Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2019 г.
  4. № 38 (6705) (18.09.2019)
Невский проспект

Метод Штемлера

Молодой геофизик превратился в советского Артура Хейли

18 сентября 2019
Илья Штемлер. Таксист, продавец, архивист... И отменный писатель

Престижную в городе на Неве художественную премию «Петрополь» получил недавно Илья Штемлер.


Известность к нему – одному из литературных патриархов Ленинграда-Петербурга – пришла после публикации в журнале «Юность» романа «Гроссмейстерский балл» ещё в 1965 году. Инсценировка по первому роману писателя обошла более ста театров страны, роман переводился за рубежом. Его книгами «Утреннее шоссе», «Таксопарк», «Универмаг», «Поезд», «Архив», опубликованными поначалу на страницах журналов «Нева» и «Новый мир», зачитывалась вся страна. Один из первых отечественных телесериалов был снят на «Ленфильме» по его роману «Обычный месяц». Во времена СССР его, как признанного мастера в жанре «производственного» романа, называли «советским Артуром Хейли».

Родился Илья Петрович в далёком 1933 году в Баку в семье заведующего литературной частью Бакинского русского театра драмы. «Немало знаменитостей бродило до нас по аллеям бакинского Приморского бульвара, – вспоминал он потом. – Маяковский! Мой отец видел Маяковского и, более того, хранил его записку на имя директора Клуба железнодорожников, написанную поэтом по просьбе моего отца, старосты кружка молодых пролетарских писателей: «Пропустите восемь штук ребят на вечер поэта. Денег у них нет и не будет. Маяковский».

Но после окончания школы Илья Штемлер пошёл сначала совсем по другой стезе: поступил в Индустриальный институт, стал инженером-геофизиком, получил распределение в Сталинград. Казалось, ничто не предвещало молодому геофизику писательскую карьеру, но, как он сам признавал, «бес попутал». Там, в Сталинграде, он печатает свой первый рассказ. Позднее, уже в «другой жизни», в Ленинграде, куда он переехал, в жизни инженера на Ленинградском заводе геофизической аппаратуры, он продолжает корпеть ночами над письменным столом. И пишет тот самый, «счастливый» роман «Гроссмейстерский балл», напечатанный после долгих мытарств с подачи другого ленинградского инженера – Даниила Гранина, что сразу сделало молодого писателя известным. Так и определилась судьба!


17-литературка штемлер книга 2.jpgУспех – штука коварная

Второй роман – «Уйти, чтобы остаться» – был опубликован уже как роман «автора с именем», он так же, как и первый, был инсценирован в Московском театре «На Малой Бронной». Успех, как известно, штука коварная, он многим одарённым людям ломал судьбы, пьянил известностью и гонорарами. После третьей своей книги, после успеха её экранизации, Илья Петрович оставил завод и вступил в Союз писателей СССР.

Но «Союз» не «собес», там писателям не платят зарплату, а у него семья, не слишком ли он опрометчив? А потому надо искать свой собственный путь в литературе. Один сидит себе на даче и в уединении создаёт в своих книгах целый мир, другому необходимо познать своих персонажей изнутри, самому прожить их жизнь со всеми социальными, психологическими и личными проблемами.

«Илья Штемлер, – пишет исследователь его творчества Николай Крыщук, – человек, увлечённый жизнью, с её повседневными заботами и проблемами… решив, например, написать роман о таксистах, он направился работать водителем такси, также впоследствии он работал проводником на железной дороге или вставал за прилавком большого универмага (он работал и архивистом в Государственном Историческом архиве, роман «Архив». – Прим. автора)…»

«И всё-таки, – пишет далее критик, – сказать о нём «изучал жизнь» было бы абсурдно. Он не изучал – он просто с присущим ему темпераментом жил той же жизнью, которой жили его будущие персонажи, он погружался в эту жизнь, был увлечён ею. В этом секрет и достоверности, и увлекательности его книг. Его всегда интересовало то новое, что обнаруживалось в нашей бурно меняющейся жизни. Он не мог не потрогать это новое, что называется, своими руками, не ощутить своей кожей.

И потому именно он одним из первых принялся писать о тех, кто в начале девяностых начинал на свой страх и риск заниматься бизнесом, когда само это слово для многих звучало чуждо и раздражающе (кстати, он работал и торговым агентом. – Прим. автора). Так появился его роман «Коммерсанты» на страницах журнала «Нева». Кстати, о том, как этот роман потом выходил отдельной книгой, тоже можно написать детективную повесть, но это, как говорится, уже другая история».


17-литературка штемлер книга.jpgСвоя методика

Романы писателя, прогремевшие в 1960–1990 годы, или более поздние книги – «Взгляни на дом свой, путник», «Breakfast зимой, в пять утра», «Нюма, Самвел и собачка Точка», «Одинокие в раю», как и дилогия «День Благодарения» – все они доставляли истинное удовольствие точностью деталей, психологизмом, доскональным знанием предмета, увлекательным сюжетом – словом, всем тем, что выделяет добротную художественную прозу.

«Занимаясь литературой уже много лет, – говорит Илья Петрович, – я не изменил своей методике – не строить заранее сюжет. Работая над одной главой, я не представляю, что ждёт моих героев в следующей. Поначалу такой метод возник от безалаберности и необузданности характера, потом вошёл в привычку. Хотя этот метод и мог завести в тупик, заставляя сожалеть о допущенной слабости в начале работы, но он имел и несомненные преимущества – пробуждал охотничий инстинкт. Поиск передаётся читателю, пробуждает любопытство, а это главная задача автора. Но метод срабатывает при одном условии: герои сочинения должны быть живыми людьми, с биографией, со своей судьбой. Только тогда они сами поведут сюжет».

После распада СССР большинство писателей страны оказались в сложном положении. Пользуясь законом рынка, трудом писателей овладели издатели, полиграфисты, книгопродавцы. Они и диктуют сегодня творцам свои условия, предлагая ничтожные гонорары, а то и вовсе уворовывают произведения – пойди уследи, страна большая. И, к сожалению, эта ситуация не меняется, наоборот, подчас обретает законные основания. К примеру, Пенсионный фонд тщательно следит за «случайными» заработками писателей. Особенно писателей-пенсионеров: где и какую копейку те подработали, чтобы сорвать свою долю, отщипнуть от и без того стыдной пенсии…


«Живём по-столичному…»

За долгие годы писательского труда в творческом багаже Ильи Петровича скопились и пятитомное собрание сочинений, и двухтомник, и трёхтомник, да и отдельные книги переиздаются, хотя и не пользуются таким спросом, как в былые времена. Тем не менее и сегодня, несмотря на весьма почтенный возраст, Илья Петрович полон творческих планов и энергии. Он много лет состоял членом Издательского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, поддерживал коллег по творческому цеху. Заседал в Исполкоме писательского Союза. Вместе с известным петербургским писателем Валерием Поповым – также лауреатом нынешней премии «Петрополь» – основал Санкт-Петербургский ПЕН-клуб, международную организацию по защите прав писателей…

Пользуясь своим авторитетом, Илья Петрович не раз приходил на помощь коллегам-писателям в трудные минуты жизни. И в писательских заботах – пусть о судьбе Дома творчества в Комарове или о судьбе помещения Книжной лавки писателя – была и его доля участия…

В одном интервью Илья Петрович сказал: «…у нас хорошая литература. Она не уступает западной, порой даже и покрепче. Мнение, что в период застоя настоящей литературы нет, что надо начинать с нуля, создавать новое, – глубоко ошибочно. Что сюжеты многих книг надуманны, эпигоны старых, множество раз использованных традиционных сюжетов. Как бы автор ни старался познать изнутри судьбу своих персонажей, ибо жизнь в целом однообразна, повторяет себя. Да, повторяет… но в какой ситуации! В наше время, во время почти рухнувших надежд, дикой коррупции, нередким нарушением законов собственной Конституции… Всё это, как являлось, так и является предметом внимания писателей, их долгом…»

Бесспорно, писатель прав – много сложностей в нашей жизни, некоторые, не выдержав, покидают страну, находят или не находят свою удачу. О чём и писал Илья Петрович в своем романе «Сезон дождей». Сам же Штемлер был и остаётся петербуржцем, писателем Северной столицы.

«Хотя нас иной раз причисляют к провинциалам, – говорит он, – мы живём по-столичному. Правда, гораздо скромнее, интеллигентней, как мне кажется. Это вообще отличает петербургскую жизнь от московской: там она более сумбурная, бранчливая».

Николай Петров



Тэги: Николай Петров Илья Штемлер
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Птенцы рисовальной бурсы

    21.09.2022
  • Петрушка, фурии, шоплифтер

    21.09.2022
  • Ленинградский метроном

    14.09.2022
  • Довлатову идёт быть модным

    07.09.2022
  • Путь в Стрельну

    10.08.2022
  • В тени Жванецкого

    19 голосов
  • Розы для Северянина

    14 голосов
  • Сижу дома. Не привыкать…

    13 голосов
  • Перестаньте рыдать надо мной, журавли...

    13 голосов
  • Яблоки для Довлатова

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS