Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июля 2017 г.
  4. № 28 (6606) (19.07.2017)
Искусство Интервью

Меньшов научил меня держать удар

19 июля 2017

Режиссёр Руми Шоазимов о своём учителе и дебютном фильме


На XXIII Российском кинофестивале «Литература и кино» фильм молодого таджикского режиссёра Руми Шоазимова «Сон обезьяны» получил два приза – за музыку и лучшую мужскую роль.


– Руми, чем объяснить, что дебютный фильм вы сняли едва ли не в жанре хоррора?

– Скорее, мистической притчи, с элементами фильма ужасов. Если честно, не думал, но мне очень понравился рассказ английского писателя Уильяма Джейкобса «Обезьянья лапка», мне показалось, что, экранизируя его, смогу сказать о том, что волнует меня. Литература даёт почву для размышлений и толчок фонтанированию идей. Фильм я назвал «Сон обезьяны», потому что хотел рассказать о мире бессознательного, который характеризует алчных людей, всё время жаждущих что-то ухватить от жизни. Главу семейства, за роль которого получил приз Баходур Миралибеков, не смущает даже тот факт, что в качестве амулета, исполняющего три желания, ему дарят отрезанную обезьянью лапку. Сам по себе мерзкий факт, что хорошего может принести такой амулет? Умный человек такой подарок не примет, как и поступил сосед героя, а он сам потребовал от лапки денег.

Почему всё-таки «Сон обезьяны»? Потому что во сне обезьянка мстит тем алчным людям, которые её обидели. Я хотел снять фильм, где реальность перемешивалась бы со сновидениями, и важно было установить тонкую грань между сном и реальностью. Поэтому персонажи порой существуют в вымышленном мире, где зритель видит приметы разных эпох, например, сталинскую машину, современный джип, керосиновую лампу, факелы, светильники. Мы на самом деле живём в мире, где присутствуют разные временные измерения – кто-то хочет жить в деревне в условиях Средневековья, и такие поселения найдёте вблизи таджикских городов. Отъедете подальше, увидите совсем другую, современную жизнь. Я именно так ощущаю наше время, и в фильме попытался воссоздать это. Снимал картину мой друг, оператор Султан Сукиев, с которым мы вместе учились во ВГИКе.

– Вы делите своих героев на положительных и отрицательных?

– Не хотелось бы, у всех свои слабости. Но к главному герою, конечно, есть претензии – он завидует соседу, выигравшему в лотерею, и просит у лапки денег. И – что происходит? У него погибает сын, а участники аварии предлагают ему ту самую сумму денег. Увы, за всё нужно платить в этом мире. Многое недоговариваю в картине, собственно, так и в жизни: мы видим, что происходят события, но что за ними стоит, можем только догадываться. Внимательный зритель, посмотрев картину, сможет ответить на все вопросы.

– Каких эмоций вы хотели добиться от зрителя – страха, иронии, необходимости задуматься?

– Мне хотелось, чтобы люди задумались о том, что мы сами выбираем себе судьбу. В какой-то момент делаем решающий шаг, а дальше наступает расплата. И уже ничего нельзя будет изменить. Также важно помнить: чтобы что-то получить, нужно обязательно что-то отдать взамен.

– Вы учились во ВГИКе у Владимира Меньшова…

– …и горжусь этим. Владимир Валентинович продолжает школу Михаила Ромма, у которого учились такие легендарные режиссёры, как Григорий Чухрай, Тенгиз Абуладзе, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Сергей Соловьёв. Если определять манеру обучения Владимира Меньшова, он бьёт наотмашь: выстоишь – молодец, нет – не иди в режиссуру. Мастер научил меня обращать внимание на две важные вещи – оценивать сценарий, с которым работаешь, и не ошибаться в выборе актёров. Научил доводить начатое дело до конца: «Если что-то обещаешь, выполни!» Научил держать удар, никогда не сдаваться. Учиться на ошибках и идти вперёд.

Поначалу у меня не всё получалось, даже об отчислении шла речь, но потом мастер жёстко потребовал, чтобы я прекратил снимать авторские фантазии и обратился к классической литературе. Посоветовал экранизировать рассказ Чехова «Хористка». И с этого момента всё изменилось. Когда учитель умеет направлять, всё складывается великолепно. Благодаря Владимиру Валентиновичу я закалил характер и теперь мне не страшны никакие трудности.

– Ваш новый проект вновь связан с литературой?

– Собираюсь снимать кино по «Золотому попугаю в метели» Тимура Зульфикарова – это четыре киноновеллы о великой трагической любви. Зульфикаров пишет высокую поэзию, и, на мой взгляд, в том, что описывает, уже есть мощное киноизображение. В том, как рассказывает, присутствует атмосфера. Читаешь его поэмы и – чувствуешь это. Поэтическое кино универсально, в центре его – таджикский герой, но это универсальный герой, притчевый. Где бы люди ни посмотрели такую картину, она будет актуальна.

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Нина Катаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Наши главные книги

    07.05.2025
  • Драконы из зазеркалья

    25.04.2025
  • «Для меня важен идеал»

    25.04.2025
  • Создавая новую явь

    21.04.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS