В советские времена манящая и благополучная Прибалтика (своя Европа!), теперь в ленте российских новостей упоминается часто, но в другом контексте. Страны Балтии демонстрируют враждебность к России, в кризисе отношения с Белоруссией, острый конфликт наметился у Литвы с Китаем. На этом фоне в нашем обществе возникают новые стереотипы, но насколько они верны? Или дела обстоят ещё хуже? В этом поможет разобраться Альгирдас Палецкис, первый в постсоветской Литве политик, которого осудили по статье «Об отрицании советской оккупации».
– Альгирдас, в конце ноября в Вильнюсе, по сути, снесли памятник поэту Пятрасу Цвирке, о чём рассказала и «ЛГ». Его «вина»: жил и творил в советские времена, вступил в ВКП(б). Памятник талантливому человеку, ушедшему из жизни в 1947-м, убрали с глаз долой. Видимо, и память об Эдуардасе Межелайтисе также не очень у вас чтится. Поэт мирового значения, но ведь лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда! На сломе СССР и у нас сносили памятники, а недавно в США свергали былых героев, цензурируют литературную классику. Литовцы народ взвешенный, рассудительный. Но у вас тоже стреляют в прошлое из пушек. Почему?
– Дело в том, что у нас установился реваншистский, псевдодемократический режим. Известный писатель Витаутас Петкявичус (кстати, активист национального движения «Саюдис», но потом беспощадно критиковавший его лидера Витаутаса Ландсбергиса и всю его идеологию) ещё при жизни, а умер писатель в 2008 году, констатировал элементы фашизации. А при таких режимах, как известно, хватаются за пистолет при слове «культура». Поскольку времена всё-таки изменились, то пока лишь сносят памятники и неугодных людей шельмуют в официозных СМИ.
У нас в Литве присутствует и элемент исторического реваншизма. Властители никак не могут простить деятелям культуры прошлого (а таких было много) поддержку Народного сейма Литвы или участие некоторых из них, включая классиков литовской литературы П. Цвирку, С. Нерис, А. Венцлову и других, в юридических процедурах вхождения Литвы в состав СССР в 1940 году. Для нынешних литовских политиков они «советские коллаборационисты». И с ними, давно ушедшими в мир иной, продолжают своеобразную «гражданскую войну». Поэтому пытаются стереть не только из человеческой памяти, но и с лица литовской земли любые материальные приметы прошлого, а в душах людей посеять пустоту, сделать манкуртами в своём отечестве. Стирается литовское национальное наследие.
Есть ещё один существенный момент в политике «исторического беспамятства». Как известно, всё познаётся в сравнении. И сравнение культуры советской Литвы и теперешних культурных суррогатов говорит само за себя. Философ А. Юозайтис, один из отцов-основателей «Саюдиса», который, надо признать, руководствуется объективностью в оценках и чувством справедливости, назвал советский период «золотым веком литовской культуры». И действительно, столь выдающихся достижений, как тогда, Литва ни до, ни после не имела.
Писатели Ю. Балтушис и Й. Авижюс, поэты Э. Межелайтис и Ю. Марцинкявичус, театральные режиссёры Ю. Мильтинис и Г. Ванцявичюс, актёры Д. Банионис, Р. Адомайтис, Ю. Будрайтис, А. Масюлис, скульпторы Г. Йокубонис и Ю. Микенас, оперные певцы В. Норейка и Э. Канява, художник С. Красаускас (его рисунок по сей день украшает страницы вашего журнала «Юность») были известны далеко за пределами Литвы, являлись мировыми знаменитостями.
А что у нас сегодня в области культуры? Совсем немногие театральные режиссёры и актёры держат марку, представляют литовскую культурную традицию в Европе, в том числе в России. Это, кстати, и форма трудовой эмиграции нашей творческой интеллигенции. А что делать? Например, Литовская киностудия приватизирована, здания снесены – ныне там квартал жилых домов, и как горькая ирония – улица названа именем Витаутаса Жалакявичюса, классика литовского кинематографа, творившего в советский период.
