Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2019 г.
  4. № 45 (6712) (06.11.2019)
Литература Общество Мнение Образование

Словесность сохранит в человеке человеческое

Наталия Солженицына о вызовах эры искусственного интеллекта

06 ноября 2019
Н.Д. Солженицына на съезде Общества русской словесности

Пятого ноября в стенах МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках II съез­да Общества русской словесности открылся Всероссийский съезд учителей и преподавателей рус­ского языка и литературы. Погово­рить о русском языке как о храни­лище духовных ценностей, основе общегражданской идентичности, объекте национальной безопасно­сти собрались преподаватели рус­ского языка и литературы высших учебных заведений, руководители образовательных учреждений, сотрудники музеев и библиотек, представители издательств, мето­дисты и педагоги дополнительно­го образования. Тон обсуждению места русской словесности в си­стеме гуманитарных знаний задало обращение к участникам съезда Наталии Солженицыной, вдовы писателя, президента Русского благотворительного фонда Алек­сандра Солженицына:


– Драгоценные наши словесники!

Школьным учителем был и Алек­сандр Исаевич Солженицын. Школу он любил всю жизнь, преданно и при­стально. В самой ранней его повести есть такие слова: «Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, а с пер­вым признаком того, что урок перестал приносить радость, – надо бросить шко­лу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогас­шим». Конечно, эти слова написаны идеалистом, звучат как некая максима, которую опрокидывает «правда жизни». Однако правда истории, истории всяко­го развития полна примерами проры­вов, совершённых именно идеалистами, теми, кто верил в достижимость невоз­можного.

В нашем восприятии время течёт неравномерно. Сейчас мало найдётся таких безмятежных, кто не видит, что мир вокруг нас меняется стремительно. И вызовы наступающей, вернее, уже наступившей технократической эры, эры искусственного интеллекта – уже при дверях. Отгородиться от них невоз­можно, придётся эти вызовы встречать. Тех, кому кажется, что это далеко от нас и наших проблем, хочу уверить – имен­но в таком мире совсем скоро предстоит жить нашим детям и внукам, и мы обя­заны их к этой жизни готовить.

Важно, однако, заметить, что сам по себе технический прогресс, в отрыве от гуманитарного знания и нравственно­го развития, нисколько не способству­ет улучшению человеческой природы. Новейшие же успехи и головокружи­тельные перспективы искусственного интеллекта и вовсе грозят вытеснить человеческое в человеке – если мы будем пользоваться новыми возможно­стями бездумно и неосознанно.

Паника по поводу вытеснения чело­века неуместна. Но те страны и обще­ства, которые надеются в нарастаю­щем ритме технологической револю­ции уж если не преуспеть, то хотя бы не отстать катастрофически, должны уделять живое и деятельное внимание среднему школьному и высшему обра­зованию. И хотя очевидно, что претер­певать существенные изменения будет в первую очередь содержание точных и естественно-научных предметов, но, парадоксальным образом, наибольшее значение для необходимого диалога человеческого и машинного интеллекта, для того, чтобы люди не оказались побе­ждёнными их же порождением, приоб­ретают содержание и качество обучения в предметах гуманитарного цикла, пре­жде всего – языка и литературы.

Тут два существенных момента. В самые ближайшие десятилетия, когда начнёт радикально меняться наша повседневная жизнь, наряду с исчез­новением ряда традиционных профес­сий возникнет большое число новых. В частности, значительно вырастет потребность в людях из нетехнических областей знания, умеющих работать с текстами, в людях – назовём их услов­но «сценаристами, психологами, режис­сёрами», – которые были бы способны, например, детально продумывать каж­дый шаг на пути обучения машин аде­кватному реагированию на человека и пребыванию в границах установлен­ных этических норм. Список умений и навыков из гуманитарных областей, которые потребуются в новой реально­сти, продолжать можно долго.

Второй момент – станет обычным делом смена в течение жизни несколь­ких профессий, то есть пожизненное обучение.

Всё это, вместе взятое, означает, что для будущей жизни каждого школьни­ка первостепенную важность приобре­тает само умение учиться, овладение инструментами и навыками этого уме­ния. Вероятно, в этой аудитории все согласятся, что главным таким навыком является чтение. Я имею в виду не бег­лое проглатывание слов, а способность извлекать и усваивать смысл, анализи­ровать текст, воспринимать его крити­чески, способность выделять инфор­мацию, даже и скрытую, стремление к самостоятельным выводам.

В связи со всем сказанным огромную важность, но и тревогу вызывают про­екты новых образовательных стандар­тов для школы, которые предстоит при­нять и которые будут иметь решающее влияние на ход, направление и качество обучения в наших школах. Некоторое время назад Министерство (тогда ещё образования) создало рабочие группы экспертов по каждому предмету с целью уточнения критериев для измерения освоения учениками образовательных программ. Я работала в группе экспертов по предмету «Литература», наши пред­ложения мы разрабатывали тщательно, детально и ответственно. Но в главном они не нашли отражения в проекте стан­дартов, как и предложения некоторых других общественных, научно-педаго­гических и экспертных групп, например площадки «Образование» Общероссий­ского народного фронта или великолеп­ного образовательного центра «Сириус».

Налицо расхождения по важнейшим вопросам – что включать в националь­ный культурный канон, в обязательное для каждого школьника нашей страны ядро чтения, а что оставить на выбор учителя; надо ли строго распределять список произведений по годам обуче­ния, что неизбежно окажется слишком трудным для одних детей и тормозяще простым – для других; как должен стро­иться контроль за образовательным процессом.

Если перегрузить учеников невыпол­нимо большим обязательным списком, это лишит их возможности вдумчивого чтения. Важно не количество прочи­танных текстов, а удастся ли научить школьника воспринимать и толковать заложенные смыслы, удастся ли моти­вировать его самостоятельно размыш­лять над вопросами, которыми мучи­лись наши классики и мучаются писа­тели-современники. Если же закрепить конкретные тексты за конкретными годами обучения – это, безусловно, облегчит и упростит контроль, но лишь за формальным знакомством с текста­ми, а не за качеством, не за приобретён­ными в школе навыками чтения.

Новые стандарты слишком важны, чтобы можно было пренебречь дости­жением по их поводу общественного и профессионального согласия.

В наше трудное время желаю всем вам, самым важным, самым дорогим нашим учителям, – здоровья, душев­ной ясности и твёрдости.

Тэги: Прямая речь Словесность Наталия Солженицына
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Мы никуда не уйдём из Газы»

    23.10.2023
  • «Иноплеменные слова» в поэзии А.С.Пушкина

    31.10.2021
  • Прямая речь

    29.07.2020
  • Как нам обустроить изящную словесность

    27.11.2019
  • Юбиляция

    24.07.2019
  • Юрий Болдырев: «Не надо давать себя стричь…»

    96 голосов
  • Наталья Поклонская: „Не надо марать святыни!“

    80 голосов
  • Юбиляция

    67 голосов
  • Имитация патриотизма

    36 голосов
  • Не скатиться бы до слаборазвитых

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS