Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 июля 2019 г.
  4. № 31 (6700) (31.07.2019)
Телеведение

Добром это не кончится

Стыд и срам хоррора сочатся из каждого кадра

31 июля 2019

Один из самых ярких представителей американского независимого кинематографа Джим Джармуш предпринял вторую после фильма «Выживут только любовники» попытку реконструкции жанра хоррор. Расправившись с кино про вампиров, он вновь собрал звёздный состав из друзей, знакомых, случайно оказавшейся под рукой Селены Гомес и вторгся на территорию зомби-апокалипсиса, сняв сатирическую ленту «Мёртвые не умирают».

Фильм до отказа набит отсылками к самым разным лентам – от «Звёздных войн» до самопародии на «Кофе и сигареты» – эпизод, где Игги Поп наведывается в кофейню, просто гениальный. Раз за разом в действительно милое место – городок Центрвилль – попадают моменты, образы и намёки, связанные либо с жанром фильма, либо с актёрами, занятыми в нём. А иногда вообще просто так, чтобы передать привет Тарантино. Смотришь и проверяешь свою кинематографическую эрудицию, подсчитывая колкие выпады в адрес той или иной картины – сразу после сеанса зрители подле кинотеатра оживлённо обсуждали, что и где было процитировано в картине.

Но особенно Джармуш отличился, поиграв со всеми жанровыми клише и стереотипами. Типичный маленький городок, молодые люди, путешествующие на авто и попадающие в неприятности, карикатурный расист в исполнении Стива Бушеми, более того, режиссёр дотянулся даже до нашего родного «Земля налетит на небесную ось…». Уж не знаю, намеренно или это простое совпадение. В любом случае плотность несуразиц, натасканных из десятков кинолент, крайне высока: они пересекаются, наползают друг на друга, не оставляя свободного места, куда бы ни был втиснут приевшийся и заплесневелый штамп или затасканная реплика.

Но что увидит человек, не слишком хорошо знакомый с современным кинематографом? Отличных актёров в ряде абсолютно бессмысленных, бессвязных, лишённых какой-либо логики сцен. Абсурдность сценария, в котором принципиально отрицается возможность появления в нём сюжета, запредельна. «Мёртвые» словно манифест Джармуша: «Коллеги, так снимать кино нельзя!» Весь стыд и срам хоррора сочатся из каждого кадра. До предела абсурд доходит, когда герой Адама Драйвера невзначай сносит четвёртую стену. Спокойно, без особой патетики, как это обычно бывает, а по-бытовому, в очередном начинающемся безо всякого повода диалоге. Конечно, это здорово, что один хороший режиссёр потратил столько усилий, чтобы снять кино, критикующее современное состояние жанра, погребённого под валом подчас откровенно глупых фильмов, снятых по принципу «это же ужастик, и так сойдёт!». Но будет ли от этого толк? Возьмутся ли за голову лентяи, клепающие второсортные поделки, да ещё и за серьёзные деньги?

При этом «Мёртвые» остаются классическим зомби-фильмом, в котором в образах зомби персонифицировано общество потребления. Голодная, бессмысленная толпа живых мертвецов, жаждущая сожрать всё, до чего дотянется. Джармуш добавляет своим зомби особенную черту: если обычно живые мертвецы молчаливы, то его восставшие трупы непрерывно бормочут каждый о своём. О том, что они больше всего любили потреблять. Кофе, вайфай, мода, игрушки, конфеты, выпивка и так далее, до бесконечности. Каждый из покойников бредёт вперёд не столько в поисках тёплой человеческой плоти, сколько из-за довлеющей над ним страсти к потреблению. И только Отшельник Боб, чью роль сыграл Том Уэйтс, остаётся выше этого. Бродяга, живущий в лесу, промышляя сбором грибов, ягод и охотой, оказывается сторонним наблюдателем разыгравшейся вакханалии потребления.

Хороший ли фильм «Мёртвые не умирают»? Вполне – мастерски сработанный, острый, тонкий, приправленный чёрным юмором. Изменится что-нибудь в жанровом кино? Нет, добром это не кончится.

Николай Трябин

 

Тэги: Николай Трябин Хоррор Ужасы
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • По Фрейду

    18.05.2023
  • Вечная жизнь

    28.09.2022
  • Мокрый Бэтмен под дождём

    22.06.2022
  • Дефицит человечности

    06.04.2022
  • Шоу не должно продолжаться

    12.01.2022
  • Милосердию здесь нет места

    25 голосов
  • Рождение жанра

    18 голосов
  • Дисней, Скорсезе и супергерои

    17 голосов
  • Власть и контроль

    17 голосов
  • Герой на экспорт

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS