Лето есть лето, даже когда оно уже практически на исходе. Поэтому самое время вспомнить ещё один вокзал, являющийся для миллионов людей символом курортного отдыха, воспоминанием о счастливых путешествиях.
Симферополь стал железнодорожным центром в 1874 году. В Крыму развивалась промышленность, шло большое строительство – и в город один за другим шли тяжёлые товарные поезда. И сам город, превратившись в главный транспортный узел полуострова, помогает попасть в любую точку Крыма, особенно на любимый многими южный берег.
До 1912 года симферопольский вокзал выглядел скромно. Кажется, для истории даже не осталось фотографий. Потом его здание немного увеличили, подновили, хотя архитектурно оно всё равно оставалось маловыразительным. Да, это был добротный классицизм, но не парадные ворота в Тавриду… А ведь Крым для себя облюбовали последние Романовы. В Ливадии провёл последние месяцы жизни император Александр III, там же, в новом изящном дворце, каждый год по несколько месяцев находился последний русский царь со своим семейством. Судя по мемуарам, Николаю II даже приходила в голову идея перенести столицу в Крым, в Ялту или Ливадию. Но он сам посмеивался над собственной нерешительностью: «Вот Пётр I был способен на такие решения, а я хочу, да не стану». Он и после Февральской революции мечтал обосноваться в этом чудесном краю…
В годы Великой Отечественной Симферополь пережил оккупацию. На прощание немцы уничтожили старенький вокзал и железнодорожную станцию. 13 апреля 1944-го части Красной армии освободили город – и в тот же день сотни его жителей вышли на субботник, расчищать руины вокзала. Вскоре после Победы началось строительство нового вокзального комплекса, призванного стать торжественными воротами в цветущий Крым, который воспринимался не только как здравница, но и как своего рода географический артефакт, связывающий историю России с античной древностью. Для создания столь ответственного проекта пригласили мастера с большой буквы, одного из самых талантливых и самобытных советских архитекторов – Алексея Душкина. Одного из тех немногих кудесников, кому известен секрет золотого сечения.
Душкин лучше других понимал, что этому зданию надлежит украшать Симферополь и в солнечную, и в пасмурную погоду, приглашать к путешествиям и встречать прибывающих в славный Крым.
К тому времени, как ему был поручен ответственный симферопольский проект, Алексей Николаевич уже успел превратиться в маститого градостроителя. Уроженец Харьковской губернии стал трижды лауреатом Сталинской премии. Москвичам достаточно мысленно представить три его работы, чтобы оказался понятен масштаб дарования этого зодчего: метро «Маяковская», метро «Кропоткинская» и «Детский мир» на Лубянке. Его архитектурная стилистика разнообразна. Душкин понимал, что работает для миллионов и в известной степени ответствен за их настроение. Поэтому его ансамбли всегда жизнерадостны, рядом с ними не бывает тесно и уныло. Они словно благословляют земное существование. Настоящая праздничная, триумфальная архитектура, которая должна сопутствовать народу-победителю.
Симферопольское творение Душкина открывали в пору, когда почти всё в СССР связывали с «мудрыми решениями» вождя. Неудивительно, что на вокзале и в его окрестностях разместилось аж три скульптурных памятника Сталину и ещё один барельеф. Всё это в хрущёвские времена снесли…
Эту небольшую гармоничную постройку лучше всего рассматривать издалека. Она неуловимо напоминает Дворец дожей в южной стране. При первом же взгляде нет сомнений, что мы попали в тёплые края. Башня с часами, украшенными изображениями знаков зодиака, – самый узнаваемый символ Симферополя. В ней кроме часов поместили водонапорную конструкцию, а шпиль увенчали пятиконечной звездой – символом Советского Союза. Душкинский вокзал, который помимо архитектурных изысков украшали работы художников, прозвали белым лебедем. Кстати, он действительно в основном построен из эффектного белого инкерманского камня. Чем не лебедь? Но для Душкина, думается, ближе был другой архитектурный образ – апеннинский. Грациозные и в то же время монументальные арки, уютный итальянский дворик, напоминающий такой же дворик в Ливадийском дворце. А в нём – фонтан с голубями. Вокзал-дворец, над которым будто звучит неаполитанская мелодия. На крыше здания архитектор разместил элегантную копию античного храма с колоннами. Он придаёт вокзальному комплексу ореол таинственности, столь близкой сердцу архитектора.
Построили уникальное здание за пять лет. В 1951 году вокзал торжественно открывали – в присутствии самого Клима Ворошилова, «первого красного офицера». Симферопольская железнодорожная гавань признана архитектурным шедевром. Для осознания этого не нужны дипломы или резолюции. Всё-таки недаром говорят, что архитектура – это действительно застывшая музыка. Вокзал вызывал и вызывает восхищение, а томительные часы ожидания поезда там проводить куда веселее, чем на вокзалах, отмеченных тусклыми архитектурными решениями (увы, таковых немало и в России, и за её пределами). Душкин создал грандиозный образ. Блистательный и загадочный.
В 1959 году завершилось строительство первой и самой длинной в мире горной междугородней троллейбусной линии Симферополь – Ялта. 33 километра пути, в том числе через Ангарский перевал. На вокзале тогда можно было купить билет на троллейбус, который останавливался неподалёку. И – к морю, из административной столицы Крыма – в курортную. Удобно!
По старинной традиции Симферополь провожает отъезжающих маршем «Прощание славянки» композитора Василия Агапкина. Не исключено, что он и прозвучал впервые именно здесь, на перроне. А встречает путешественников написанная гораздо позже «Песня о Симферополе» композитора Леонида Поляковского и поэта Анатолия Милявского:
Ты возникаешь неповторимо:
Вокзал ажурный, небесный простор...
Мой Симферополь – ворота Крыма,
Белый мой город у солнечных гор!..
Недавно на Симферопольский железнодорожный вокзал после перерыва вернулась жизнь – открылось движение поездов по Крымскому мосту. Время не отменило законы гармонии, и красота душкинского творения не померкла.
Башня симферопольского вокзала