Стоит вспомнить и упомянутого вами выдающегося литовского поэта, имя и творчество которого теперь в Литве предано забвению, – Эдуардаса Межелайтиса, умершего в 1997 году. Он успел увидеть первые плоды «культурной» политики новых властей. В одном из редких интервью он заявил, что после нынешних «реформаторов» на месте литовской культуры останется глубокая яма, как после нашествия Гитлера.
Февраль 1988 года. Литовцы вышли на митинг против вмешательства США
во внутренние дела Советской Литвы.На транспаранте надпись:
«Господин Рейган, разрешите нам самим выбирать свою судьбу». Не разрешили…
Фото: Мариус Баранаускас / РИА Новости
– Вы учились в Европе, представляли там Литву на дипломатической службе. У нас в России не отрицали и не отрицают достижений европейской культуры, мировая классика изучается в школах и вузах, консерваториях, выходят книги, ставятся спектакли, проходят выставки. Что случилось в Европе с «традиционными ценностями»? Засмотрелись на США? Оторопь берёт. Куда движется добрая старая Европа?
– Кстати, чиновники из нашего министерства образования уже предложили отказаться в школьных программах от изучения Шекспира, Гёте и других европейских гигантов культуры. Для таких политиков тезис о «возвращении Литвы в Европу» с самого начала означал, по сути, американизацию литовской жизни и культуры. Тем более что исторически сложилось так, что в США проживает большая литовская диаспора, её представители играли существенную роль в проводимом политическом курсе, в том числе в области культуры. Новые постмодернистские «ценности», вернее сказать антиценности, как раз и были запущены в мир из Америки.
Освальд Шпенглер был прав, когда в начале XX века примерно в таком виде описал закат Запада. Расцвет западной культуры приходится примерно на XVII–XVIII века. Далее шёл главным образом технический прогресс, а культура развивалась лишь в отдельно взятых областях, в то время как общая тенденция двигалась вниз. Я это связываю с утратой духовного стержня западной цивилизации – христианства. Нет стержня – нет культуры. Почему христианство стало затухать? Наверное, каждая великая идея имеет юность и старость. Всё временно. Однако это не значит, что Запад обречён. Его упадок может перерасти в свою противоположность – но такие процессы в истории, увы, не протекали мирно и спокойно.
Литву ныне назначили быть тоже Западом, хотя мы – мост между западной и русской культурами. Наша вестернизация – искусственная. И меня не удивляет, что в Литве ныне разгорелась нешуточная борьба с так называемым новым гендернизмом, с попытками узаконить однополые браки и т.д. Много лет молча наблюдавший за новшествами, которые ему предлагал Европейский союз, глубинный литовский народ проснулся. Минувшим летом в Литве прошла серия самых многолюдных со времён «поющей революции» митингов. От властей требовали отказа от ратификации Стамбульской конвенции и закона о партнёрских отношениях, защиты традиционных ценностей, требовали отставки правого либерально-консервативного правительства.
В итоге это привело к серьёзному политическому кризису. Можно сказать, что люди осознали: их ведут не туда. «Старая добрая Европа» оказалась не тёплым и уютным домом, а чем-то другим. Но надо понимать и расчётливый, хозяйственный характер литовцев. Пока ЕС щедро платит из структурных фондов, литовец не прочь попользоваться благами. Однако то, что вместе с этим навязываются чуждые ценности, ему явно не по душе. То, что всё это в одном пакете, он пока предпочитает как бы не замечать. Но рано или поздно придётся выбирать. Уже сейчас в рядах весьма разношёрстной так называемой несистемной литовской оппозиции нарастает понимание этого обстоятельства.
– Как наблюдатель за общественными процессами, пусть и посаженный под присмотр спецслужб, что вы особо выделяете в происходящем в стране? С русскими разошлись навсегда? Русская культура как-то представлена? Или людям не до того? Почему население сокращается?
– Действительно, за 30 лет «независимости» (беру термин в кавычки, поскольку Литва ныне полностью зависима от Вашингтона и Брюсселя) никакой реальной «историей успеха» Литва похвалиться, к сожалению, не может. Некоторые политологи даже утверждают, что ни одна из стратегических целей, продекларированных в Акте о восстановлении независимости Литовского государства от 11 марта 1990 года, так и не достигнута. Людей обманули.
Литва оказалась сегодня на задворках капиталистического Европейского союза. По официальной статистике, четверть населения республики живёт за чертой бедности, либеральное трудовое законодательство превратило людей наёмного труда, по существу, в бесправных крепостных. Страна занимает лидирующие позиции в Европе по числу самоубийств, употреблению алкоголя, глубине социального расслоения, а сегодня ещё и по коэффициенту смертности от СОVID-19. В то же время она – один из аутсайдеров в ЕС по всем социальным показателям.
Страшная беда – массовая эмиграция. Люди уезжают в поисках работы, приличного заработка или просто не выдерживают сложившейся в республике атмосферы правового беспредела, духовной деградации и политического мобинга. За 30 лет население Литвы уменьшилось на 1 млн жителей: в 1989-м в Литве проживало 3,8 млн человек, в 2020-м – 2,8 млн.
Классик нашей литературы Йонас Авижюс написал роман о деревенской Литве в переломный период истории под названием «Потерянный кров». Нынешнюю пору можно назвать временем потерянных не только хуторов, но и целых деревень, сёл, малых городов. Большинство семей в Литве имеют своих эмигрантов. Идёт процесс депопуляции коренного населения.
Русофобия у нас возведена фактически в ранг государственной политики, стала чуть ли не национальной идеей. Пространство русской культуры постепенно сужается. Отчасти это происходит по естественным причинам: русское национальное меньшинство в Литве сократилось почти вдвое по сравнению с советскими временами, закрылось немало русских школ. Но проводится и вполне сознательная политика по ограничению ареала использования русского языка, то и дело накладывается запрет на вещание российских телеканалов, запрещается концертная и иная деятельность представителей российской культуры и т.п.
Одним словом, литовские власти воюют с географией страны и с её историей, как бы забывая, что живые и обоюдополезные культурные и иные связи Литвы с Россией и Белоруссией складывались на протяжении веков.
– Многие аналитики считают, что капитализм в его нынешнем виде исчерпал себя, нужно переосмысление направления движения, чтобы человечество могло сохраниться и двигаться вперёд. Но, судя по всему, мозгов у западной элиты не хватает от слова «совсем», а с барышами расставаться не хочется. В силу этого готовы на всё. Что же – опять воевать?
– С мозгами у многих нынешних политических лидеров действительно туговато. Дефицит стратегического мышления, как говорится, налицо и на лице. Зачастую это довольно серые личности, по крайней мере, если сравнить с лидерами «Большой тройки» периода Второй мировой войны (и примкнувшим к ним де Голлем). Многое и вправду напоминает предвоенный период. Но есть одно коренное отличие – наличие ядерного оружия, и не только у США. Это (такой парадокс!) удерживает мир от новой глобальной бойни. Что, конечно, не исключает локальных военных конфликтов.
И здесь подходим к вопросу о капитализме. Классики, как известно, утверждали, что империализм без войн невозможен. И в социальном, и в экологическом, и в нравственном плане становится всё более очевидно, что глобальный капитализм заводит человечество в тупик, ставит его на грань самоуничтожения или превращения в некий цифровой концлагерь. Прибыль любой ценой – вот мотор капиталистического прогресса. Но как писал поэт Андрей Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
– На Западе уже традиция винить Россию, представлять её агрессором. Литва тоже «в строю», Украина купила десяток литовских антидроновых ружей DМ4S-UА для борьбы с российскими беспилотниками. Подобное в истории не раз было. Американский оборонный министр – алкоголик Форрестол в 1949-м дошёл до того, что русские всюду ему мерещились, всё твердил: «Русские идут!» – и выбросился из окна. Конечно, у России непростая история, и сегодня немало проблем, но именно мы не раз спасали мир от гибели, от фашизма. Уж не говорю о нашей великой культуре. И сейчас Россия на подъёме. Но на Запад будто бы упало затмение всего этого не помнить и не понимать. Отчего так?
– Да, и у нас, к сожалению, тема «Русские идут!» на полную катушку используется правящим кланом в его политических играх. Как порой в народе шутят: «Уже 30 лет ждём, когда же они придут, а они всё не приходят». Литва не имеет самостоятельной внешней и внутренней политики. Мою страну обрекли на роль протектората иноземных сил. Внешнюю политику диктует Вашингтон, внутреннюю – Брюссель, а «безопасность» обеспечивает военный блок НАТО. Под их диктовку наши политики занимают антироссийскую позицию по всем значимым вопросам. И неважно, идут ли они вразрез с интересами литовского народа и государства или нет. Наглядный пример последнего времени – ситуация с белорусским транзитом и дипломатический скандал с Китаем.
Роль России и Советского Союза в победе над фашизмом у нас или замалчивается, или переписывается. В официальной историографии и даже в Уголовном кодексе утвердилась концепция «двух оккупаций» – советской и фашистской. Причём всё чаще проводится линия, что фашистская оккупация была более мягкой, «европейской», нежели «азиатско-советская».
Русская культура помимо собственной значимости была ещё для литовцев и своеобразным окном в мир. Переводы на русский язык помогали продвижению литовских писателей и всех наших деятелей культуры по всему мировому культурному пространству. Сейчас же, увы, наша культура замкнута в провинциальных стенах, есть исключения, но они подтверждают тенденцию. Ну а народ и русский язык подзабыл, а новый – английский – так толком и не выучил.
– Давать советы, особенно в случаях, когда их не хотят слышать, – занятие неблагодарное. Но что бы вы могли посоветовать литовской элите и тем людям в Евросоюзе, которые несут ответственность за судьбу европейского континента? Замечены ли разумные политики и разумные действия? Или сумасшествие воцарилось окончательно?
– Сумасшествие не может быть вечным. Разумные люди, конечно же, есть. В любом случае я – исторический оптимист. Мы вместе с единомышленниками создали в Литве общественное левопатриотическое движение «Заря Справедливости», которое сейчас преобразовываем в политическую партию с одноимённым названием. Одним из пунктов нашей программы значится восстановление добрососедских отношений с Россией и Белоруссией. В целом мы выступаем за социальную справедливость, восстановление государственного суверенитета и историческую правду.
А нашей литовской элите и всей евробюрократии я бы посоветовал задуматься над словами упомянутого мною писателя Витаутаса Петкявичюса, которые в виде эпитафии начертаны на его могиле в Вильнюсе на Антакальнисском кладбище: «Правда – как природа, не будет её – не будет и нас».
– Накануне Нового года хочу пожелать вам, вашим адвокатам успеха в отстаивании позиции. Если придерживаться принципов демократии, защиты прав человека, за которые, что называется, веками умирала Европа, всё должно по справедливости повернуться в вашу пользу.
– Спасибо! А вам и всем читателям «ЛГ» хочу также пожелать прежде всего здоровья и твёрдости духа в новом, 2022 году!
Военнослужащие армий США и Литовской Республики на международных учениях
«Репид Трайдент – 2015». Такого «взаимодействия» меньше не стало
Фото: Stringer / РИА Новости
«ЛГ»-досье
Альгирдас Палецкис, литовский политик левого толка, публицист, правозащитник, родился в 1971-м в Берне (Швейцария) в семье дипломата, внук первого председателя Президиума Верховного Совета Литовской ССР Юстаса Палецкиса. Окончил Вильнюсский университет, изучал международные отношения в Париже. Работал в МИДе Литвы, был депутатом Сейма республики. В 2009-м стал лидером «Социалистического народного фронта». Не раз обвинялся по политическим мотивам, арестовывался и отбывал заключение. Сейчас отбывает наказание «за шпионаж» (пока в виде домашнего ареста): в июле 2021-го Шяуляйский районный суд признал его виновным и приговорил к шести годам лишения свободы, приговор обжалован. В 2002-м Палецкис награждён орденом Почётного легиона (Франция); кавалер ордена «За заслуги перед Литвой» (2004), но в 2013-м лишён его «за отрицание факта агрессии».