ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга

20.01.2023
Мистический лес Санкт-Петербурга Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.

Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая

14.01.2023
Поезд Москва-Севастополь и обратно. Часть четвертая Продолжаем публиковать большой очерк Бориса ЛУКИНА о специальной военной операции и российском обществе.
ЛГ плюс

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю

16.01.2023
Мы возвращаемся в Историю Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.

Они вернутся…

04.01.2023
Они вернутся… В стихах Анны БЕССМЕРТНОЙ – боль и переживания за своих, но в то же время и надежда, что все в итоге будет хорошо.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Бюст патриарха

29.01.2023
Бюст патриарха В Гостином дворе состоялась презентация портрета в бронзе философа Александра ЗИНОВЬЕВА.

«Петербург в те годы пробудился от спячки»

28.01.2023
 «Петербург в те годы пробудился от спячки» С популярным писателем Сашей КРУГОСВЕТОВЫМ о его новой книге беседует Алексей КУЧЕРСКИЙ.

Сферы Стендаля

27.01.2023
Сферы Стендаля К 240-летию знаменитого писателя.
Эссе Александра БАЛТИНА.
Позиция

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Литмафия и таланты

24.01.2023
Литмафия и таланты Писатель-патриот Дмитрий КОНАНЫХИН решил разоблачить редакцию «ЛГ».

  • Статьи
  • 2016 год
  • № 45 (6575) (15-11-2016)
  • И под облаком, полным созвучий, поворачивал беркут крыло

И под облаком, полным созвучий, поворачивал беркут крыло

И под облаком, полным созвучий, поворачивал беркут крыло

Литература / Литература
Межирова Зоя

Теги: Михаил Синельников

Юбилейные заметки

И вот Михаилу Синельникову 70 лет. Мыслимо ли это?.. Еще, кажется, совсем недавно я впервые увидела его на одном из совещаний Молодых писателей Москвы: из-за колонны холла Центального Дома Литераторов медленно на какое-то мгновение выплыло, матовой дымки, молодое немыслимое лицо, с высокими, чуть плоско стесанными скулами. Возникло, сразу поразив. Отличаясь от всех иных присутствующих лиц. Несомненно отмеченное чем-то особым. Я не знала тогда кто это. Но лицо и этот миг запомнились навсегда и постоянно существовали как-то отдельно, как бы зависнув в сознании и во времени. Как видение, которое так и не исчезло. Мы не стали тогда друзьями, плотно общался он с моим отцом, Александром Межировым, уже гораздо позднее, в начале 90-х написавшим стихотворение «К вулкану карадагскому спиной...» с посвящением Мише, где были строки: И младший друг и брат идет со мной. Этим было сказано многое об их отношениях, длившихся больше 40 лет.

О замечательной, не книжной, живой образованности Михаила Синельникова, которая не могла не сказаться в его творчестве, я знала давно. И лучшие стихи его, и блистательные переводы, и замечательные эссе полюбились с давних пор.

Вот и сейчас на столе не слишком давняя книга М. Синельникова, с коротким и располагающем к размышлениям названием «Пустыня».

"Бегство" в область звука, и тоска по несуществующему – больше всего томят и упоительно притягивают написавшего стихи этой книги. Ее я читала, как обычно читаю сборники, с конца. Впрочем, знаю этому причину. В завершающем стихотворении – чаще всего выражен в особо резкой, сконцентрированной форме поэтический характер автора и его отношение к миру.

Таким в книге оказалось стихотворение "Монголия" с посвящением Виктору Гофману, духовно близкому другу, недавно трагически ушедшему от нас лирику. Последнее четверостишье звучит как будто загадочно: И наконец порвутся нити / И упадут оковы плена ,/ И я очнусь ребенком в свите / Последнего богдо-гэгэна. Но это не просто прекрасные строки и не описание какой-то отдельно существующей фантазии, – а выстраданная поэтом реальность. Потому что здесь боль всей жизни – любовь к далекому, что не с ним и откуда он произрос душой. Это очень серьезное заявление для всей звуковой и потому поэтической судьбы. В котором строка: Взывают хрипло трубы храма... – обдает воздухом Востока, который и нами мгновенно – и увиден, и услышан. Как нождачной бумагой провело по слуху этими «хрипло» и «храма» – и перед глазами – мираж, абсолютно реальный и чудесным образом звуковой.

Перетекание реальности в пространство иное – и обратно. С нежной любовью, умело жонглируя ими, М.Синельников имеет власть над обеими стихиями. Иногда это делая жестче, но в лучших стихах всегда с необходимой долей властной плавности и естественности.

"Но прожил жизнь / И ухожу в слова." – завершает Синельников стихотворение "Арык". Хотя в слова он всегда уходил и в самом течение дней, иначе невозможно было бы ему существовать. В этом и спасение и одновременно способ плотнее прильнуть к жизни. На этой грани двух стихий, двух миров – "… не смогут цветы /отцвести."

"Уходя от себя , далеко я забрел / И не знаю, когда я вернусь." ("Сон"). В этих пластичных строчках сильного в целом и выражающего авторскую сущность стихотворения снова пребывание в тех же двух стихиях – реальности и сна-миража. "Воздух тленья текущий от статуй...", "Оплетающий мысли дымок..." (из "Этот привкус ее сладковатый...") и – "Нежный запах забывшейся мглы" – какая удача найти такие образы! – переходят, перетекают в иные сферы. Мечта – "Навсегда превратиться в него.", в дымок трансцендентальности, тот, который за пределами опыта. "Мир соблазнений, мучений, страстей – / К жизни его /Вызвать отрадно из мысли своей, /Из ничего." ("Вишну"). О том же, но в ином роде "Тюркский мир" – сон, в котором "пастушок, дующий в тростинку, на берегу неведомой реки." Город детства теперь манит также, как неведомое, хоть и был когда-то знаком. И влечет и тянет "Туда, где просветлею и сгорю..." ("Буддийское стихотворение"), и "...снова встречу самого себя...". "Стремленье обратиться вспять..." полно энергии и непреодолимо. Оно зовет в дни, где "...молчал, собирая слова..." и где "...под облаком, полным созвучий, / Поворачивал беркут крыло." Что выражено – вдруг возникающим поворотом крыла беркута? – воздух неба и особый, поднимающий его пласты, взрывающий их, полет мощной птицы, и еще – свое видение движения пространства, свое сотворение мира и глубинное его прочувствование. Для такого поэта строки, которые в некотором роде являются как бы штампом ("Где опрометью мчится ключ в долину/Из тьмы времен...") и выражают "накатанную" что-ли энергиею, – на мой взгляд, уход от его природной чуткой глубины. Но невозможно писать все время на одном высоком уровне и срабатывает порой сила раскрученного и до некоторой степени вхолостую, тщетно работающего мотора. Хотя автору известно, наверное, лучше всех, что надо выжидать прихода того, что так поразило в этой неоднократно перелистываемой книге. Хотелось сказать всё это Михаилу Синельникову, приникнув к его стихам, к его сильной, мучающейся, полной музыки душе.

Но в блеске Формы, в торжестве ее сияния – поет преображение Хаоса, преодоление боли. А Михаил Синельников неизменный рыцарь Формы.

Точность поставленного в строку слова – сродни огранке драгоценного камня. Тонкий, безошибочно точный вкус, виртуозная поэтическая техника, так необходимые стихам в их самозабвенной непреднамеренности, – кажутся поводырями, неуклонно ведущими к осуществлению замысла.

Такие стихи звучали бы уместно в зале с классической скульптурой, если бы подобные чтения устраивались в ее окружении. Красота мрамора не была бы поколеблена, покороблена чуждыми течениями, ощущая родственность со звучащим.

Индивидуальные переживания в стихах взмывают к уровню, который над ними, оставаясь связанными с первоначальной реальностью. Классика? Ну да, то вещество классики, которая никогда не устареет и не обветшает и будет существовать всегда, потому что она – определенная особенность энергии души, свойственная разным временам и поэтому не имеющая отношения только лишь к тому или ином отрезку времени, хотя и берет из него свои темы, как отправные точки творчества.

Как отрадно отдыхаешь на прекрасной, точной, полной рифме поэта. Какую силу, – именно силу она дает после неряшливости или кривляний иных, сбитых по звуку. А строка утверждает себя уверенной пластикой, но бывает, хоть и реже, что и дымчатой, мягкой плавностью.

Я бы советовала читать эти стихи утомленным, усталым людям, потому что их наплыв и накал укрепляюще-целебен. А эстетизм, тот, который без всякого напряжения доведенн до абсолюта, – тоже поток света, даже если сюжет и настроение стихотворения горестны, потому что Форма преображает и эти тона переживаний, и здесь утверждая силу.

Баланс присущий соразмерности, – не той, что искусственно сконструированна и чья поддельность, красующаяся своей ложной причастностью к высокому и позирующая, обычно сразу бывает видна, а – соразмерности, природно связанной с творческой интуицией, возводит здание стихотворения Михаила Синельникова и музыкально длит его строки настолько насколько они и должны продлиться, определяя их неукоснительно безусловное пространство.

И та энергия, которой, как уже говорилось, пронизаны стихи поэта, – не из рода бойкости, с ее порой разухабистой беззастенчивостью, она – полна, и в наполенности своей – полнозвучно плотна, и тут, в невыплескивании через подспудно очерченную линию, интуитивно не забывая о Гармонии. И сострадание – тоже сиянье ее ауры, так же как и любовь, пусть порой и «в переменчивой форме». И нет почти изнеможения силе слова.

Я словно слышу как читает эти стихи Михаил Синельников, как при этом его голос сам упивается победой их строя и всегда концовка победна в интонации, и голос, взлетая в ней и захлебываясь высотой взлета, говорит о том же, доказывая даже миражи: И вновь бегу, бегу из дома/ В Китай за синей стрекозой.

Сквозь испытания и страдания, воодушевление и блаженство, сквозь трепетно-пристальные наблюдения за их явлениями, сквозь всю эту переплавленную в ритмы и звуки жизнь – в стихах звучит неколебимый характер.

Знает ли автор об этом?

Слову его стихов это известно.


Оценить:

Оценка: 5.2 - Голосов: 10


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
29.01.2023

«Уникальная Россия»

Презентация бюста в бронзе философа и писателя Александра Зиновьева прошла в Гостином дворе.
29.01.2023

Не стало Дмитрия Курилова

Трагически погиб бывший сотрудник «Литературной газеты».
28.01.2023

Цветаева ушла за 7 миллионов

«Литфонд» провел очередные торги, самой дорогой продажей которых стала рукописная книга Марины Цветаевой.
27.01.2023

«Жемчужины России»

В выставочном пространстве Галереи «Листок»  состоится открытие выставки живописи.
26.01.2023

«Яблочный Спас»

СП России объявляет конкурс для отбора произведений, посвященных труженику села, садоводу, селекционеру.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

Общество
Воеводина Татьяна

Без иллюзий

На новом витке исторической спирали видим трудный переход к новому мироустройств...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Финский форпост

В новогодних выступлениях лидеры государств направляют гражданам важные, на их в...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда