Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2022 г.
  4. № 3 (6817) (19.01.2022)
Культура Юбилей

Бесогон

К 70-летию Владимира Хотиненко

19 января 2022

Дедушкой Хо звали Хотиненко уже лет в 40: родившись в 52-м, попал он в зазор меж генерацией бэбибумеров (Михалков, Соловьёв, Абдрашитов) и порослью 90-х (Балабанов, Тодоровский, Пичул). Прибился к молодым на правах старшего.

 

Как положено медиатору культурных веяний, пережил все ереси и заблуждения 90-х, но в лёгкой форме: всё же был за ним консервативный лубок «Зеркало для героя», жемчужина здравого смысла в нигилистической волне. Топил за толерантность («Мусульманин»), толстовство («Макаров»), самоедство («Рой»), рисовал образ вечного поезда, в котором все перепортили друг другу жизнь, что не мешает разбиться по двое и спариваться в отдельных клетушках («СВ. Спальный вагон»). Смотреть это сегодня решительно невозможно, за исключением «Зеркала...», где расплодившимся новым Столыпиным предложена телепортация в сталинский 49-й и борьба за права личности с собственной роднёй. Роман члена редколлегии «Нашего современника» Святослава Рыбаса, как всегда при свободе, был категорическим непроходняком, но мудрый Хо привлёк к сценарию золотое перо либертарианства Надежду Кожушаную, а повесть «Рой» из того же «НС» адаптировал для экрана Валерий Залотуха. Союз почвенников с прогрессистами дал невиданный гибрид, сделав «Зеркало...» иконой митькизма. Из их насупленно-бородатой среды то и дело неслось: «Инженер? Горняк?» – или: «Слово предоставляется забойщику шахты «Пьяная» товарищу Бухареву!» – при этом положено было сокрушённо качать головой в знак невозможности превзойти совершенство.

Хотиненко мирил крайности, импонируя одним – очками, другим – бородой, одним – картавиной, другим – статью и ученичеством у Михалкова. Отлично смотрелся в портупее под погон и в кожаной фуражке со звездой, сближая антагонистов единой общероссийской хтонью: молниями, барабашками, шорохами-скрипами и особой свердловской метафизикой (именно свердловской, а не ебуржской: «Макаров» целиком снят в городке чекистов, заповеднике уральского конструктивизма, а «Патриотическая комедия» – на краю городского пруда в месте будущего Ельцин-центра). Эта нота загадочной дурнины сохранила ранние фильмы Хотиненко в киноистории, как и весь период – в российской. Появившийся ещё в дебюте «Один и без оружия» дирижабль – обтекаемое нечто – будто предвосхитил участие в его фильмах «Наутилуса Помпилиуса». В «СВ» Бутусов сидел в купе с маузером и просил оставить его в покое.

Хо оставил. На рубеже веков карнавал интеллигентских фобий, проклятий, суеты под окнами Овертона в Париж и Нью-Йорк надоел ему, как и всей стране. Дед переложил руль, превратив извечную для читающего сословия войну гражданскую обратно в империалистическую. Экранизировал задорную прозу офицера атомного флота Покровского, не достигшего славы Довлатова лишь из-за чуждого среде серьёзного отношения к флагу («72 метра»). Устами героя покрыл в микрофон маячащую на горизонте эскадру, как его, партнёров. Сошёлся с хроникёром белого дела Леонидом Юзефовичем («Гибель империи»). Затронул самые глубинные раны национального сознания: «Курск», август 14-го, Достоевского, Ленина. Последнего мог сыграть и сам: ленинской теплоты, рыжины, картавости у него на десятерых, лоб покатый, а что рост 180 – так кино и не с таким справлялось.

Хтонь осталась, но уравновешенная гражданским и христианским куражом. Песня «Гудбай, Америка» звучала у него в «Зеркале...» на пике обжималок с мировым гегемоном – сегодня же, при торжестве национального интереса, твёрдый стоицизм государственных людей и носителя христианского императива Достоевского выглядит рецептом от хворей и северного нытья. Носитель интеллигентских мнительностей Сергей Маковецкий («Макаров», «Патриотическая комедия») у него нашёл себя сначала на дне («72 метра»), а после в военной контрразведке («Гибель империи»), не переставая пожёвывать мягкими губами. С позиций новой оптики стало возможно оценить и большевизм – без истероидных проклятий («Меморандум Парвуса» превратился в «Демона революции» лишь волею продюсера Роднянского, позволившего, правда, Хотиненко выпустить более лояльную к историческому детерминизму режиссёрскую версию), но и с холодным отторжением людоедского радикализма («Бесы» перекликались с ранней «В стреляющей глуши»).

Земляк и сотрапезник Хотиненко Алексей Балабанов любил повторять притчу, как все нации дьяволу душу продали, а русский так отдал. «Я даром отдал – даром же и назад возьму», – отвечал на это русский.

Так и вышло.

 

Тэги: Денис Горелов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Старый ворон чёрный

    06.07.2022
  • Чудо как хорош

    25.05.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
  • Венец творенья, дивная Диана

    38 голосов
  • Долюшка генеральская

    37 голосов
  • Первозванный

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS