Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» 20 июля закрывает юбилейный (95-й) сезон. Историческую дату со дня основания театр отметит 27 октября. Следующий сезон обещает быть насыщенным. 2 сентября состоится премьера спектакля «Последний вагон». Оригинальную пьесу Сергея Плотова по мотивам романа Виньи Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» представит зрителям режиссёр Антон Яковлев, недавно назначенный художественным руководителем «Гоголь-центра». В октябре состоится премьера «Старомодной комедии» Алексея Арбузова в постановке Романа Самгина. Главных героев сыграют заслуженная артистка России Олеся Железняк и народный артист России Игорь Бочкин. В феврале должен выпустить премьеру народный артист России Александр Лазарев, который ставит «Бег» Михаила Булгакова. Для зрителей откроется выставка «Ленком. Без пяти сто», которая представит основные вехи творческого пути легендарного российского театра. В театр в качестве главного режиссёра приходит Алексей Франдетти, зарекомендовавший себя яркими музыкальными спектаклями, что не только позволит вернуть ленкомовские традиции, но и раскрыть потенциал большей части «поющей труппы».
Сегодня имя «Ленком» нередко можно встретить в связи с обвинениями дочери Марка Анатольевича, Александры Захаровой, в адрес театра и его руководства. Насколько они адекватны происходящему и почему на спектакли «Ленкома» по-прежнему непросто попасть, рассказывают ведущие артисты прославленной труппы.
Сергей Степанченко,
народный артист России:
– Если спуститься в фойе к началу спектакля, то можно увидеть, как много людей приходит на наши спектакли. Очень важно было не растерять наших любимых зрителей в пандемию – иначе для чего мы работаем. В пандемию, когда можно было не играть спектакли, театр работал, все были загружены работой. И сейчас, в непростые времена, мы не пытаемся отсиживаться за бастионами былой славы. Отдавая должное той великой эпохе, которая была в нашем театре не так давно, мы понимаем, что нужно жить дальше, нужно не терять тот уровень «Ленкома», который так любил зритель. У всех большое стремление работать. Если вы придёте в театр, то увидите, что во многих наших старых спектаклях заняты талантливые молодые исполнители, они востребованы.
У нас в театре сегодня у всех равные права что-то сделать. А вот как ты дальше себя проявишь – это уже дело твоего таланта и дарования.
Александр Лазарев,
народный артист России:
– Конечно, жизнь в театре изменилась после ухода Марка Анатольевича. Вопрос, что видеть в этих изменениях. Восстановиться после такой тяжёлой утраты трудно, долго, непросто. Но мы восстанавливаемся, мы идём той дорогой, которую нам проложил Марк Захаров. Мы все его ученики. Недаром театр теперь называется «Ленком Марка Захарова». Мы сильно отличаемся от других театров и в актёрском воспитании, и в сценическом воплощении.
В театре выходят достаточно успешные премьеры, с успехом идут спектакли Марка Захарова, к которым мы очень бережно относимся. Молодёжь теперь плотно занята в спектаклях, играет главные, крупные роли. Так было не всегда. Среднее поколение, представителем которого я являюсь, тоже не обижено ролями. Театр живёт, я это вижу на собственном опыте. Я как режиссёр имею счастье сейчас репетировать спектакль и вижу, с какой радостью люди приходят на репетиции, это о многом говорит. Театр живёт!
«Ленком» должен развиваться, идти вперёд, нести с гордостью имя Марка Захарова и продолжать его дело. А Александра Марковна хотя и является дочерью великого режиссёра сейчас раскачивает лодку изнутри. Это мешает работе.
Александр Збруев,
народный артист РСФСР:
– Я служу в этом театре 60 лет. При мне сменилось 5 художественных руководителей, 5 директоров. Работал с двумя гениальными режиссёрами. Я говорю об Анатолии Васильевиче Эфросе и о Марке Анатольевиче Захарове. После ухода Эфроса в театре начался полный упадок, и те, кто был воспитан Эфросом, переживали драму в своей личной жизни и профессии. Когда не стало Марка Анатольевича Захарова, который создал свой театр, конечно же, многие задумались, как дальше жить.
Но сейчас наш театр возглавляет Марк Борисович Варшавер, директор с расширенными полномочиями, и он сам очень хочет, чтобы в театре появился режиссёр, который бы удовлетворял всю труппу и органично вписался в наш театр.
Марк Борисович очень уверенно занимает свой пост и добивается того, чтобы в нашем театре всё было на 100–150%, и мы все очень благодарны ему за это. У нас в коллективе находятся люди, которые хотят пробовать себя в режиссуре, и директор даёт им возможность пробовать. Ставят приглашённые режиссёры. Творческая жизнь продолжается, ни на секунду не останавливается. И те, кто не работал при Захарове или играл в массовых сценах, сегодня талантливо играют роли и ярко проявили себя.
Сейчас театр находится в движении, в поиске. Нас это устраивает. Главное, чтобы нам не мешали изнутри некоторые люди, которые среди нас. Они нам просто вредят, настраивают труппу, говорят чушь, вредные вещи о нашем театре, и люди начинают плохо думать о нас. Зачем это?
Спектакли идут при аншлагах, зритель продолжает любить наш театр, который в результате своей деятельности вошёл в историю, и без него театральный мир уже не может существовать.
Анна Большова,
заслуженная артистка России:
– Один артист, недавно пришедший к нам в театр, сказал, что мы избалованы режиссурой Марка Анатольевича. Действительно, труппе, которая столько лет привыкла существовать под началом Мастера, после его ухода сложно принять других режиссёров – есть с чем сравнивать. Возможно, в каких-то ситуациях мы бываем излишне критичны. Сейчас мы находимся в надёжных руках Марка Борисовича Варшавера, мы за ним как за каменной стеной – и с материальной, и с социальной точки зрения, у нас есть уверенность в завтрашнем дне. Спектакли Марка Анатольевича сохраняются в репертуаре, в них вводятся новые актёры. Я бы хотела пожелать нам выстоять в это трудное время, беречь друг друга и, конечно, хотелось бы новых ярких постановок, которые подтверждали бы, что у нас очень хорошая, сильная труппа, постановочная часть, воспитанная Захаровым и Шейнцисом, – одна из лучших в мире. Дай нам Бог всем быть вместе, иметь возможность творить и испытывать наслаждение от того, что мы делаем на всеми нами любимой сцене в нашем дорогом доме!
Виктор Раков,
народный артист России:
– Я вспоминаю, когда Марк Анатольевич Захаров ещё был жив, в каком-то интервью ему задали вопрос: «Какой будет театр, если Захарова не станет?». Он со свойственной ему иронией ответил: «Будет какой-то другой театр». Тем не менее после его ухода мы понимаем, что его спектакли – это достояние культуры, надо постараться удержать эти постановки в репертуаре как можно дольше, если есть такая возможность. Хотя артисты, которые выпускали эти спектакли молодыми, становятся старше, им надо менять амплуа, переходить на других героев, возрастных. Соответственно, необходимо ввести достойную замену в эти спектакли, что и происходит. Это не всем нравится, хотя это совершенно естественно. Мне, например, в 60 лет играть Дульчина в «Ва-Банк» и морально неудобно, и физически тяжеловато. Я ушёл из спектакля «Юнона и Авось», где играл Фернандо, а потом в течение 10 лет – Резанова. Здесь, как в спорте, важно вовремя уйти. Так что вливание молодой крови в спектакли Захарова – процесс естественный и необходимый.
Наш директор Марк Варшавер, проработавший больше 40 лет плечом к плечу с Марком Захаровым, не даёт духу «Ленкома» улетучиться. Спектакль «Поминальная молитва», который по крупицам восстановил Александр Лазарев, – это, на мой взгляд, серьёзное достижение в постзахаровский период. Сейчас репетируется несколько спектаклей. Время непростое. Надо заниматься творчеством, насколько это возможно. Именно это, как финансовое благополучие и независимость, Марк Борисович Варшавер нам обеспечит, что он и делал все предыдущие десятилетия. Пока он есть, мы будем плыть в правильном направлении.
В доказательство слов именитых артистов с огромным успехом 1 июля прошёл легендарный спектакль «Поминальная молитва». Последний в этом сезоне, он завершился долгими овациями, морем цветов и слезами на глазах зрителей, которые долго не отпускали артистов. Переполненный зал плакал и смеялся, находя новые смыслы сегодняшнего времени в великой прозе Шолом-Алейхема, сотканной Григорием Гориным в уникальную драматургическую ткань. Словно в зале в этот вечер были создатели спектакля, все те, кому посвящён этот вернувшийся на сцену театральный шедевр, созданный Марком Захаровым, Григорием Гориным, Олегом Шейнцисом. Музыканты насыщают атмосферой и лейтмотивами пронзительной музыки Михаила Глуза сценическую партитуру спектакля, скрупулёзно воссозданную Александром Лазаревым. Блестящий актёрский ансамбль: заслуженный артист России Андрей Леонов в роли Тевье и Олеся Железняк – Голда, народные артисты РФ Иван Агапов – Менахем-Мендл и Владимир Юматов – Лейзер, Павел Капитонов – Урядник, вместе с талантливой молодёжью создают трагикомическую симфонию жизни человеческого духа! Это и есть подлинный пример психологического театра, его вечного притяжения. Именно такой театр нужен сегодня людям!