Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2014 г.
  4. № 42 (6484) (29.10.2014)
Искусство

Нуар. Что и требовалось показать

29 октября 2014
В.И. Сухоруков в роли следователя

После двухгодичного ожидания российский зритель наконец может увидеть новый фильм Станислава Говорухина «WEEKEND (УИК-ЭНД)». Впервые он был показан 15 ноября 2012 г. в стенах парламентского киноклуба Госдумы РФ. Затем стал фильмом открытия «Кинотавра-2013», получил приз зрительских симпатий «Золотая ладья» в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу», а сейчас немного перемонтированный, с изменениями в музыкальном оформлении «Уик-энд» появился на большом экране.

Станислав Сергеевич славится своими удачами по части экранизаций. Вспомним хотя бы несколько его картин – «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» по Даниэлю Дефо, «Место встречи изменить нельзя» по братьям Вайнерам, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» по Марку Твену, «В поисках капитана Гранта» по Жюлю Верну, «Десять негритят» по Агате Кристи, «Не хлебом единым» по Владимиру Дудинцеву, «Пассажирка» по рассказам Станюковича… Очередное обращение мастера к литературному источнику – роману Ноэля Калефа «Лифт на эшафот» (1956 г.) – являет нам другого Говорухина. Как известно, в каждом своём фильме режиссёр осваивает новый для себя жанр. На этот раз – несколько позабытый, но не утративший притягательности и лоска «нуар». Требуется смелость, чтобы за него взяться!

В 1957-м будущий классик французской «новой волны» Луи Малль снял одноимённую, но упрощённую версию романа «Лифт на эшафот». Если вы не читали роман и не видели картину Малля 50-летней давности, то смотреться «Уик-энд» будет на одном дыхании. Если же вы знакомы с означенными работами, то не избежать вам процесса сравнений. В органичном сплетении сюжетных коллизий, разработанных обоими предшественниками, Говорухин фактически предлагает зрителю третий, наиболее острый и упругий вариант этой великолепно запутанной истории. За счёт грамотного синтеза драматургических ходов и умения создавать безупречное изображение его интерпретация оказалась в хорошем смысле слова современной, т.е. непосредственно относящейся к современному киноискусству со всей его зависимостью от избалованной зрелищами публики. Сейчас в нашем кино так снимают единицы.

«Уик-энд» – это классический детектив, виртуозно сделанный в хичкоковском стиле: люди попадают в ловушку обстоятельств, подозреваются в преступлении, которое они либо совершили, либо нет, но они вынуждены доказывать свою невиновность. Весь фильм зритель испытывает состояние саспенса, того напряжения, ради которого, собственно, и любим мы этот жанр.

Все элементы фильма подчинены общей эстетической концепции. Все персонажи искренне привязаны к буржуазным ценностям и – как логическое следствие – не могут оставаться в рамках морали, что по-своему в конце концов «ударяет» по каждому из них. В стиле «нуар» главное – создать и удержать атмосферу, очень особенную, сложно и тщательно организованную светом и тенью, ракурсами, сопоставлением передних и задних, крупных и общих планов, ненавязчивостью, но точностью каждой детали, уравновешенностью продуманных диссонансов (изобразительных и драматургических), тонким элегантным юмором, многоуровневыми контрастами в монтажных переходах, стройной графикой чёрно-белого изображения – где-то конструктивистского, где-то романтического… Снимал картину выдающийся русский кинооператор Юрий Клименко – человек редкой образованности и художественного вкуса, скромнейший интеллигент и великий труженик. Его «картинка» всегда не просто кинематографична, но непременно изысканна. Особенно, если к тому были созданы необходимые условия – достойный художественного воплощения драматургический материал и грамотный, умный, высокопрофессиональный режиссёр, разбирающийся в искусстве, с богатым опытом и развитым эстетическим чувством. Как в случае с Говорухиным. В результате такого сотрудничества появляются кинокартины безупречной целостности, которые в современном российском кино, к сожалению, крайне редки.

Каждый персонаж этой запутанной в лучших традициях жанра истории не является однозначным – все имеют «двойное дно», оказываются в финале вовсе не теми, кем показались нам вначале. Эти перевёртыши всегда интересно играть, и любой актёр будет счастлив поучаствовать в таком действе, поскольку необходимо подать обе (или даже три!) ипостаси одного персонажа убедительно и достоверно – не легковесная демонстрация приёмов, заученных на уроках «актёрского мастерства», а серьёзнейший экзамен на профпригодность. В фильме сыграли Максим Матвеев, Виктор Сухоруков, Екатерина Гусева, Виктор Сергачёв, Юлия Пересильд, Александр Домогаров, Вячеслав Чепурченко… Говорухин в работе с актёрами всегда преподносит зрителям сюрпризы. Ломая стереотипы как в привычном диапазоне самого актёра с намозоленными шаблонами, так и в восприятии его зрителем, мастер открывает новые грани, казалось бы, давно понятых исполнителей…

Виктор Иванович Сухоруков играет следователя Виктора Ивановича (непринуждённая шутка режиссёра и артиста), распутывающего преступления с нелогичными уликами, когда все концы не сходятся. В этом образе узнаётся этакий скользкий гипнотизёр Порфирий Петрович, который также в раскрытии дела рассчитывал лишь на чистосердечное признание подследственного, поскольку сам доказать ничего не мог. Рефлексия по Достоевскому здесь неслучайна: она изначально присутствует в романе Калефа. Но Говорухин делает отсылку и к картине Льва Кулиджанова, где «перевёртыша» П.П. замечательно сыграл Иннокентий Смоктуновский. Стиль «нуар» – дань Говорухина кинематографу, но весь фильм – дань Достоевскому и великой русской культуре с её остовом нравственного долга. Тотальное падение нравов, ведущее общество к бесконечной череде преступлений – не о том ли книги классика, не о том ли он предупреждал нас? Будет ли за них покаяние, но не страхом подталкиваемое, а искренне осознанное, совестью измученной обретённое? Раскольников становится героем только после покаяния…


Тэги: Кино Станислав Говорухин
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Сбережение народа

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS