Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 декабря 2021 г.
  4. № 51 (6814) (22.12.2021)
Культура Юбилей

Веер и динамит

100 лет постановщику первого советского сериала

22 декабря 2021
Кадр из фильма «Помни имя своё»

Открывший эру телекино фильмом «Вызываем огонь на себя», Сергей Колосов начинал в театре и не изменил ему: все его картины носят несмываемую печать кулис. Жирная актёрская игра с комканьем платков на груди, вскриками от горя и озорным поблёскиванием пенсне. Много канкана и романсов под гитару «на бис». Высоченные, будто под сцену, декорации больничных палат и тюремных казематов. Декламационные обращения в камеру. Даже брак у него был академическим: полвека рука об руку с примой Театра армии Людмилой Касаткиной, сыгравшей в фильмах мужа все свои ведущие роли, кроме укротительницы тигров и пантеры Багиры.

 

Отношения со столь доминантной особой, очевидно, и определили основной профиль Колосова: всю свою лиру без остатка он посвятил конспирации. Мятежники, заговорщики, красные и белые шпионы, эмиссары заграничных центров и легендированные шаманы будущих бурь шумной толпой прошли через его кино, напускной беспечностью стараясь не привлечь ничьего внимания и привлекая внимание всех. Как в драмкружках Дома офицеров, он иногда прослаивал героический репертуар костюмными водевилями для жён комсостава («Душечка», «Укрощение строптивой»), но непременно возвращался к тайнам советского двора и паролю «Больной нуждается в докторе».

Подлинные деяния сещинского подполья и необычно качественный сценарий ветерана разведки Овидия Горчакова выделили «Вызываем огонь на себя» из этого ряда. Интернациональная группа наводила бомбардировщики на главную авиабазу группы «Центр», минировала самолёты на старте и уничтожала экипажи прямо на земле, в зонах отдыха. Умелая возгонка интриги и аранжировка её музыкой Шнитке как-то сглаживала факт, что исполнительница главной роли ровно вдвое старше героини (командиру подполья Морозовой едва исполнился 21 год) и что за столь настырное интересничанье с охраной аэродрома гестапо сцапало бы её уже в первой серии. Впрочем, именно по результатам показа Морозова посмертно стала Героем: к 20-летию Победы новый генсек снял инерционные подозрения с погибших в застенках подпольщиков – и указы о награждении Киевского, Минского, Одесского, Симферопольского сопротивления заняли всю центральную вкладку юбилейной «Правды».

На фильме Колосов явно установил рабочие контакты с пиар-службой КГБ: без её архивов и доверенных консультантов были бы невозможны ни хроника ВЧК «Операция «Трест», ни история белоэмигрантского сопротивления «Мать Мария», ни даже международный розыск детей в «Помни имя своё». Как и целевая армейская аудитория, он предпочитал служить Родине подальше от её границ: «Свеаборг» снимался в Хельсинки, «Помни имя своё» – в Кракове, «Мать Мария» – в Париже. Козинцев называл выездные сюжеты «сценарием с приданым» – начиная со «Свеаборга», Колосов их сам себе и писал. Казалось, «Операция «Трест» тоже делалась ради командировок в Париж, но заинтересовать копродукцией иноземцев не удалось, и Париж строили на «Мосфильме».

На «Тресте» же провисла и разоблачительная интонация: к 50-летию Октября назрела профанация революционной героики, и взаимное дуракаваляние ГПУ и реставраторов царизма буквально бросалось в глаза. Профессорские бородки и злодейская брошь в виде паука смахивали на «Союз меча и орала», таксист в холмсовской кепке походил на Козлевича, а лукавая улыбка Джигарханяна – Артузова перевешивала все комментарии историков спецслужб. Добряк Колосов резвиться артистам не мешал: игра в нэп, Воробьянинова и ананасы с рябчиками давно уже захватила образованные слои.

Идолу конспирации, эмблемному для его кино, это не противоречило.

Казалось, в преклонные годы он вот-вот повернётся в экран и спросит секретным голосом: «У вас продаётся сервиз на шесть персон?» – и радостно захохочет.

Денис Горелов

 

Тэги: Денис Горелов Сергей Колосов
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Венец творенья, дивная Диана

    24.08.2022
  • Старый ворон чёрный

    06.07.2022
  • Чудо как хорош

    25.05.2022
  • Это просто праздник какой-то!

    04.05.2022
  • Долюшка генеральская

    20.04.2022
  • Старый ворон чёрный

    43 голосов
  • Женщина русского хулигана

    43 голосов
  • Венец творенья, дивная Диана

    38 голосов
  • Верность

    37 голосов
  • Долюшка генеральская

    37 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS