Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2018 г.
  4. № 41 (6662) (10.10.2018)
Библиосфера

Секрет последней страницы

09 октября 2018

Антон Понизовский.
Принц инкогнито:
Роман. – М.: Издательство АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2017. –
288 с. – 4000 экз.


В США когда-то судили мужа, который назло жене рассказывал ей, «кто убил», то есть секреты детективных романов, которые она читала. Такой конфликт мог бы возникнуть при чтении «Принца инкогнито». В нём действие происходит в двух планах – в Италии, в начале прошлого века, куда на коронацию монарха съезжается знать со всей Европы, и в наши дни, в захолустном российском городе в психиатрической лечебнице, где некто воображает себя тем самым принцем, которого коронуют веком ранее.

Сюжет мастерски построен так, что до самых последних страниц непонятно, кто же это. Как нередко бывает в детективах, подозрение падает, в частности, на одного из персонажей. Тот, правда, не пациент, а медик, но с психикой у него явно не того… Впрочем, не будем раскрывать секрета. БЧльшую часть книги составляет описание происходящего в сумасшедшем доме. Написано со знанием дела – есть сведения, что автор при работе над книгой какое-то время действительно работал в психиатрической клинике.

Больничную часть романа можно рассматривать и как подробно написанную (конечно, беллетристически, а не научно) историю болезни. И эта часть может быть полезна не только тем, кто интересуется проблемами психиатрии, но и широкому читателю, имеющему дело с воспитанием детей. Автор очень убедительно, на мой взгляд, показывает, как упущения в этом могут привести к трагическим последствиям.

К сожалению, нельзя не сказать об одной неприятной ноте в повествовании Антона Понизовского. Описание вымышленного российского города, в котором разворачивается действие, и его обитателей, именуемых «скобарями», выражено в тоне крайней неприязни, если не сказать – презрения. Цитата: «Скобарей неудержимо тянет обратно в пещерное состояние, к шимпанзе: сгорбиться, выпятить челюсть…» Тем более всё это подаётся как противопоставление с прекрасным закавказским городом и его прекрасными жителями. И, как правило, через восприятие кавказца, уже много лет живущего в России, куда он уехал в поисках лучшей жизни. Чего, спрашивается, здесь живёт, если всё так плохо: «…лужи, густые, оливково-бурые; канавы; вросшие в землю угрюмые пятиэтажки; ржавые гаражи, трубы с клочьями стекловаты, охвостья дыма над вяло курящейся свалкой, – объясните, как люди способны во всём этом существовать?.. Полгода потёмки, вода невкусная, пресная, воздух тоже невкусный». Не знаю, хотел того автор или не хотел, но эти страницы отчасти поддерживают враждебный взгляд на «понаехавших чёрных».

А в целом роман читать интересно, особенно если не знать сюжетного секрета, раскрываемого на самых последних страницах.

Юрий Баранов

Тэги: Юрий Баранов
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Умер Юрий Баранов

    13.01.2021
  • Поэтическое Забайкалье

    30.09.2020
  • Стрелы справедливости

    05.08.2020
  • Талантливые и безалаберные

    11.03.2020
  • Среди хороших людей

    13.11.2019
  • Умер Юрий Баранов

    43 голосов
  • Не подвиг, но что-то героическое есть

    25 голосов
  • Стрелы справедливости

    13 голосов
  • Патриотизм не прибежище негодяев

    12 голосов
  • Жёстко, но справедливо

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS