Праздник в честь государственного флага России появился 22 августа 1994 года. Но история флага обычно связывается в наших представлениях с событиями вековой или чуть более давности. Самое дальнее – с временами Петра I. Между тем историки говорят: нашему триколору в этом году – 350 лет. Начало он берёт от первого морского флага России, появление которого стало частью процесса создания новой государственной символики и эмблематики. «ЛГ» с участием Российского исторического общества и фонда «История Отечества» при поддержке Объединённой судостроительной корпорации провела круглый стол, посвящённый юбилею.
Константин Могилевский,
исполнительный директор фонда «История Отечества»:
– Исследователи истории страны знают, что 350-летие триколора неразрывно связано с созданием российского государственного кораблестроения и постройкой корабля «Орёл» – первого русского военного судна, построенного по заказу государства.
В Российском госархиве древних актов сохранилось дело о его постройке. Особое место этот корабль занимал в сознании Петра I, ведь «Орёл» строился по указанию царя Алексея Михайловича, его отца. Кстати, одним из первых наставников Петра I в кораблестроении был голландский мастер Карстен Брандт, участвовавший в постройке «Орла». Со всем этим историки склонны связывать и то, что Пётр, редактируя морской устав, вставил знаменитый пассаж: «И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако ж достойно оно есть вечного прославления; понеже и довольно нам являет, какового духа был оной Монарх, и от начинания того, аки от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».
Закладкой корабля «Орёл» занимались голландцы, работа велась на Дединовской верфи. По любой мелочи обращались к царю: то не хватает дерева, то канатов, то железа, то работников. Проблемы решались очень быстро. После постройки корабль дошёл до Нижнего Новгорода, где был оснащён вооружением, затем достиг Астрахани. Поход описал голландец Ян Стрюйс. Он вспоминал, как корабль попадал на мели, снимался с них и терял якоря – весь путь «Орла» в Астрахань был усеян ими. В Астрахани «Орёл», как пишет историк Сергей Михайлович Соловьёв, был сожжён повстанцами под предводительством Степана Разина, но документальных подтверждений этому нет.
В ходе строительства корабля при переписке голландцев с царём был поднят вопрос о флаге. Сохранилась ведомость, из неё следует, что закупили ткани трёх цветов: белого, красного, синего.
Этих данных, на мой взгляд, не вполне достаточно, чтобы говорить, что именно тогда появился российский триколор как государственный флаг, ведь ответ царя не сохранился. Есть простор для предположений. Однако и других источников нет. То есть документальных оснований предполагать, что бело-сине-красный флаг возник при других обстоятельствах, нет, поэтому принято придерживаться этой версии. Так сказано и в заключении Российского исторического общества, подписанном директором Института российской истории РАН Юрием Петровым.
Трёхцветный флаг государства Российского впервые взвился над военным кораблём при царе Алексее Михайловиче. И вёл к открытиям и победам |
заместитель директора Института российской истории РАН по научной работе:
– Хочу уточнить. Во-первых, есть достаточно свидетельств, которые позволяют заключить, что именно в 1669 году начинается история российского триколора. Ведь есть документ, где прямо написано, что для русского корабля были закуплены ткани определённого цвета. Более ранних свидетельств о появлении триколора нет, а значит, есть основания вести отсчёт с этого момента.
Во-вторых, история российского триколора этим не исчерпывается. Она связана с судном «Орёл» и с российским кораблестроением. Появлением флага мы обязаны развитию морского судоходства. Известны знамёна сухопутных войск – полотнища на древке, хоругви. На кораблях как национальный государственный символ и опознавательный знак может выступать только флаг. Развитие мореплавания привело к тому, что на кораблях стали поднимать флаги, по ним и определяли, какому государству принадлежит судно.
Эту связь, кстати, ясно осознавал Пётр Великий. Он ценил сотрудничество с голландским мастером Карстеном Брандтом, помнил об «Орле» и свои первые суда отправлял в походы под трёхцветными флагами. Иными словами, именно Петру мы должны быть благодарны за наш триколор.
При Александре II в России был в ходу чёрно-жёлто-белый флаг, цвета которого можно связать с главными цветами династии Романовых. А уже при Александре III и Николаe II окончательно устоялось, что российским флагом должен стать введённый Петром I, а ранее изготовленный для «Орла» триколор. Именно этот флаг, несмотря на конкуренцию с предыдущим, утвердился как государственный. Его поднимали во время таких событий, как открытие памятника Пушкину, Макарьевской, Нижегородской ярмарок, Олимпиады 1912 года.
Хочу подчеркнуть: Пётр точно выбрал цвета национального флага, поскольку чувствовал и учитывал, что они соответствуют эстетическим представлениям народа. В традиционном народном костюме нет доминанты чёрного или жёлтого цветов. С русской и славянской душой гармонирует триколор. Вот Самарское знамя, которое было вышито в России и подарено болгарским повстанцам. В нём те же цвета – лишь иначе расположены. Они же и на большинстве госфлагов нынешних славянских государств.
Сергей Малиновский,
генеральный директор Фонда «Нижегородский кремль», член Русского географического общества:
– Обращение к истории корабля «Орёл» способствует формированию образов и смыслов, свойственных русской нации. В 2009 году мы организовали историко-патриотическую молодёжную экспедицию под российским флагом. Её участники, студенты нижегородских вузов, на трёх рафтах вышли из Дединово и финишировали в Нижнем Новгороде именно 22 августа, пройдя путь длиной 825 километров. Спустя пять лет маршрут повторили с помощью компании «Аэроход», которая предоставила два судна на воздушной подушке: на тридцать и на шесть человек. Эта тема нашей истории витает в нижегородском воздухе и регулярно выносится на обсуждение в рамках форума «Великие реки».
Гордимся, что именно по Волге от Нижнего Новгорода военный корабль «Орёл» отправился под триколором в самостоятельное плавание. Сейчас мы стремимся в рамках организации пространства на стрелке реки создать музей Волго-Окского судостроения, судоходства и ярмарочной торговли и установить флагшток, на котором бы развевался самый большой в стране российский флаг.
Андрей Петров,
советник министра просвещения РФ, ответственный секретарь Российского исторического общества:
– Государственный флаг – национальный символ. У любого народа, нации, государства он знаменует прохождение точки бифуркации, когда нация себя окончательно осознаёт. В России перелом выпал на эпоху Татищева и Карамзина. После этого национальный флаг не просто начал обрастать приметами эмблематики, но и стал объединяющим символом. Наши олимпийцы, солдаты шли к победам именно под этим флагом. Ранее существовали зелёные, синие, красные, золотые полковые знамёна. Военным флотским флагом был известный всем Андреевский флаг.
История нашего триколора не очень продолжительна. Он приходит в русскую культуру, становится национальным символом в конце XIX – начале XX века, начиная со времени правления Александра II. Балканские войны ещё велись под другим флагом. Во время Первой мировой войны знаки на самолётах и танках соответствовали цветам Антанты, а триколор выступал как государственный знак. В качестве же утверждённого госсимвола его вводит Временное правительство. Оно закрепило триколор без монархических знаков как флаг Российского государства. Потом, как всем известно, символом образовавшейся после октября 1917 года революционной России стал красный флаг, который прожил – уже в СССР – несколько десятилетий. В 1991 году триколор возвращается в качестве государственного символа. День государственного флага появился после подписания Борисом Ельциным соответствующего указа. Праздник учреждён в честь событий 19–21 августа 1991 года: именно триколор был символом людей на баррикадах у Белого дома.
Нужно ли ему ещё что-то, чтобы вернуть образ национального символа? Считаю, мы уже вернули его. Прошло достаточно времени, а оно нужно любому символу. Икона Владимирской Богоматери ещё и потому символ России, что прожила шесть веков с народом. Пережила Тамерлана, Тохтамыша, Девлет-Гирея, спасала Москву много раз. Так и триколор. Мы с ним срослись, уже не многие помнят, что кто-то ратовал за возвращение бело-чёрно-золотого флага. На славную историю триколора и надо делать акцент, отмечая праздник. И рассказывать детям, подчёркивая, что у нас есть всех объединяющий символ.
Анастасия Курбатова,
советник главы городского округа Луховицы Московской области:
– Да, флаг объединяет всех нас. Если мы выйдем на улицу и попросим детей назвать цвета российского флага, они точно их назовут и вряд ли кто-то ошибётся в последовательности цветов. Они действительно
естественны для нашего менталитета, близки русскому человеку. Уже 22 года в нашем округе проводятся тематические праздники, связанные с государственной символикой. Они помогают прививать патриотизм подрастающим поколениям, чтобы все гордились страной, в которой живут.
Андрей Шаблин,
доцент Государственного социально-гуманитарного университета (Коломна):
– Флаг – лицо России. По флагу мы себя осознаём, идентифицируем. Да, можно говорить, что цвета нашего триколора соответствуют ментальным установкам русского человека. Но поднятый на «Орле» флаг был долгое время, если так можно сказать, вещью производной, и государство им долго практически не интересовалось.
Есть документы об истории корабля «Орёл», опубликованные в 1853 году. Полистайте их – флаг упоминается дважды и вскользь. Создание флага было, надо признать, в основном инициативой голландцев. В росписи, где перечислялись необходимые материалы для строительства судна, Ян ван Сведен указал, что ему нужен флаг. Государству, видимо, флаг «Орла» был не очень интересен. Зато был интересен русский герб. Таковы закономерные извивы истории.
Тем не менее надо особо отметить, что в 1667 году, в год закладки «Орла», было подписано Андрусовское перемирие с поляками. Левобережная Украина вместе с Киевом вошла в состав Российского государства, русский царь стал по-другому себя осознавать. Он воссоздал единство трёх территорий, которые Россия всегда хотела объединять. В тот же период происходит работа по уточнению титула царя, начертанию герба.
В отличие от флага, вопрос с которым решился за пару недель до ухода «Орла» с верфи, ещё в феврале 1668 года из Оружейной палаты в Дединово прибыл резчик, который должен был вырезать на корпусе «Орла» герб Российского государства. Поэтому цвета флага, на мой взгляд, были первоначально выбраны без особой ориентации на ментальные установки русских или славян. Русский царь тогда объединил Великую, Малую и Белую России. Цвета, зафиксированные на гербе, перекочевали и на флаг.
Джахан Поллыева,
вице-президент Объединённой судостроительной корпорации:
– Сам факт этой дискуссии говорит о значимости повода. Темы морской истории, её важных страниц всё чаще поднимаются в регионах страны – не только в столице. Это подтверждает: мы всё больше осознаём значимость того, что являемся великой морской державой.
В истории с флагом меня волнует и другое – духовная связь Петра I (которого называли «царь-плотник») с его отцом Алексеем Михайловичем, сделавшим первый «госзаказ» на морские суда. Государство тогда документально оформило потребность в них. Впоследствии появился и военный флот.
Думаю, есть ещё немало сюжетов, требующих дополнительных исследований и уточнений. К примеру, существует мнение, что прообразом кораблика на шпиле Адмиралтейства стал именно фрегат «Орёл». Хотя есть и иные версии. Но что уж очевидно, так это возросший интерес наших граждан к таким темам, как мореплавание, кораблестроение и морские профессии в целом. Наконец, к исследованиям Мирового океана – под нашим, российским флагом.
Владимир Бояринов,
председатель правления Московской городской организации Союза писателей России:
– Я рад участвовать в разговоре. Хочу сказать спасибо за откровенные, подчас дискуссионные мнения. Я вынес чёткое представление: без флага-стяга никакой корабль никуда не поплывёт. Скоро съезд нашей писательской организации, я задумался: а почему бы и нам не учредить свой, «писательский» флаг?
Евгений Пчелов,
заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института (РГГУ):
– Почему в 1667 году возникла идея построить военный корабль и это стало важнейшим государственным делом? Очевидно, что конец 1660-х годов был периодом подъёма Московского царства и внимания к статусу Российского государства. В январе 1667-го было заключено Андрусовское перемирие, закончилась долгая и тяжёлая война с Речью Посполитой. Территория Российского государства ощутимо увеличилась за счёт украинских и белорусских земель, которые воспринимались как наследие Древней Руси. Тогда же формируется новый титул царя – «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец».
В 1666 году создаётся гербовое знамя Алексея Михайловича – официальное военное знамя, которое выполняло функцию государственной регалии. Никаких флагов ещё не было. Были знамёна, главным среди которых являлся царский стяг. Гербовое знамя – новый государев стяг с помещёнными на нём гербами вошедших в состав России территорий. В 1667 году для царской печати разработали новый государственный герб, достаточно сложный по композиции. Крылья орла были подняты, в его лапах появились скипетр и держава. Эта печать оставалась неизменной до начала XVIII века, до правления Петра Великого.
В тот период впервые изображение на царской печати официально именуется гербом. Тогда же приняли решение о строительстве корабля «Орёл» и других первых русских судов. Россия стремилась стать морской державой за счёт выхода в Каспийское море. А его окружали и другие государства, например Персия. России требовалось демонстрировать мощь и силу, стали нужны военные суда. Всё логично вписывалось в контекст репрезентации государства на международном уровне с помощью титула, герба, знамени, корабля.
Русское правительство не понимало ещё всей важности флага, традиция только формировалась, и в процессе этого в 1668 году были определены цвета флага для корабля «Орёл». Само понятие государственного флага обязано возникновением флоту, потому что государства должны были демонстрировать себя в пространстве мирового океана.
В 1669 году корабль получил название «Орёл», поскольку двуглавый орёл уже был гербом государства. Орлы должны были быть изображены на корме и на носу корабля, нашиты на флагах. Цвет флага тогда не имел того значения, которое обрёл в XVIII–XIX веках. Герб в центре трёхцветного полотнища был главным идентифицирующим символом. Какого цвета был орёл, мы не знаем. Но в более поздних аналогах, связанных с именем Петра I и с Архангельском (российским портом, где в 1693-м был поднят так называемый флаг царя Московского, который позже открыл и привёз в Петербург знамёновед Пётр Белавенец), видно, что флаг представлял собой бело-сине-красное полотнище, в центре которого был нашит золотой двуглавый орёл. Поэтому можно предположить, что орлы, нашитые на флаги корабля «Орёл», также были золотыми. Хотя тут есть разные версии. Например, Белавенец считал, что флаг был крестообразным. Прямой синий крест делил полотнище на четыре части. Белавенец опирался на не очень достоверную гравюру Шхонебека, изображающую осаду Азова. Подобный флаг встречается в некоторых европейских справочниках, но так ли всё было на самом деле, доподлинно неизвестно.
Голландец Ян Стрюйс, служивший на «Орле», описал своё путешествие и опубликовал чёрно-белые гравюры с изображением Астрахани, где на рейде реки виден «Орёл» и трёхполосный флаг с горизонтальным делением цветов на полотнище. При этом средняя полоса этого флага – белая.
Мы располагаем комплексом документов в отношении корабля «Орёл». Было бы важно сделать их новую серьёзную документальную публикацию.
Максим Замшев,
главный редактор «Литературной газеты»:
– Хочу вернуться к упомянутым Андреем Петровым событиям февраля 1917 года. Если отодвинуть в сторону политические моменты, можно говорить, что тогда триколор был принят законом и поднят как первый республиканский флаг. С того времени было немало моментов, когда психологически Россия возвращалась к монархии. Но романтическое, если так можно сказать, республиканство, когда ценности личности оказываются на первом плане, стало утверждаться после событий августа 1991 года, когда трёхцветный флаг снова стал государственным символом.
Я рад, что у нас состоялась такая дискуссия. Это лишний раз говорит, что мы непобедимы, потому что… иррациональны. Казалось бы, как связаны корабли и литература? Но вспомните бумажные пароходики, которые пускают дети. Подумайте и об ощущении, которое испытывают писатели возле верфи. Они не очень хорошо представляют себе, как строятся суда, но знают, что корабль выйдет на просторы мирового океана, раскрывая границы и сближая страны. Многослойность нашей культуры и истории нужно ярче показывать миру. Я бы назвал это идеей романтического просвещения, может быть, главной государственной идеей на ближайший период.
Ведущий круглого стола – Владимир Сухомлинов