Тигр» жив, и антидотом ему служит только чокнутый, со снесённой наглухо башней русский наводчик-экзорцист.

Уже двух этих картин было достаточно, чтоб навеки утвердить Шахназарова в ранге демиурга, издали распознающего угрозы национальному эго, – а сделал это один Путин, отдав ему в управление главную кинофабрику страны. Выбор тогда многих подивил: назначенец был в общественном сознании автором кино про чудиков – джазмена («Мы из джаза»), степиста («Зимний вечер в Гаграх») и курьера журнала «Вопросы познания» («Курьер»). Но и чудики у него были особенные. Курьер Иван выглядел забавным приколистом – а на деле отстаивал здравомысленную норму в зашоренном царстве тихого безумия. Полная бессмысленность окружающих – мамы, зачем-то преподающей литературу в ПТУ, кадровика, требующего автобиографию для поступления в курьеры, идиота-редактора в журнале с претенциозным названием – достигала пика в образе профессора несуществующих педагогических наук на велотренажёре: масса физических усилий ради стояния на месте. Заточенный под идиотов мир Иван и абсурдизировал до края: пел про козла, пил духи «Шанель» и честно писал в автобиографии, что родился в провинции Лангедок в 1668 году. Только абсурд в финале вырастал в дембеля афганской войны – столь же идиотской, что и вопросы тогдашнего познания и чудная блондинка с мечтой о красном спортивном автомобиле. «Мечтай о великом», – сказал тогда Иван, даря другу пальто и явно раздвигая рамки просто предерзкого молодёжного кино.

Спокойный здравый смысл среди дураков, упоённо занятых хренью, – то было кредо раннего Шахназарова, которое не могло не понравиться традиционалистам. Из этой грибницы был и энтузиаст Костик, лабающий джаз в суете миростроительной ереси (баллада «Старый рояль» как гимн ненавязчивого консерватизма), и мастер-чечёточник, наблюдающий хореографические мистерии в дымах и фольге (там фетишем благородной старины служил диван из комиссионки), и инженер-наладчик из «Города Зеро», обескураженно следящий за вакханалией новых времён. Словом, Шахназаров категорически не хотел новаций в мире, где все яростно желали именно их. Он же поставил под занавес самый великий русский роман всех времён «Анна Каренина», вернув ему первоначальный смысл: бунт ослепительно прекрасной самки-грешницы против не самых скверных общественных институций Бога, брака и семьи. Едва ли не единственный из всей дюжины постановщиков вернул «старцу Каренину» его подлинный возраст – 46 лет (!!!). Впервые сделал Анну сиятельной вертушкой и сестрой своего братца Стивы – а не той засушенной жертвой неравного брака, какой вечно изображают её прогрессисты. Показал её глазами влюблённого Вронского, а не историков женской эмансипации. Сократил к чёрту Левина, который своей моралью до дрожи надоел всем (редкий случай, когда образ автора до такой степени действует против его же идеи).

Внезапный, как и всё в России, поворот нации вправо сделал его телезвездой, но не заставил пересмотреть старые фильмы и наконец-то провозгласить его национальным киноклассиком.

Сделаем же это мы – заглаживая вину революционной кинокритики перед консервативной кинотрадицией.

 

Тэги: Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Чудо как хорош

    25.05.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Первозванный

    30.03.2022
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
  • Венец творенья, дивная Диана

    38 голосов
  • Долюшка генеральская

    37 голосов
  • Бесогон

    28 голосов
  • Первозванный

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS