Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 февраля 2017 г.
  4. № 6 (6586) (15.02.2017)
Образование

Как я сдавала ЕГЭ,

Выпуск 6 (25)

15 февраля 2017
Среди принявших участие в недавней акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» музыкант группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев

или Не так страшен чёрт, как его малюют


В конце прошлого учебного года учителей Москвы озадачили: им было предложено сдать ЕГЭ по своему предмету. Мол, детей готовите, а готовы ли сами – интеллектуально, психологически – пройти это испытание?


Конечно, экзамен был предложен как дело добровольное. Но колхоз, как известно, тоже дело добровольное… Реакция учителей была вполне предсказуемой: сдавать не хотелось никому: кто хочет делать лишнюю работу, да при такой занятости, да после уроков. Но были и принципиальные возражения: ЕГЭ для учителей (тем более – литературы!) «унизительно», «а судьи кто?» и т.д.

Я же для себя решила так: ничего унизительного в том, чтобы сдать экзамен по предмету, который преподаёшь, нет, а насчёт «судей»… Наверное, всё-таки стоит доверять тому профессиональному сообществу, частью которого являешься.

Экзамен, замечу сразу, проходил по-взрослому. В МЦКО (Московском центре качества образования) каждый тестируемый (назовём это так!) получал талон с кодом, проходил через турникет, сдавал все личные вещи в шкафчик и заходил в аудиторию, где были установлены камеры видеонаблюдения и, кроме того, работали дежурные. Ни о каком списывании не могло быть и речи.

Сурово, но справедливо.

Конечно было «немножко нервно» (к вопросу о том, кто должен волноваться больше: дети или учителя. Думаю, учителя. Ведь для ребёнка сдаваемый экзамен – просто экзамен, тогда как для учителя – его профессия, его лицо), но только первые десять минут. До тех пор, пока, закончив со всеми формальностями, не получаешь свой вариант работы. Лично я, пробежав глазами тексты (в моём случае Фонвизин – Есенин – Достоевский), почувствовала себя Антеем, приникшем к матери-земле: задышала «почва и судьба».

С этого момента всё остальное, включая волнение, перестало существовать. Минута – и, перефразирую поэта, слова свободно потекли. Готовилась ли я к предстоящему испытанию? Конечно, нет. Как можно готовиться ко всей литературе? Подготовкой был весь мой предшествующий – читательский, писательский, учительский – опыт. Но по пути в МЦКО я, признаюсь, задумалась: КАК писать. Так, чтобы понравиться гипотетическим проверяющим или так, как «влечёт тебя свободный ум»?

И выбрала второе. Потому что нет хуже, чем перестать быть собой. Хотя бы на четыре часа. (Именно столько времени отводится на экзамен.) Я решила доставить себе удовольствие: каламбурила, цитировала современных поэтов, говоря о классиках, и прозаиков, говоря о поэтах, сближала далёкое, соединяла несоединимое…

Четыре часа пролетели, как одна минута. А через десять дней стали известны результаты. Их можно было найти на сайте МЦКО в своём личном кабинете. Два неправильных ответа в тестовой части, 95%. И хотя результат был высокий, я огорчилась и удивилась одновременно, ведь тестовая часть – это база, самое простое. Что я – хорей от ямба не отличила или метафору с метонимией спутала?

Сертификат с результатом экзамена нужно было получать там же, в МЦКО. Поинтересовалась, нельзя ли посмотреть, какие у меня ошибки, ведь на них, как известно, учатся (заставляем же мы детей делать работу над ошибками). Попросили подождать. Ожидание длилось минут 40 (я уже проклинала себя за свою дотошность!).

Наконец принесли мою работу и… новый сертификат – со 100% качества. Оказывается, компьютер «не увидел» два правильных ответа, написанных на другом бланке, и поставил за них нули. Что ж, если уж человеку свойственно ошибаться, то машине тем более.

Подводя итог, скажу, что в целом опыт сдачи ЕГЭ принёс мне, как та ёлочка из детской новогодней песенки, «много-много радости».

Во-первых, радости за себя. Что не побоялась писать так, как считала нужным, «не пыталась угодить». Во-вторых, за экспертов, оказавшихся не зашоренными чиновниками, для которых главное, чтобы «палочки были попендикулярны», а людьми «с чувством и умом». В-третьих, за людей, не поленившихся перепроверить мою работу и восстановить справедливость. В-четвёртых, за сам формат экзамена: как показал опыт, ни знаниям, ни творчеству, прокрустово ложе ЕГЭ не помеха.

И самое последнее. Для коллег, раздумывающих: сдавать – не сдавать.

Прав поэт, сказавший: «Я себе уже всё доказал».

Но прав и другой, сказавший: «Я хочу быть понят моей страной…»

Кто правее? Думается, истина посередине.

Тэги: Школа ЕГЭ
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ещё раз о ЕГЭ

    04.10.2023
  • О сыны, не ждал я зла такого!

    13.09.2023
  • Вам и не снилось

    30.08.2023
  • Единый, он же единственный

    08.04.2023
  • Эдгар По и ненавистный ЕГЭ

    06.04.2023
  • Жертвы ЕГЭ

    100 голосов
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Образовательная «яма»

    62 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS